20. Учитель физики

Владимир Кузьмин Гн
      Выспавшись, Таня и Ира покинули харчевню со словами благодарности и пошли прочь от неё по дороге.
      Шли они долго, хотелось пить. В стороне от дороги, вдалеке они увидели небольшой обветшалый, заросший травой дом. Его окна были закрыты ставнями. Двор, похоже, давно не убирался. Повсюду были заросли вьюна, кустарников. Но, к их удивлению, вдалеке они увидели красивую, ухоженную клумбу цветов. Они подошли к тяжёлой деревянной двери и попытались её открыть. На удивление, ручка двери сама отозвалась на их просьбу, и дверь открылась, издавая при этом протяжный тоскливый звук. Видимо, её давно не открывали. Они вошли вовнутрь. Было темно.
- Надо открыть ставни, - сказала Ира.

      И как только она это произнесла, ставни сами собою открылись. Стало светло. Они осмотрелись. Перед ними стоял длинный и пыльный стол, на котором были разного рода физические приборы, колбы, мензурки и книги.
- Смотри, Танька! Это же электростатическая машинка для получения зарядов, - Ира стала крутить ручку машинки, и из блестящих шариков посыпались разряды электричества. - Как интересно! - с восторгом произнесла Ирка, и продолжала крутить. - Мне всегда это было интересно! А в школе мне никогда не давали крутить эту машинку. Покажут только издалека, объяснят, как она работает, и всё, кладут обратно в шкаф.
- Я тебя понимаю, тут и колбы какие-то. Вещества в них. Может, смешаем что-нибудь?
- Ты что, можно так смешать, что будет взрыв. Надо же знать, что происходит. Когда я кручу ручку машинки, я знаю, что кроме разрядов от неё ничего не получить. А тут химия! Мы её ещё не изучали.

      Пока девочки разглядывали мензурки на столе, покрытые паутиной, в кабинет медленно вошёл пожилой старик, похожий на Эйнштейна.
- Ну что, интересно?- спросил он, улыбаясь.
- А, - вскричали девочки, явно не ожидая тут кого-то увидеть.
- Не бойтесь меня, я давно уже  отошёл от дел, сейчас на пенсии.
- Вы алхимик?
- Ха, - старик усмехнулся, - какой я алхимик? Что вы! Раньше я был учителем физики в местной гимназии.
- Вы учителем физики были? Ой, как интересно, - залепетала Ира, - а я люблю физику.
- Ничего удивительного, красивые девочки любят физику, а некрасивые – только литературу, - при этих словах Ирка почему-то посмотрела на Таню, ожидая её реакцию, но та сделала вид, что не слышит  этих слов.
- А тут ещё и химические приборы есть, - продолжила разговор Ира.
- Есть, я ещё и химию преподавал по совместительству, - старик сел в деревянное кресло, не обращая внимания на паутину, - когда ничего не понимаешь, какая разница, что преподавать … - старик достал из кармана трубку и стал набивать в неё табак из кисета.
- Как это? – Ира недоумевала. Таня протёрла табурет и села на него.
- Ну вот смотри, девочка … кстати, в какой гимназии вы учитесь?
- В 4-й  города Забугринска, - с гордостью сказала Ира.
- Да? Не слышал о такой, да и о городке вашем ничего не слышал, ну да не важно, надеюсь, вас там учат хорошо, - старик закурил трубку и продолжил: - Вот тебя как зовут, девочка?
- Ира! - с гордостью сказала она. Пододвинула к себе пыльный стул и также села на него.
- Ты хорошо учишься в школе, я имею в виду физику?
- Она отличница! - зычным голосом выкрикнула Таня.
- Вот и хорошо, отличница Ира! Возьмём такую простую вещь, как движение шарика по столу. Чем сильнее я его толкну, тем он с большим ускорением  будет катиться. Правда?
- Правда, - с восторгом крикнула Ирка, это была её любимая тема, - это же второй закон Ньютона!
- Кого?
- Ньютона!
- А, этот старый осёл отравился на старости лет ртутью и выдумал какие-то несуразные законы, которые и назвали в его честь…
- Как это? Это же проверенные факты.
- Да? Как проверенные? А что значит: «проверить факты»? Сила пропорциональна ускорению? А может быть, ускорение всегда одно и тоже, а изменяется масса тела всякий раз, как только мы хотим что-то сдвинуть. И кто вам сказал, что масса тела всегда постоянна?
- В школе…
- В школе?! В школе дают знания по привычке, как это принято. Традиция. Наука – это по большей части традиция. Конфуцианство…
- Что-что? – переспросила Таня.
- Да это уже не физика, а отношение к жизни. В физике, да и в других науках любое явление можно объяснить совсем иначе, и все эти другие мнения можно объединить в стройную систему, и она будет объяснять всё то же самое, но уже иначе. Вам в школе просто морочат голову, придерживаясь только одной общепринятой точки зрения. Так принято, - вздохнул старик и положил трубку на стол.
- А вы в гимназии физику преподавали по-другому?
- Нет, отличница Ира! Когда был молодой, я тоже преподавал физику, как учили. И был искренне убеждён в том, что мир устроен именно  так: что земля круглая, что свет движется только по прямой, что человек произошёл от обезьяны, что жизнь на земле зародилась в …  мне даже смешно это говорить, в каком-то там первичном бульоне. Всё это полный бред! Всё это выдумано для того, чтобы морочить всем голову. Если что-то правдоподобно, значит этому можно учить, лишь бы дети только сами не лезли в пробирки и не крутили электростатические машинки.

