Наши встречи с Матушкой Ксенией

Аркадий Костерин
   Давно уже мне хочется написать о встречах моих и моей жены со Святой Блаженной Ксенией. И о том, какую огромную роль сыграла эта святая в нашей жизни.
Вот отрывок из воспоминаний жены, её батюшка благословил, и она написала:

 …А святые заступники как помогали! – Помню, как канонизировали в 1988 году Ксению Блаженную. Я тогда работала на Васильевском острове, рядом со Смоленским кладбищем, где издавна люди почитали Ксению. Там её могилка, над которой построена скромная часовня. В 93 году мы 6-го февраля стояли в мороз 28 градусов почти час, чтобы войти в часовню. Тогда приехал любимый всеми нами Патриарх Алексий, помолиться Ксении, а мы и рады были помолиться вместе с ним. Сколько я в то время помощи от неё получила – надо было детей спасать от этого хаоса. Те годы были для всех тяжёлыми. Но ходить к Ксении было легко, как на крыльях летела рано утром перед работой, или вечером. Но, надо было, хоть на 10 минут к ней забежать, попросить защиты.
Тогда годы были тяжёлые, чем кормить детей, не знала. Хорошо, что была морковка с рисом, или тыква. Сын спрашивал: Мама, а где мяско в борще? – Ни мяска, ни масла, в холодильнике пусто. Зато, в доме всегда весело – дочка в школе преподавала, все её дети к нам ходили гурьбой на чай. А к сыну иногда Преображенский полк собирался – тогда мальчики все пошли заниматься военной историей. Шили костюмы, обсуждали походы, реконструкции. Каждый год у них был Ледовый поход и Бородино. Наши дети тогда отличались от нынешних, но и мы, родители, понимали, что без помощи Божьей никуда!
Как-то в году 94-м 2го февраля я смогла поехать к Ксении утром. На кладбище никого, ветер ледяной и снег мокрый. Зашла в часовню, помолилась, свечку поставила и бегом к метро, чтобы не простыть. В такую погоду и собак на улице нет. Вхожу в метро, хоть бы согреться, плащ промок, в кармане последние 10 руб на хлеб. Жду поезда, вокруг всё стало как в тумане, людей нет, тихо как в космосе. Смотрю, передо мной женщина стоит и смотрит на меня, чего-то ждёт. А я смотрю на неё – Боже мой – бледная, в платочке, бедно-бедно одетая, а на ногах какие-то галошики на босу ногу. (В то время было много бездомных, голодных пожилых людей, почти раздетых, сердце сжималось, глядя на них, в моём Петербурге.) – Я, конечно в карман, там 10 рублей на хлеб и 10 на дорогу. Чувство такое, что она спрашивает меня о чём-то, хотя не говорит ничего. Я протягиваю ей десятку и больно мне и стыдно, что в нашем городе люди так живут – ведь не блокада! – Она взяла, и вдруг – нет её, туман рассеялся, голая платформа, и я, замёрзшая. Но, тут и поезд подошёл…
На следующий день, прихожу на работу, открываю газету и читаю на последней странице, что 6го февраля день памяти св. Ксении Петербургской, покровительницы нашего города. И в ней пишут, что не зря люди к ней ходят, потому что Ксения иногда является к ним и помогает. Особенно тем, кому никто помочь не может – ни мама, ни папа, ни родственники. – И тут мне, как будто, голос какой-то добрый шепнул: А ведь это Ксения вчера была! – И, правда, всё в моей жизни стало налаживаться, сына не послали в Чечню, и я стала чувствовать помощь Божью – как поддержку дружеской тёплой руки.
И нас с мужем спасла эта помощь, когда у нашей машины отказали тормоза на берегу Чудского озера, и она покатилась кувырком. 3 раза как в трюковом кино перевернулись, лобовое стекло вылетело, а на нас – ни царапины. – А может быть, это святой Александр Невский за нас заступился, ведь это место его земного подвига?

