Абу Муслим ал-Гази - распространитель ислама

Али Албанви
Абу Муслим ал-Гази аш-Шами — легендарный мусульманский полководец, распространитель ислама в Дагестане.


Абу Муслим ал-Гази в некоторых дагестанских письменных источниках отожествляется с такими историческими личностями как ‘Абд ар-Рахман Абу Муслим ал-Хурасани (ум. 755), Маслама ибн ‘Абд ал-Малик (ум. 738) и Абу Муслимом ал-Хунзахи (ум. 1312). Заслуживает внимания недавно выдвинутая гипотеза российского востоковеда А.К. Аликберова (род. 1964). Проанализировав суфийский трактат «Райхан ал-хака’ик ва бустан ад-дака’ик» («Базилик истин и сад тонкостей»), написанный в конце XI — начале XII веков Абу Бакром Мухаммадом ибн Мусой ад-Дарбанди (ум. 1145), он пришел к выводу, что в основу легенды об Абу Муслиме легла биография шафи‘итского проповедника (хатиба) и аскета-подвижника, который жил и распространял ислам на Северо-Восточном Кавказе в Х веке. Уже в XI в. имя Абу Муслима аз-Захида было включено в состав «разрядов святых» («табакат ал-аулийа»). Мистик ад-Дарбанди сообщает о нём ряд кратких, но крайне любопытных биографических данных (апокрифические сказания об Абу Муслиме, предания о его духовных связях и т. д.).


И, так Абу Муслим современных легенд — это обобщённый образ героя-исламизатора, возникший благодаря слиянию воедино нескольких прототипов исламских миссионеров арабского, иранского и местного происхождения, действовавших на Северо-Восточном Кавказе в VIII–ХVI вв. С именем Абу Муслима предания связывают повсеместное распространение ислама, назначение и утверждение местных мусульманских правителей. Ему приписывается курайшитская генеалогия, восходящая к ‘Абд ал-Мутталибу ибн Хашиму (497–578), деду пророка Мухаммада, его родиной объявлен аш-Шам (ныне часть Сирии).


Как видно из дагестанских хроник и строительной надписи ХVIII–ХIХ вв., с именем Абу Муслима связывается соборная мечеть в г. Дербент, а также ряд мечетей старейших лезгинских, агульских, даргинских, табасаранских, цудахарских, аварских селений (Кала-Корейш, Камах, Каракюре, Ахты, Кочхюр, Мака, Рича, Фите, Акуша, Джафуг, Кумух, Чох). Ему приписывают несколько «святых» мест (зийарат, пир) — в селах Чурдаф, Хучни, Хунзах, Ахты, Чох (в квартальной мечети сел. Чоха Е.М. Шиллингом [1892–1953] было обнаружено два знамени, старое и новое).


В тоже время, арабские авторы IX–XII вв., описывая процесс завоевания и исламизации г. Дербент и других дагестанских земель, называют Масламу ибн ‘Абд ал-Малика (685–738) — крупного арабского полководца, брата халифа Хишама ибн ‘Абд ал-Малика (691–743), правителя Ирака и Хорасана. В дагестанских же хрониках имя Масламы заменено именем ‘Абд ар-Рахмана Абу Муслима ал-Хурасани (700–755), свергателя династии ‘Умаййадов. Однако в Дагестане Абу Муслим ал-Хурасани, как известно не был. Дагестанский учёный и просветитель ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910) пишет о другом Абу Муслиме, прибывшем в Дагестан с миссионерской деятельностью.


Другой же шайх Абу Муслим, который в пятом веке Хиджры прибыл сюда с семьей из Аравии, занялся в Дагестане распространением религии — умер в сел. Хунзах. Как известно, в сел. Хунзахе существует традиционно почитаемая могила Абу Муслима, где в здании, возведенным над ней, хранятся сабля и халат. Сабля, приписываемая Абу Муслиму, имеет слегка изогнутое лезвие длиной 90 см и шириной 4 см с канавкой посередине, а также ручку длиной 12 см. На лезвии вырезаны тамга и надпись, по-видимому, не позднее ХIV века. Надпись эта читается с трудом по причине потертости, но все же на ней можно, видимо, разобрать следующее: «Сделал медник Мухаммад ал-Езди», то есть из иранского города Езд.


Известный кавказовед (дагестанского происхождения) прошлого столетия А.-К. Бакиханов (ум. 1847) писал, что шайх Абу Муслим «жил с семейством своим в Дагестане» в V веке по Хиджре (между 1009 и 1107 годами), в «Хунзахе показывают его могилу под каменным сводом», где «хранятся его сабля и верхняя одежда — халат». Еще одну версию происхождения Абу Муслима мы находит в дагестанского историка Ш.М. Хапизова (род. 1979). Так, Абу Муслим этого автора наделен нисбой «ал-Хунзахи».


