Прошли несколько месяцев с того дня, как Иван Ивиркин сел за стол ответственного секретаря. Каждый понедельник в кабинете редактора собирались на планёрку или летучку, где обсуждали дела прошедшие, текущие, намечали планы на будущее. На очередной редактор Аркадий Петрович Хорошевич, посмотрев на Ивана, сказал:
– Иван Дмитриевич, ты уже хорошенько познакомился и с коллективом, и с тем как каждый пишет. Скажи своё мнение. Ты же у нас в редакции один дипломированный журналист очник.
Не ожидавший такой просьбы именно сейчас, Иван внутренне всё же уже был готов к такому вопросу. Несколько секунд длилось молчание. Он раздумывал сказать правду или выразить свои мысли общими словами. За правдивые слова хвалят, а потом всячески преследуют. Так оно в дальнейшем и вышло…
– Да, конечно, – начал Иван, – у меня за это время сложилось определённое мнение и о газете в целом, и о сотрудниках, в частности.
– Вот и изложи свой взгляд, выскажи своё мнение. Ты же у нас свежее, так сказать, перо в редакции, – подталкивал на серьёзный разговор редактор.
– Скажу об элементарном, но, в то же время, – о главном: о газетных жанрах. Их по теории журналистики более десятка. На первый взгляд немного. Однако в повседневной газетной жизни в основном используются заметка и корреспонденция, иногда репортаж и передовая статья. Простейший жанр заметка подается однообразно: во главе стоит факт, а дальше - комментарий. Такая информация называется прямая пирамида. Но этот маленький материал можно подавать и в виде обратной пирамиды, когда душа заметки - факт размещён в конце текста. Материалы, претендующие на статью, не дотягивают до её истинной высоты. Статья, в отличие от своей младшей сестры корреспонденции, не только обозначает и поднимает проблему, но и рассказывает читателям, как можно решить её.
Особо хочу сказать об очерках – материалах о людях, как мы говорим между собой. До очерка, где основа сюжета - конфликт героя внутри себя или с внешним миром, тоже не дотягивает ни один материал. Нет на полосах газеты и хлёстких сатирических жанров, во главе которых - фельетон. Нет у нас и репортёра, пишущего на злобу дня коротко, но метко. Незнание теории газетных жанров не даёт возможности приблизиться к практическому их написанию. И ещё. О заголовках. Очень часто употребляем слово «работа» и его синонимы. А ведь любой материал начинается с его заглавия. Скучное начало - и читать дальше не хочется. Броский, говорящий заголовок зовёт читателя заглянуть дальше в текст. Недостаточный словарный запас сотрудников редакции обедняет написанные ими материалы. Вот вкратце, пожалуй, и всё.
Иван замолчал. В кабинете повисла звенящая тишина. Сотрудники сидели, опустив головы.
- Ну, что скажете, представители прессы? - нарушил тишину редактор.
В ответ - гробовое молчание. Повертев головой и скрежетнув зубами, открыл рот замредактора, он же секретарь партийной организации Иван Семёнович Гадищев:
- Что скажешь. Пусть покажет как надо, а мы почитаем.
- Так легче всего сказать: пусть подаст пример. Действительно, ни очерков, ни фельетонов, ни злободневных статей, даже оперативных информаций в газете нет, - произнёс Аркадий Петрович.
- Всё ясно, - произнёс Иван Семёнович за всех.
- Может, у кого-нибудь есть вопросы, свои соображения? - спросил редактор.
В ответ - снова закрытые рты. Стало ясно, что разговора, которого ожидал редактор, не получится. Всем поскорее хотелось уйти в свои кельи-кабинеты.
- Тогда все свободны, - подытожил несостоявшийся разговор редактор. - Иван Дмитриевич, задержись на минутку.
- Зря я им всё это сказал, - стоя у стола, сказал Иван.
- Ничего не зря. Правильно, профессионально высказал свои замечания, - поддержал Ивиркина Хорошевич. - Пусть немного встряхнутся. И насчёт репортёра ты вдвойне прав. Репортёр - это глаза и уши газеты. Его острое перо должны уважать и побаиваться чиновники. Но пока такой карты у нас в колоде нет.
- Я пойду,- сказал Иван.
- А что, Иван Дмитриевич, покажи им как надо писать. Глядишь, они и потянутся за тобой.
- Попробую, Аркадий Петрович, попробую.
В кабинете замредактора состоялся совсем другой разговор.
- Смотри, каков выскочка, - высказал литсотруднику своё соображение Иван Семёнович.
- Учёный, видишь ли, жанры мы не знаем. Да мы тут годами мантулим, и всё нормально.
- Ничего мы его подловим. Где-нибудь проколется. С его наружностью и гонором обо что-то споткнётся. А мы подождём.
- В сельхозотделе тоже замышляли ответное. Там трудились местные. Они тоже считали себя оскорблёнными. В коллективе явно наметился раскол. И бывалые сотрудники негласно объединились против редактора и ответсекретаря. И хотя административная сила находилась на стороне последних, явных преимуществ она не давала. Промышленный отдел держал нейтралитет.
Продолжение
http://proza.ru/2022/01/05/341