   О моих собственных встречах с Блаженной Ксенией мне ещё не доводилось писать. Не уходит до сих пор ощущение, что я недостоин этого. Но, решил всё-таки описать – кто знает, сколько времени осталось!
А встреч этих было четыре. Первая – зимой 1991 года в очереди у молочной бочки. А последующие 3 встречи – спустя более 20 лет, в 2011-13 годах в нашем приходе Св. Блаженной Ксении Петербургской.
   Помню, это было в феврале 91 года. Я был на работе, в своём НИИ и услышал, как кто-то из женщин сказал, что на Академической улице продают молоко из бочки.
 – Я быстренько собрался, взял канистру пластмассовую и пошёл, благо у меня свободный вход и выход. – Перед этим мне три дня не удавалось с утра купить молоко. – То – не привезли, то – не хватило. – Люди с 2-х часов ночи очередь занимали. А ведь нужно хоть кашу на молоке ребятам сварить! – Чтобы поели перед школой. Крупа у нас ещё была.
   Вышел, день был, по-зимнему, тёплый. Недавно выпавший чистый снежок уже подтаивал. Подошёл к бочке, смотрю – очередь стоит – человек 80. Прикинул – может хватить молока, я и встал. В очереди, как всегда разговоры, кто, о чём говорит. – Хорошие разговоры, добрые – в людях какое-то сочувствие тогда было. Смотрю – впереди меня женщина стоит пожилая. Довольно высокая, седая, худощавая, в белом платочке и сером плаще. Поглядел я на её лицо и подумал: Вот, типичная ленинградка.
 – Спрашиваю – Как думаете – хватит нам молока?
 – Хватит! – ответила она.
 – Не тяжело Вам стоять? – Не знаю, почему я так спросил. – Она отвечает
 – Нет, привыкла я, вот и стою, хотя мне уже за 80!
 – Я удивился – Ни за что не дал бы Вам 80, судя по Вашей осанке!
 – Ну, да, так ведь я же по 200 наклонов каждый день делаю – сказала она. – Именно, «наклонов», сказала. Я удивился. И на этом наш разговор затих. А тут и очередь подошла, молока хватило.
 – Кажется, совсем незначащий разговор, случайная встреча. – Сколько таких встреч было и позабылось? – Ан, нет! – Не забылась эта встреча. – Года через два я её вспомнил. Когда увидел икону Ксении Блаженной Петербургской. – Тут мне какой-то тихий, но ясный голос сказал: Так это же она! И про «наклоны» я вспомнил. – Это же она молилась! – А я два года назад и не знал, что есть такая – Ксения Петербургская. – Тогда я политикой интересовался и думал, где бы достать продукты.
 – С тех пор много чего произошло. – Исчезла страна, в которой я родился и жил. На работе перестали платить деньги. На жизнь я зарабатывал тем, что сторожил автостоянку. – Беспокойная работа, трудная и, даже, опасная, но жить можно! – Зато появилось много времени для размышлений. И постепенно, я пришёл к вере. – Наверное, свою роль в этом сыграла и встреча с Ксенией Блаженной.

