Джордж Гэллап. Американец в X поколении

Борис Докторов
Настоящий текст – фрагмент моей книги «Джордж Гэллап. Биография и судьба» (2011 г.) 


Жизнь и творчество Джорджа Гэллапа (1901-1984)– чрезвычайна интересный, своего рода «модельный» случай для историко-науковедческих исследований биографической направленности. Во-первых, Гэллап принадлежит к многопоколенной и многочисленной семье, представители которой активно участвовали в освоении Нового Света, достижения многих из них отражены в истории страны, а некоторых – и в ее географии. Во-вторых, хотя современный этап изучения общественного мнения начинается с пионерных работ Гэллапа 1935–1936 годов, изучение электоральных установок в США имеет весьма долгую историю. Но еще продолжительнее история развития американской демократии, составным элементом которой стало проведение научных опросов общественного мнения.

***

В течение долгих лет в Лотарингии, на которую когда-то претендовали Франция и Германия, жила большая семья Kollop. В средние века выделилась ее английская ветвь, до настоящего времени сохранившая фамилию Gollop. Считается, что в основании этой фамилии лежат немецкие слова Gott и Lobe, означающие «бог» и «хвала». Фамилия имеет различные написания: Gallop, Galloup, Galloupe, Gallupe, Gollop; в Америке наиболее часто встречается Gallup. Существует множество генеалогических источников, в разной мере затрагивающих историю семьи Джорджа Гэллапа. Основой приводимых ниже фактов является обстоятельная книга «Gallup Genealogy» («Генеалогия семьи Гэллап»), выпущенная Ассоциацией членов семьи Гэллап (The Gallup Family Association) (1).
В истории сохранилось упоминание о Джоне Голлопе (John Gollop, род. ок. 1440), пришедшем «с Севера в пятый год правления английского короля Эдуарда IV» (1465). Джон Голлоп женился на Алисе Темпл (Alice Temple), проживавшей в графстве Дорсет (Dorset). Они стали основателями клана Голлопов, а этот регион – родиной многих представителей этой семьи. Их потомок, внук правнука, Джон Галлоп (John Gallop, 1590–1650), положил начало американской ветви Гэллапов, одной из старейших семей в США.


Пружина сложного социального механизма, вызвавшего переселение Джона Галлопа и большой группы английских пуритан в Новую Англию, была взведена в 1623 году. Именно тогда пуританский проповедник Джон Уайт (Rev. John White, 1575–1648) из Дорчестера (Dorchester), графство Дорсет), при поддержке группы местных инвесторов основал Дорчестерскую компанию (Dorchester Company) для отправки в Америку прихожан его церкви. Прежде всего, этот проект преследовал экономические цели: поселенцы Новой Англии получали благоприятные возможности для фермерства и рыболовства, сбора лесных плодов и охоты, налаживания торговых отношений с индейцами. Со временем это должно было решить проблему нехватки продуктов питания, стоявшую перед жителями Дорчестера.
Была и вторая цель – религиозная: усилить роль пуритан в Новой Англии. С 1620-х годов восточное побережье Америки начали заселять представители одной из ветвей английского протестантизма, отстаивавшие идею создания независимой от метрополии религиозной общины. Напротив, пуритане, в частности, Уайт и то крыло англиканской церкви, к которому он принадлежал, в целом разделяя многие догмы пилигримов, не стремились к разрыву с материнской церковью.
Существуют документы, подтверждающие факт отплытия Джона Галлопа вместе с 140 пассажирами из английского города Плимута (Plymouth) 20 марта 1630 года в Новую Англию на корабле “Mary and John” водоизмещением 400 тонн. Это группа жителей графства Дорсет и ряда соседних территорий была собрана и отправлена компанией Уайта. Корабль достиг берегов Америки 30 мая 1630 года.