      Старик вздохнул и тихим голосом продолжил:
- Однажды у меня сломались часы. Я всегда их ношу с собой на цепочке, - старик достал из кармана жилетки блестящие часы, открыл их: - Вот, смотрите! Видите, они идут в обратную сторону. Да-да! Когда они сломались, я решил не нести их к часовщику, а починить самостоятельно, тем более, что у меня и денег-то тогда не было на ремонт. Я долго возился с ними, разобрал, изучил, как они работают с точки зрения физики. Всё гениально просто. Потом собрал, - старик захлопнул крышку часов, завёл, и …  - старик замолчал, - они пошли у меня в обратную сторону! Я всё сделал, как надо, собрал так, как они были собраны изначально, но они идут в обратную сторону. Почему? 

      Старик привстал с кресла.
- Хотите чая с печеньем?
- Хотим, - радостно произнесла Ира. Таня оживилась.
      Старик пригласил их на кухню. Здесь было очень уютно, прибрано, ни пылинки вокруг. Чисто. «Какой контраст! - подумала Таня. -  Видно, с тех пор, как часы пошли в другую сторону, он окончательно разочаровался в физике. И, наверное, больше и не входил в тот кабинет». Девочки стали пить чай с вишнёвым вареньем и печеньем. Старик угостил их пирожками. Они оказались очень вкусными и аппетитными.
- А что же было дальше?
- С кем?
- С часами-то?
- А, часы? После долгих месяцев раздумий я понял, что привычные для меня законы физики в моих часах не работают. Происходит что-то совсем не то, чему меня учили прежде. После нашёл объяснение этому. Не буду об этом говорить, чтобы вас не шокировать, всё равно вы вряд ли поймёте. Позже стал более пристально приглядываться к другим вещам. И понял, что все явления в природе можно объяснить совсем иначе, нежели это принято. Мне вообще кажется, что все предметы живые, и они, сговорившись между собою, показывают себя так, как им хочется. Но бывают и восстания предметов, тогда они показывают себя совсем с другой стороны, не так, как мы привыкли. Вот, девочки. С тех пор время для меня пошло в обратную сторону, как у этих часов, стал переосмысливать всё, что  было со мною раньше. И, знаете, я открыл много нового, на что прежде не обращал внимания. Я перестал стареть, хотя мне уже триста лет, но и молодым не стал, несмотря на то, что мои часы идут в обратную сторону. В конце концов я перестал обращать внимание на время. Его для меня нет вовсе. А потом и вовсе ушёл из профессии. Теперь вот тапочки шью…
      Таня чуть не подавилась.

