Цветы на память

Любовь Казазьянц
Посвящается Владимиру Маяковскому и его безответной любви к Татьяне Яковлевой.

"Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Можешь совсем уйти!
Только свети, свети!"
(Ю. Визбор)

- Нати, неужели тебя не трогает наш Борис Ахшанский?
В трубке телефона в ответ молчание.
- Подруга, что же ты такая непробиваемая? Он ведь так настойчиво за тобой ухаживает. Неужели ты считаешь его недостойным внимания?
- Да, нет, Мишель. Просто он слишком неотёсанный. Такой резкий, самонадеянный. И стихи у него такие же резкие и непричёсанные. Они просто раздражают мой слух! Во всём рубит с плеча.
- За то какой поэт известный! Настоящий ледокол! Народ его любит. Слава бежит впереди него!
- Именно это меня и настораживает. На днях пригласил меня в оперу. Да ещё сказал, что отказа не примет.
- А ты что?
- Не знаю, пока не дала ответ, - неуверенно ответила Нати.
- Иди, конечно же, иди глупая! Там будет весь бомонд. Все обзавидуются! Вы – такая красивая пара!
- Ладно, ладно. Он должен позвонить.
- Кстати, я тоже иду в оперу на "Травиату".
- Прекрасно. Значит, встретимся там. Знаешь ли, очень люблю эту музыку, только поэтому соглашусь.
- А Борис, по-моему, влюбился в тебя по уши!
- И что теперь? Ты хочешь сказать, что я должна с разбегу кинуться ему на шею? – с сарказмом произнесла Наталья.
- Нет, конечно. Просто будь с ним помягче. Он ведь души в тебе не чает.

Борис Ахшанский в период до войны жил и концертировал в Париже, где и произошла история безответной любви. Он целый год безуспешно пытался ухаживать за хрупкой, как балерина, холодной светловолосой красоткой с пронзительно голубыми глазами. А она к поэту оставалась холодной и недоступной. Напротив, её напрягало его бурное  выражение безудержной страсти. Её пугал его яростный, напористый нрав. Ведь она была воспитана на поэзии Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Одевалась со вкусом, преклонялась перед красотой и гармонией. Она молча уходила от его горячей громогласной восторженности и крупной, увесистой фигуры.
Из близких Бориса никто бы не поверил, что этот категоричный, грубый, огромного роста мужчина может так нежно влюбиться, посвящая своей музе любвеобильные поэтические строки.
В глубине души Борис очень страдал от неразделённого сильного чувства. Оно породило в его душе глубокую печаль. Но изменить он ничего не мог. Перед возвращением в Россию, он вложил все заработанные во Франции деньги в банк на имя одной крупной цветочной фирмы. Его условием было два раза в неделю поставлять самые лучшие букеты различных цветов на имя Натальи Пашенной по указанному адресу. Фирма неукоснительно выполняла поставленное поэтом условие даже во время второй Мировой войны. Поэт умер в 1930 г. при невыясненных обстоятельствах. Наталья ничего об этом не знала. А цветы все приносили и приносили. Курьеры старились у нее на глазах, но с тем же постоянством у открытой двери объявляли: "От преданного друга".
Говорят, что "великая любовь сильнее смерти". Борису Ахшанскому удалось это доказать: Наталье приносили шикарные букеты разного вида тюльпанов, орхидей, гвоздик, гортензий, Пармских фиалок, роз, хризантем, сирени, флоксов с удивительным постоянством и независимо от времени года.
Наталья уже привыкла, что поэт непрошено вторгается в её жизнь и где-то существует и продолжает слагать свои ломанные стихи. И она подспудно ждала следующего букета.

Прошло много лет. Наступил 1978 г.
Однажды в её дверь постучали. Она открыла, увидев на пороге незнакомого мужчину, спросила:
- Вы к кому?
Он ответил:
- К вам, уважаемая. Вы – актриса Наталья Пашенная?
- Да, это я. А вы кто?
- Я журналист из Mercure de France. Меня зовут Ренард Петит. Вот моё удостоверение. Хочу взять у вас интервью.
Наталья пригласила молодого человека в дом. Предложила кофе, чай. За накрытым столом они долго беседовали о жизни известной актрисы.
- Я слышал, историю о любви к вам популярного русского поэта Бориса Ахшанского?
- Да, он был в меня безумно влюблён, но безответно. Как-то написал мне в письме такие строки: "Я всё равно тебя когда-нибудь возьму, одну или вдвоём с Парижем" (1). Борис действительно был весьма яркой личностью. Но с ним у меня не было ничего общего.

- Какие у вас необыкновенные цветы в вазе!
- Это гортензии, - ответила хозяйка смущённо.
-  Но ведь сейчас осень.
- Да, у вас правильная причина для удивления. Дело в том, что Борис Ахшанский знал мою слабость к цветам, и распорядился, чтобы у меня в доме всегда были свежие цветы в любое время года в напоминание о его горячем чувстве. Одна крупная цветочная фирма поставляет мне самые роскошные букеты. Вы знаете, благодаря этим цветам я смогла выжить во время войны: продавала их на базаре.
- Удивительно! Но Борис Ахшанский давно умер, ещё в 1930 году при невыясненных обстоятельствах.
Наталья закрыла лицо ладонями, и, качая головой, прошептала:
- Ох! Как жаль! Я ничего не знала. Царство ему небесное. Он был достойным человеком.
(1)Стихи Маяковского.
6.01.2022 г.