Вскоре после прибытия выходцы из графства Дорсет создали вблизи Бостона новое поселение и назвали его Дорчестером, признавая заслуги Джона Уайта. Этот город стал родиной ранней формы американской демократии – «городского собрания Новой Англии». В нем, также первом в стране, была создана система поддержки общественного образования за счет регулирования налогов.
7 апреля того же 1630 года еще четыре судна отплыли из английского Дорчестера в Америку, на них было около 400 человек. На корабле “Arabella” (или “Arbella”) находился Джон Уинтроп (John Winthrop, 1588–1649), один из лидеров пуританского движения в Англии, юрист, выдающийся литератор. Он стал губернатором Массачусетской колонии (Massachusetts Colony).
Историки считают, что пуританская община, разделявшая идеи Уайта и организационно объединенная Уинтропом, оказалась важнейшей и самой влиятельной среди всех групп европейцев, прибывших в Северную Америку. Она была наиболее однородной в религиозном и ценностном отношениях, многие знали друг друга, так как были родственниками или соседями. Эта община привезла с собою пуританскую, или протестантскую, этику, определившую специфику американского капитализма, именно членами этой общины и выходцами из нее были выработаны фундаментальные принципы организации и функционирования властных институтов и заложены основы американской демократии. По замечанию Алексиса де Токвиля, пуританизм был не просто религиозной доктриной; он имел много общего с идеями развитой демократии и республиканскими теориями.


Джон Галлоп был среди тех, кто основал Бостон; он одним из первых получил участок земли в северной части города. Его жена Кристобель Брашетт (Christobel Bruschett, 1595–1655) с детьми оставалась в Англии, и поначалу Джон планировал к ним вернуться. Однако Уинтроп нуждался в Галлопе и потому активно содействовал воссоединению семьи. Сохранилось письмо Уинтропа, написанное 4 июля 1632 года Джону Уайту в Дорчестер, с просьбой уговорить Кристобель переехать в Америку. В нем есть такие слова: «Я испытываю множество трудностей из-за того, что жена Джона Галлопа не соглашается сюда приехать. Меня удивляет женская слабость. Я умоляю Вас любыми средствами убедить ее приехать». Вскоре все было улажено, и 4 сентября 1633 года семья Галлопа прибыла в Бостон.
Судя по сохранившимся документам, Джон пользовался большим авторитетом среди первых поселенцев Новой Англии. Он получил военную подготовку в Голландии, был опытным и смелым мореплавателем, инициативным шкипером, одним из организаторов прибрежной торговли между Массачусетсом, Род-Айлендом и Коннектикутом, владельцем и капитаном первого корабля, построенного в Америке. На картах Бостона и прилежащей территории в середине XVIII века присутствовали названные в его честь верфь Галлопа, аллея Галлопа. Остров Галлопа в гавани Бостона в годы Гражданской войны имел важное стратегическое значение, сейчас он является исторической частью города.


У Джона и Кристобель были дочь и четверо сыновей; один сын вернулся в Англию, остальные дети стали американцами. У дочери было восемь детей, у старшего сына – десять, у младших близнецов – пять и шесть. Так зарождалась эта огромная семья.
Результаты первого исследования истории американских Гэллапов были опубликованы в 1893 году. В 1902 году была образована Ассоциация семьи Гэллап (The Gallup Family Association), приступившая к целенаправленному изучению прошлого семьи. Первое издание книги “The Gallup Genealogy” датировано 1966 годом, второе вышло в 1987 году и представляет собой большого формата книгу, содержащую данные о представителях 14 поколений Гэллапов.
Члены семьи Гэллапов участвовали во всех важнейших событиях американской истории, в том числе в Войне за независимость, Гражданской войне и во всех войнах XX века. Среди них были фермеры и мореходы, бизнесмены и врачи, учителя и священники, политики и журналисты, ученые и инженеры. К началу настоящего столетия архив Ассоциации семьи Гэллап насчитывал свыше 13000 имен, и можно с уверенностью говорить о том, что среди них были представители всех профессий.
Старший сын Джона Галопа I, тоже Джон Галлоп (1615–1675), был сильной, незаурядной личностью. Совместно с отцом он занимался морской торговлей, был опытным воином, участвовал во многих исторических сражениях и за свою службу был несколько раз награжден крупными участками земли. В 1640 году Джон Галлоп-младший стал первым шерифом Плимута, а позже основал округ Новый Лондон в Коннектикуте (New London, Connecticut). Он погиб в одном из боев с индейцами.
В 1643 году Джон Галоп II женился на Ханне Лейк (Hanna Anna Lake, 1621–1675), прибывшей в Америку в 1635 году. Она принадлежала к большой английской семье, представители которой встречаются в родословных многих французских, саксонских и английских королей; история семьи восходит к временам средневекового рыцарства, правлению короля Вестфалии Фарамонда (Pharamond), жившего на рубеже 300–400-х годов, и еще более глубокому прошлому – первой половине третьего столетия до н. э.
Четверо из их десяти детей, фамилия которых уже писалась как Gallup, стали основателями родов, давших Америке очень известных людей.


