Греча. повесть. часть первая. глава седьмая

Владимир Цвиркун
               
  Стержнем, сердцевиной марксизма-ленинизма в Советском Союзе являлась коммунистическая идеология. Считалось, что лишь она и только она  подлинно научная система взглядов и идей. В этом и заключалась утопия партии, присвоившей себе последнее, как ей казалось, самое правильное и верное слово в решении различных дел и судеб людей.

  На уровне райкома партии мало кто владел  теорией коммунистической идеологии. Вся эта работа сводилась на местах к простейшей беспочвенной цензуре:  это можно, а это нельзя. Такое руководство в те времена в народе называли «незя». Зачатки инакомыслия пресекались сурово, несмотря на заслуги, возраст и пол.

  Первым цензором во всех делах и помыслах в любой партийной организации был секретарь бюро или комитета. Дальше – завотделом пропаганды и агитации во главе с секретарём райкома по идеологии. И последнее слово, конечно, – за первым секретарём.
  В каждой административной территории он – бог и царь. Тот, кто попадал в идеологические застенки парткома, всю жизнь помнили этих врачевателей. Сами же партийные босы разных рангов не отказывали себе в земных удовольствиях.
Со всем этим Ивану пришлось столкнуться ещё студентом-практикантом, а теперь и по месту основной работы. Звоночки и звонки из райкома партии раздавались частенько. Один из них застал Ивана как раз в тот момент, когда он обсуждал с одним из своих внештатных корреспондентов вопрос о создании при редакции  газеты «Литературного объединения». Алексей Застругин ещё до приезда Ивиркина  печатал в районке свои зрелые стихи.
 
  – Алло, – подняв трубку, сказал хозяин кабинета.
  – Это Корягин.
  – Здравствуйте, Петр Петрович.
  – Здравствуйте, Иван Дмитриевич. Вы напечатали  заметку о проведении в районной библиотеке диспута о поэзии Есенина.
  – Да, была информация, а что он входит в число запрещённых?
   - Сейчас нет. Но когда-то слыл таким. Смотрите там, осторожнее, не балуйтесь с огнём.
  – Что пекутся о чести мундира? – поняв тему разговора, спросил юрист по образованию и поэт по призванию  Алексей Застругин.
  – Это их работа, и свой кусок хлеба они отрабатывают, будь здоров. Но давай вернёмся к нашим овцам.
  – Давай.
  – В газете напечатаем объявление, что приглашаем в такой-то день и в такой-то час всех творчески думающих людей. В ближайшее воскресенье встретимся с ними, послушаем и обсудим их опусы. Ты возьмёшь на себя поэтический профиль, а я –   прозу.
  – Согласен.  Можно и так. Но нужно ещё и литературного критика заиметь.
  – О-о-о,  за этим дело не станет, критиков всегда больше, чем творцов. А ещё предлагаю после коллективного обсуждения рекомендовать лучшие творения  публиковать на страницах газеты.
  – Согласен. А тебе не нужно согласовывать с райкомом вопрос об организации «Литературного  объединения»?
  – Наши старшие товарищи очень любят, когда с ними советуются младшие. Они могут ещё на корню зарубить нашу инициативу. Мы орган райкома, но инициативы ещё не запрещены. Думаю, ничего нового не откроем. Просто решили два…, – они оба засмеялись, – немного оживить творческую атмосферу в  районе. Да и сами будем расти.
  – Я всех партийных закавычек не знаю. Просто спросил.  Слушай. А что если никто не откликнется на наш призыв? И эта идея утонет в суете дней.
  – И такое может быть.
  – Ладно, будем пробовать. А там поглядим.

  – Правильно, – заметил Иван и продолжил: – А насчёт критики приведу пример: после армии  я состоял членом одного литобъединения. Написал небольшой рассказ и прочитал там его. В рассказе упомянул кладбище, покосившиеся кресты на могилках. После такое началось.  Я даже представить себе  не мог. Так сцепились партийцы с творческими людьми, аж слюни брызгали. За малым до драки не дошло.

                Продолжение http://proza.ru/2022/01/05/279