      Старик повернулся, взял что-то на столе  и с гордостью показал ладно сшитые тапочки с войлочной подошвой.
- Между прочим, пользуются успехом. Лучше всё-таки делать что-то своими руками, чем преподавать то, в чем совершенно ничего не понимаешь. Вы ешьте, ешьте, поправляйтесь!
         
     Старик погладил красивые волосы Иры.
- Вот какие вы красивые! Не занимайтесь наукой, мой вам совет, никогда не делайте того, в чём плохо разбираетесь, тем более не занимайтесь тем, в правильности чего вы сомневаетесь!
- Ой, спасибо вам большое, всё было очень вкусно, мы, наверное, пойдём, - забормотала Таня, привставая из-за стола. По её довольному лицу было видно, что пирожки ей понравились.
- Конечно, как хотите …  Не смею задерживать таких  умных и красивых девочек. Спасибо, что зашли ко мне, а то я тут совсем уже «зашился» с этими тапочками.

       Старик улыбнулся, проводил их к небольшой двери, что была тут же на кухне, и открыл её.
- Удачи вам, девочки, не заблудитесь в нашей удивительной  стране.
- До свидания, - вежливо сказала Таня и слегка поклонилась: - Спасибо за пирожки! Очень вкусные! Такое впечатление, что мы вовсе не в сказке, а побывали в гостях у лучшего друга.
- Да, мы столько увидели необычного в вашем домике, всё так непривычно!

      Старик улыбнулся и хотел уже закрыть дверь, как Таня увидела под его ногами кривляющихся маленьких человечков, которые хихикали и корчили рожицы.
- Ой, кто это? Какие маленькие мальчики-спальчики? Почему вы нам их не показывали?

      Старик явно не ожидал такого вопроса. Он нехотя снова открыл дверь и вышел во двор, смущаясь. У него был очень виноватый вид, и он, не поднимая глаза, произнёс:
- А вы и не спрашивали про них, хотя они всё время вертелись у вас под ногами. Вы так были увлечены пирожками, что не обращали на них  внимания.
- А откуда они у вас и в таком количестве?
- Сам сделал, - не без гордости сказал старик, - не жить же мне всё время одному …
- Их можно сделать?
- Да. Из пластилина вылепливаете фигурки, можно из глины. Потом помещаете их в кипящий мясной бульон. И подвергаете сильному нагреву, встряске, разрядам электричества. В общем, делаете всё что угодно, чтобы они не просто так лежали. Кстати,  и состав бульона надо менять периодически. И через некоторое время фигурки превращаются в маленьких человечков. - Таня глубоко задумалась, этот рецепт ей что-то напомнил из школьной программы. - Только делать их надо начинать в один единственный день в году: 32 мая. Иначе ничего не получится.

- Гм? Это же … тот самый день, который собирался подарить барон Мюнхгаузен всему человечеству. И он его подарил? Тут в календаре есть 32 мая?
- Конечно,  и 33 мая, 34  мая, какое хотите. Но этот календарь только в одном городке есть, там за горой, где живёт сам барон Мюнхгаузен. Вы можете прийти к нему в гости, только не забудьте взять с собой перо, бумагу и чернила. Иначе он не пустит к себе. И всё, что вы услышите от него, надо будет записывать.
- Зачем? - недоумённо спросила Ира.
- Ему приятно, а мы его все уважаем, хотя и не верим ни одному его слову. Но местные издатели за ваши записи хорошо заплатят. Уже издано 999 томов его рассказов. На подходе тысячный том, юбилейный. Все с нетерпением ждут этого момента. Почему бы вам не сходить к нему в гости? Вон за той горой, как деревню Простофилькино пройдёте, налево, потом зайдёте за овраг направо, пока он не кончится, там за пригорком будет ручей, его перепрыгните, пойдёте по полю на восток, и там рядом будет городок …  внизу. В общём увидите. Там его каждый знает, спросите.
 
      Девочки вышли из дома и пошли по тропинке, как говорил старик.
- О чём задумалась, Ирка?
- Да, всё думаю об этом разговоре со стариком.
- Ну вот, посеял он в тебе сомнение. Веришь всему, открыв рот. Теперь будешь не отличницей, а точно такой же, как я - троечницей, ха-ха!