Биографии самого Джона Голлопа II и внука его внука Джозефа Гэллапа (Joseph Adams Gallup, 1769–1849), представляющего шестое поколение американской семьи, включены в онлайновую серию жизнеописаний выдающихся американцев. Джозеф Гэллап был практикующим врачом, профессором теоретической и прикладной медицины и автором многих книг по врачеванию.
Про одного из Гэллапов в свое время писали, что его имя звучит на разных языках. Это был Элайша Гэллап (Elisha Gallup, 1820–1903), правнук правнука (восьмое поколение американской ветви семьи) Джона Голлопа II. В 1865 году он поселился в одном из городков Айовы и многое сделал для развития в стране пчеловодства. В айовском атласе 1875 года сказано: «Во всех странах, где знают о маленькой пчеле, имя Гэллапа известно и часто повторяемо».
В архивах конгресса США хранится биография конгрессмена Альберта Гэллапа (Albert Gallup, 1796–1851), еще одного представителя восьмого поколения семьи. Он получил юридическое образование, был шерифом и в 1837–1839 годах представлял Нью-Йорк в конгрессе страны.
В истории Гражданской войны 1861–1865 гг. остался полковник Джордж Гэллап (George W. Gallup, 1828–1880), один из создателей известной 14-й Кентукской пехоты, участвовавшей в ряде ключевых в этой войне событий.


Поэтесса Эмили Дикинсон (Emily Dickinson, 1830–1886) (2) – одна из представителей девятого поколения американских Гэллапов. При жизни ею было опубликовано анонимно лишь несколько стихотворений, но ее наследие включает свыше 2000 поэтических произведений. В ее творчестве специалисты находят развитие библейских сюжетов и известных мифов, ее признают классиком американской литературы. Характеризуя особенности американской теоретической мысли, Бенджамин Барбер, один из ведущих социальных и политических исследователей страны, замачал, что истинные американские философы в целом не были особо начитанными, профессорами и теоретиками. Они были поэтами, подобно Эмилии Дикинсон, Уолту Уитмену и эссеистами, подобно Генри Адамсу и Ральфу Эмерсону. В 1971 году была выпущена марка с портретом Эмилии Дикинсон: немногие американские литераторы удостоены такого высокого общественного признания. Трудно допустить, что Джордж Гэллап не знал стихов Эмилии Дикинсон; возможно, изучая отношение американцев к успеху, он вспоминал ее строки:
Успех всегда так сладок
Не ведавшим его.
Во всяком случае, сыновья Гэллапа именно этими словами начинают свою книгу, посвященную представлениям современных американцев об успехе (3).


На карте Америки есть ряд мест, названных в честь членов семьи Гэллапов. Самое известное из них – город Гэллап (Gallup) в штате Новая Мексика (New Mexico). В 1880 году Дэвид Гэллап (David Leeds Gallup, 1842–1924). Один из представителей девятого поколения клана, открыл небольшую финансовую компанию на юго-западе страны и, и если строителям  железной дороги нужны были деньги, они отправлялись к нему, говоря: «Пойдем к Гэллапу». Когда строительство было завершено, городу Карбон-Сити (Carbon City) официально было присвоено имя «Гэллап». Человек, предки которого воевали с коренными американцами, дал имя городу, являющемуся в наше время одним из общенациональных центров традиционной культуры этого народа.
Трудно удержаться от того, чтобы не привести еще один факт из истории огромной семьи Гэллапов. В 1677 году дочь Джона Гэллапа П Елизабет (Elizabeth Gallup) вышла замуж за Хенри Стивенса (Henry Stevens). Внучка их внучки Харриет (Harriet Smith) в 1821 году вышла замуж за Обадия Буша (Obadiah Newcomb Bush), предки которого по материнской линии прибыли в Америку с первой группой переселенцев 11 ноября 1620 года на известном корабле The Mayflower. В 1988 году их правнук Джордж Буш-старший (представитель 11-го поколения Гэллапов) стал 41-м президентом Америки, а в 2000 году его сын Джордж Буш-младший (12-е поколение) – 43-м президентом.
Джордж Гэллап, жизнь и творчество которого являются предметом нашего анализа, был американцем в десятом поколении. Он прямой потомок Джона Гэллапа Ш (John Gallup, 1646–1733 (?)), старшего сына Джона Гэллапа П.


