Маленькая рецензия. М. Е. Бурно - Психопатии

Геннадии Полубесов
В апреле 1976г. рухнул мой первый брак, а в мае я уже прочёл эту брошюрку, где в конце двумя строчками резюмировалось, что шансы его сохранить были изначально ничтожны.
Психологией отношений я заинтересовался довольно рано, когда ещё школьником позавидовал той лёгкости, с которой мой одноклассник успокаивал малыша.
Первая книжка, в которой я ознакомился с кречмеровской классификацией темпераментов, была замечательная повесть Роберта Шекли "Четыре стихии". Мне понравилась идея, как я потом понял, неправильная, о том, что живой характер формируется сочетанием всех четырёх компонентов, кречмеровских типов, в различных пропорциях, создавая разнообразие людских психотипов.
Более подробный разбор я потом нашёл в книжке Владимира Леви - "Я и мы".
В книжке Теофраста "Характеры" вместо четырёх базисных типов было в остроумной и занимательной форме описано около тридцати типов. Беда в том, что Теофраст для характеристики типов описывал сочетания черт, комбинируя их слишком умозрительно. Читать интересно, а ориентироваться в реальной жизни помогает не очень.
"Психопатии" Бурно подкупили тем, что сразу в прочитанном угадывались реальные люди из моего окружения. В этой брошюре почти как у Теофраста, описано гораздо больше типов, чем у Кречмера, но в отличие от него, поведенческие комбинации оказывались жизненными, сочетаемыми.
Основы этой классификации были заложены Ганнушкиным, но в этой брошюре они изложены в увлекательной и доступной форме. Эта классификация больше напоминает устойчивую и дискретную таблицу химических элементов, чем палитру художника, в которой краски допускают смешение в произвольных пропорциях. То есть, типы Ганнушкина проявляются доминантно в личности, практически без примеси альтернативных типов, без смешения, вопреки идее Шекли о цельной личности.
Типы Ганнушкина сами по себе цельны и их спектр с хорошей точностью соотносится с наблюдаемым разнообразием характеров. Разве что мы не всегда имеем возможность и время, чтобы уверенно соотнести их с реальным человеком.
Но понимание этих идей помогает более толерантно воспринимать "странности" в поведении других людей, "обезопасить себя от других и других от себя". Придаёт нам мудрости.

В дополнение к этой книге стоит обратить внимание на ставшую популярной публикацию А.П.Егидеса "Как научиться разбираться в людях", где он подводит к рассмотрению психотипа "параноидов" и также ссылается на классический труд П. Б. Ганнушкина «Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика» и на последующие клинические исследования Карла Леонгарда, "Акцентуированные личности"

Вот что Егидес пишет о Бурно: "Замечательный психотерапевт М. Е. Бурно говорит о том, что надо ценить в человеке психастеноидное, он увлечен проблемой психастении. Но вслед за ним мы скажем, что люди должны ценить в эпилептоиде эпилептоидное, а в паранойяльном — паранойяльное. Конечно, хорошие эпилептоидные качества и хорошие паранойяльные.
Следует учитывать — а мы в ситуации уже разгорающегося конфликта, увы, этого чаще всего не делаем, — что в каждом человеке для нас есть не только плохое, но и хорошее".