По мнению исследователя, ценным при выяснении личности Абу Муслима является обнаруженный дагестанским востоковедом М.Г. Шехмагомедовым (род. 1981) в коллекции рукописей ’алима Багужалава ал-Мачади (1696–1770) список средневековых дагестанских суфиев, составленный во второй половине XVIII в. в обществе Гидатль. Он ценен тем, что список из шестидесяти суфиев Восточного Кавказа начат с Абу Муслима ал-Хунзахи, чья духовная силсила восходит к ‘Абд ал-Кадиру Джилани (ум. 1166). Вместе с Абу Муслимом ал-Хунзахи в числе приверженцев суфизма в этом списке указаны также Ахмад ал-’Ашди и ал-Хасан ал-Хири (из сел. Шири, Дахадаевский р-он).


Дагестанский историк Т.М. Айтберов (род. 1947) исследовал надмогильные памятники обоих суфиев и установил, что первый из них являлся шайхом тариката Сафавийа, а второй — Сухравардийа. Более того, в эпитафии ал-Хасана ал-Хири указано, что в этой могиле похоронен шайх ал-Хасан, сын Мухаммада, сына шайха Шихаб ад-Дина Сухраварди, который «сражался среди этих гор и скал… с неверными» и погиб, распространяя здесь ислам в сентябре-октябре 1306 г. Таким образом, по мнению Ш.М. Хапизова, говоря о происхождении шайха ал-Хасана ал-Хири, необходимо заметить, что его дедом являлся фактический основатель братства Сухравардийа, племянник Абу Наджиба ас-Сухраварди (ум. 1168) — шайх Шихаб ад-Дин Абу Хафс ‘Умар ас-Сухраварди (ум. 1234).


В XIII–XV вв. газийские походы ширваншахов проходили уже при поддержке суфийских тарикатов, привлекавших широкие массы городского населения к участию в священных войнах. Вполне вероятно, что вышеназванный шайх ал-Хасан ал-Хири исламизировал население Зирихгерана/Кубачи и прилегающих селений при поддержке могущественного вазиря Хулагуидов Рашид ад-дина ал-Хамадани (ок. 1247–1318).


Подобным образом организовывались в дальнейшем походы на территорию Дагестана сефевидскими шайхами, ставшими позднее ши‘итами. Можно полагать, что газийские походы XIII в. на территорию Сарира организовывались суфийскими шайхами тариката Сухравардийа, к которому, вероятно, принадлежал и шайх Абу Муслим ал-Хунзахи.


Поскольку в ряде дагестанских письменных источников указывается, что именем Абу Муслим было ‘Абд ар-Рахман, а из переписки Рашид ад-Дина ал-Хамадани известно, что у шайха ал-Хасана, погибшего в сел. Шири, был брат — шайх ‘Абд ар-Рахман, известный также по лакабу как «Джамал ад-дин», т. е. «красота религии», можно выдвинуть догадку, — пишет дагестанский историк, что Абу Муслим ал-Хунзахи, умерший в 712 г. х. (начался 16.05.1312), являлся родным братом ал-Хасана ал-Хири (аш-Шири), погибшего в 706/1306 г.


В тоже время, по крайней мере, в одном письменном источнике XIX в. имя шайха указано как Хасан-Абу Муслим, в связи с чем Т.М. Айтберов полагает, «что здесь мы имеем дело с контаминацией двух реально существовавших в истории исламизаторов Дагестана», т.е. шайхов Абу Муслим, похороненного в сел. Хунзахе, и ал-Хасана, погребенного в сел. Шири. Учитывая, что первый из названных шайхов известен и под именем ‘Абд ар-Рахман, можно полагать, что Абу Муслим (араб. — букв. «Отец мусульманина») является почетным лакабом этого проповедника. Отметим, что в одном из силсила дагестанских шайхов Халватийа, выявленных дагестанским арабистом Ш.Ш. Шихалиевым (род. 1974), Абу Муслим назван как «первый» из них. Его преемниками указаны Йахйа ал-Бакуви (ум. 1464), Йусуф ал-Мушкури (ум. 1485), его сын Ахмад и после него шайх Ахмад аз-Зиригерани (упоминается в документе 1553 г., а также в списке суфиев, составленном в Гидатле в конце XVIII в.), от которого иджаза была передана шайху Салиху из сел. Кала-Курайша. Таким образом, мы имеем указание на то, что Абу Муслим ал-Хунзахи состоял в силсила шайхов тариката Халватийа, что, впрочем, может объясняться и тем, что этот тарикат имеет в XIII в. общих шайхов с братством Сухравардийа.


Следует подытожить, что в современном Дагестане, в исторической средневековой литературой, под собирательным образом личности Абу Муслима ал-Гази — распространителя ислама в Дагестане, подразумевают как минимум ещё четыре: Маслама ибн ‘Абд ал-Малик (685–738), Абу Муслим ал-Хурасани (700–755), Абу Муслим аз-Захид (Х в.) и Абу Муслим ал-Хунзахи (ум. 1312).


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Маршрут похода Абу Муслима в Дагестане.


АШ-ШАМИ, АШ-ШАМИЙА — нисба указывающая на принадлежность её носителя к региону Шам (аш-Шам).

АШ-ШАМ — Сирия; арабский термин Аш-Шам подразумевает также территорию современных Ливана, Сирии, Иордании и Палестинских земель (включая государство Израиль), в то время как его западный синоним Левант охватывает также Египет, Кипр, Турцию.