Каковы причины, заставившие меня обратиться к истории семьи Джорджа Гэллапа?
Первая из них заключается в том, что такая длинная семейная линия – само по себе явление крайне редкое для людей, не принадлежащих к высшим сословиям, и уже потому интересна. Вторая причина, связанная с первой, значительно более важна: члены этой семьи всегда знали свою историю, помнили предков. Как и его отец, Джордж Гэллап интересовался генеалогией, а чтение исторической литературы было одним из его любимых занятий на протяжении всей жизни. Гэллапу было дано ощущение неразрывности социального времени. Прошлое Америки скорее всего никогда не было для него чем-то давно закончившимся, отстраненным и потому пассивным, наоборот, оно присутствовало в нем и активизировало его деятельность. Фундаментальные ценности, идеалы поселенцев Массачусетского Залива (Massachusetts Bay), привезенные ими из Англии в первой половине XVII века, были и его ценностями и идеалами. Они определяли его деятельность, стимулировали творчество. Несомненно, главная цель Гэллапа – укрепление демократических начал в американском обществе – и стержневая задача, которую он решал на протяжении полувека – создание инструментария для изучения общественного мнения – были обусловлены его пониманием прошлого Америки и той ролью, которую сыграли девять американских поколений его семьи в развитии страны. Своей жизнью Гэллап отвечал на вызовы прошлого.
Интересная деталь. При поступлении в Университет Айовы, в 1919 году, со слов студентов заполнялась краткая биографическая справка: место и год рождения, адрес, род деятельности отца, место учебы до поступления в университет. Была и графа «национальность»; Гэллап, зная и ценя долгую историю жизни своей семьи в Америке, ответил: «англичанин». Это – заслуживающий внимания социокультурный факт, в нем – уважение к далекому прошлому.


Нынешние поколения этой огромной семьи ощущают свое единение с прошлым Америки. Вот отрывок из письма (от 24 июля 2000 г.), полученного мною от одного из активных членов Ассоциации семьи Гэллап (4):
«...Конечно, Джордж Гэллап был самым настоящим американцем. Длительная история нашей семьи заставляет нас принимать близко к сердцу все, происходящее в стране, усиливает чувство причастности к ней. Мы гордимся тем, что являемся частью истории великой страны. Мы ничуть не больше американцы, чем все остальные, но, живя здесь с 1630 года, знаем, кто мы такие и какова наша роль в этом великом потоке истории».


Наивно было бы сводить все мотивы, побудившие Гэллапа в течение почти полувека проводить исследования общественного мнения, лишь к факту его принадлежности к семье со столь давней и богатой американской историей. Но нельзя и не учитывать этого обстоятельства. Процитируем краткий отрывок из письма другого члена клана Гэллапов (5): «…наша семья всегда серьезно интересовалась генеалогией, и мы всегда поддерживали связь друг с другом. Возможно, это объясняет интерес Гэллапа к опросам».


1. Gallup Genealogy. Gallop, Galloup, Galloupe, Gallupe, Gollop. 2d ed. Provo, Utah: Brigham Young University, 1987.
2. Wells H. W. Introduction to Emily Dickinson. Hendricks House, Inc., New York: 1959.
3. George G. (Jr.), Gallup A. M. and Proctor W. The Great American Success Story. Homewood, Illinois: Dow Jones-Irwin, 1986. P. 4.
4. Электронное письмо Дж. Гэллапа (John Hoagland Gallup) Б. Докторову от 24 июля 2000 г.
5. Электронное письмо Динна (Deann) Б. Докторову от 30 августа 2000 г.