   Прошло 20 лет. Мы с женой уже 10 лет жили в Германии. Тогда мы ещё не жалели о том, что оставили Россию. – Мы ведь уехали от нищеты и безысходности, оттого что не видели у России в конце 90-х будущего. А в Германии тоже было нелегко, но мы не унывали. – Мы были ещё не старые, работали, помогали детям и внукам, оставшимся в России. И для души было утешение – Бог послал нам радость и труд – участвовать в создании прихода Святой Блаженной Ксении Петербургской в городе Нюрнберге. – Мы восприняли это как Промысл Божий! И здесь снова встретилась мне матушка Ксения.
   Нашим храмом была тогда старинная Вальпургиева капелла, расположенная в замке на горе. Хоть капелла и католическая, но намоленная за 800 лет служения, строгая и простая. – Это счастье было, что чешский приход нам её предоставил! – Конечно, нелегко было нашим прихожанам подниматься на гору, особенно умиляли наши бабушки с роляторами, которые самоотверженно являлись на каждую службу. – Вообще, это было золотое время для нашего прихода! – Обстановка была строгая и аскетическая, а службы – неизменно одухотворённые и благодатные. Очень хорошей была тогда наша воскресная школа, размещавшаяся в одной из башен городской стены. Школу вела моя жена. А во время богослужений детки сидели стайкой на клиросе и на лесенке.
   Я тогда исполнял функции завхоза и дворника в нашем приходе, иногда присматривал за свечками. И, естественно, хорошо знал всех наших прихожан. Но вот, однажды, я увидел женщину, которую не знал, но которая странным образом, казалась мне знакомой. Она была пожилая, довольно высокая, в белом платочке и в сером плаще. Но тогда взгляд мой, как говорится, был удержан. – Я не узнал её. – Она спросила что-то о расписании, я ответил. Потом спросил
 – Вы, наверное, из другого города?
 – Да, ответила она – издалека.
Ещё только раз видел я её в этом храме.
   А потом мы переехали в другой храм, капеллу от нас забрали под музей.
Новое наше помещение было просторнее, и в чём-то, даже удобнее. Но оно было мирское – это был зал собраний и банкетов малочисленной ныне протестантской общины. Выбирать было не из чего, переехали туда. – Кстати, местоположение оказалось удобное, и община стала быстро пополняться. Наверное, сыграл свою роль и сильный приток эмигрантов с Украины.
    Тут мы убедились, что стены имеют большое значение для духовной атмосферы. – Службы ещё оставались строгими и благодатными, но, как-то исподволь пошло обмирщение. – Здесь была кухня и трапезная, и они постепенно завоёвывали важную роль в жизни прихода. Воскресная школа разрослась, но, как-то, потихоньку, отошла на второй план. Свою роль в обмирщении сыграло то, что теперь все праздники, спектакли нашей матушки и репетиции проходили в помещении храма. Моя жена тоже ставила кукольные пьесы собственного сочинения в воскресной школе. Надо сказать, что эти постановки на библейские темы были успешны и пользовались признанием детишек и родителей.
   Одушевлённые успехом, мы задумали поставить полномасштабный спектакль о Святой Блаженной Ксении. – Давно уже хотелось нам почтить Святую Покровительницу нашего прихода. – Жена сочинила трогательный сценарий, дети и родители были полны энтузиазма. Постановка была намечена на День Памяти Святой Блаженной Ксении – 6-е февраля. В спектакле принимали участие дети всех возрастов – от 5 до 15 лет и их родители. Маленькие детки исполняли кукольные мизансцены, а взрослые – играли вживую. Действие должно было сопровождаться показом диапозитивов старого Петербурга и картинок на сюжеты жития Блаженной Ксении. Мы нашли замечательную песню о Ксении Блаженной в исполнении Эдуарда Хиля – на мелодию старинной песни «Колокольчик». Эта песня должна была стать ведущей мелодией спектакля.
    Но, возникли большие трудности с постановкой. На первом месте, как всегда, был рождественский мюзикл, который ставила матушка. Места и времени для наших репетиций не оставалось. – Ведь люди, в основном приезжали в церковь издалека, поэтому репетировать можно было только в выходные. Да ещё отопление вышло из строя, так что в церкви было жутко холодно. – Это были большие переживания и волнения! – И именно в этот момент появилась снова наша «незнакомка издалека». Это была последняя встреча с ней. Ничего сказано не было, она просто и буднично поздоровалась. Но, спектакль состоялся! Несмотря, на то, что прошла всего одна полномасштабная репетиция. – Это было похоже на чудо! – Конечно, было много шероховатостей и недочётов, но, цель была достигнута. – Множество людей стали близкими к нашей Матушке Ксении, прочувствовали её подвиг, вжились в её жизнь! Мы чувствовали это сами и наблюдали в наших дорогих актёрах. – Спектакль состоялся – мы поняли это, когда в конце все участники запели под гитару песню о Ксении, а зал дружно встал! – Помогла Ксенюшка!
 – Через некоторое время тот же тихий, но внятный голос сказал мне – кто была встреченная мною незнакомка. Примечательно, что никто, кроме меня, её не видел и не помнил. – Разумеется, это не повод гордиться. Бывают и искушения в таком роде! Поэтому я до сих пор и не писал об этом.

   Но, вот в прошедшем году мы снова, наконец, посетили родной Петербург. И важнейшим делом было для нас – попасть в храм Святой Блаженной Ксении на Лахтинской улице. Он построен на том месте, где был раньше дом Ксении Блаженной. Тот самый дом, который она отдала бездомной женщине. – Церковь – великолепная, в духе самых красивых петербургских храмов. Но главным сокровищем этой церкви являются, несомненно, иконы и изображения Матушки Ксении! – Какая радость была – увидеть её вновь, такую, какой она являлась нам! Какие возвышенные, правдивые, прекрасные иконы! – Великая благодать пребывает в местах, посвящённых Небесной Заступнице нашего города!
Слава Богу, что дал нам такое утешение!

Январь 2022