Порт-Артур вчера и сегодня

Иринга Тулуханова
   Сегодня с удивлением узнала, что знаменитый Порт-Артур - это район в любимом мною городе Даляне, это одно из двух теплых мест в Китае. Курортный город с большим количеством жителей и туристов. Странно, что часто отдыхая там семьей, не было ни одного намека на исторические события, связанные с Россией. Теперь понятно, почему. Оказывается, порт раньше принадлежал нашей стране.

   Впервые мы побывали в Даляне в тысяча девятьсот девяносто девятом году. Прекрасный город был суперсовременным по сравнению с тогдашней Россией, весь в небоскребах от двадцати этажей и выше. Магазины до двенадцати этажей. С эскалаторами. Посреди города - огромный подземный магазин. Его за день не обойдешь. Что интересно: спускаешься в него, как в подземный переход - перейти дорогу, но без специального запоминания выходишь не туда. Цены, как всегда в Китае, очень низкие. Это у нас Россия - щедрая душа, но часто в кавычках. А там действительно народ не жадный, большая тарелка вареного риса стоила тогда один юань, по-нашему это было три рубля.

   Народ очень доброжелательный, а русских там просто обожают. Особенно светловолосых. Прямо на улицах местные жители просят сфотографироваться русских с ними. Особенно любят детей, видимо, сказывается, что на протяжении многих лет китайцев принуждали не рожать потомство либо рожать мало.

   Еще отличительная черта от России - практически нет воровства. Можно оставить дорогую камеру, сумку, хоть что - вернувшись через час или день, найдешь это на том же месте либо у администрации. Это очень расслабляет, постепенно начинаешь чувствовать себя в безопасности. Когда я первый раз побывала в Даляне на песочном пляже "Звезда", мне показалось, что это рай на земле.

   Но довольно лирики, хочется выяснить историческое место в истории нашей страны.

    
Источник: NASA





Капитуляция Порт-Артура

5 января 1905 года была заключена капитуляция, в результате которой Русская императорская армия сдала крепость Порт-Артур японским войскам. Решение о капитуляции, несмотря на протесты Военного совета, приняли начальник Квантунского укрепрайона Анатолий Стессель и начальник сухопутной обороны Александр Фок. Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней, в том числе 155 дней шла непосредственная борьба за крепость на сухопутном фронте. Она сковала крупные силы японских войск (до 200 тысяч человек), сорвав план быстрого разгрома Маньчжурской армии. В борьбе за Порт-Артур японцы потеряли свыше 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей, еще 16 кораблей получили тяжелые повреждения и надолго вышли из строя. Потери гарнизона Порт-Артура убитыми и ранеными составили около 27 тысяч человек.


  Теперь посмотрим в Википедии.


   Порт-Артур
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Порт-Арту;р — бывший портовый город (незамерзающий порт, военно-морская база) в Китае на Жёлтом море, был расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова — Квантунском полуострове (Квантунская область), под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы. В настоящее время на месте бывшего города расположен район Люйшунькоу города Далянь Китайской Народной Республики.


Содержание
1 Предыстория
2 Российское владение
2.1 Осада Порт-Артура
3 Японское владение
4 Советское военное присутствие
5 В составе КНР.


Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (;;, 266—420) носило название Машицзинь (кит. упр. ;;;). В период Тан (;;, 618—907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. ;;;). В годы существования монгольской империи Юань (;;, 1271—1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. ;;;, букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (;;, 1368—1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. ;;;;) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. ;;;), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. ;;;;;). Тогда же появилось название «Люйшунь» — в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли — кит. упр. ;;;;), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ.)[1]. Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского[2] во времена Второй Опиумной войны. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.


Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана, в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунь пал, вследствие полного развала системы обороны и дезертирства командующего обороной генерала Цзян Гуйти, а также запрета Бэйянскому флоту со стороны правительства и лично Ли Хунчжана дать решающий бой японскому флоту на внешнем рейде Люйшуня. Остатки гарнизона под командованием генерала Сюй Бандао прорвались и соединились с основными силами главнокомандующего китайскими войсками в Маньчжурии генерала Сун Цина. Люйшунь заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, по словам Фредерика Вильерса, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: «Этих не убивать». Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием «Могила 10000 сохранивших верность». В 1895 году по Симоносекскому договору Порт-Артур перешёл к Японии, но из-за сильного давления со стороны России, Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.

Российское владение.
 Формирование территории Российской империи


Порт-Артур. Туземный город — китайский. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
В ноябре 1897 года на заседании российского кабинета обсуждалась записка графа Муравьева (министра иностранных дел) с предложением занять Порт-Артур или рядом находящийся Да-лянь-ван — пользуясь в качестве удобного предлога тем, что немцы незадолго до того заняли китайский порт Циндао. На этом заседании Муравьев заявил, что считает это «весьма своевременным, так как для России было бы желательно иметь порт на Тихом океане на дальнем востоке, причем порты эти… по стратегическому своему положению являются местами, которые имеют громадное значение»[3].

С. Ю. Витте протестовал против такого предложения: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории… после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною… Мера эта является опасною… Занятие Порт-Артура или Да-лянь-вана несомненно возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».

Тогда предложение графа Муравьева было отклонено, однако «через несколько дней после заседания… Государь Император, по-видимому немного смущённый, сказал мне <С. Ю. Витте>…: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, — причём прибавил: — Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане“».

Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками «пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут — и мы уйдем… Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво». Китайское правительство сначала не соглашалось на передачу Квантунской области России, но не имело сил воспрепятствовать этому.

Вот что пишет А. В. Шишов в своей книге[4]:



Одновременно Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.

Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи взяток мелким чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь — 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.

С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота «Саратов» на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.

Всероссийский император Николай II по такому случаю издал следующий приказ:

«Государь Император объявляет Высочайшую благодарность Командующему эскадрою в Тихом океане вице-адмиралу Дубасову и Монаршее благоволение — всем чинам вверенной ему эскадры и сухопутного отряда за отличное выполнение возложенных на него поручений по занятию Порт-Артура и Таллиенвана».

После крупных взяток тамошним сановникам (500 000 руб. Ли Хунчжану и 250 000 руб. Чан Инхуану) соглашение (Русско-китайская конвенция) было подписано 15 (27) марта 1898 года в Пекине. Порт вместе с прилегающим Квантунским полуостровом был передан России в аренду на 25 лет. Квантунский полуостров с прилегающими островами позднее составил Квантунскую область и в 1903 году вместе с Приамурским генерал-губернаторством вошёл в состав Дальневосточного наместничества.

В Петербурге намеревались превратить Порт-Артур во вторую, наряду с Владивостоком, военно-морскую базу тихоокеанского флота России. Строительство крепости было начато в 1901 году по проекту военного инженера К. Величко.

К 1904 году было выполнено около 20 % общего объёма работ. В порту базировалась 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). В крепости был расквартирован Порт-Артурский крепостной пехотный полк под командованием вице-адмирала Евгения Ивановича Алексеева (с 1899 г.), сформированный 27 июня 1900 года в составе 4 батальонов из войск Европейской России.

6 декабря 1902 командиром порта Артур назначен Н. Р. Греве, в 1904 его сменил И. К. Григорович.

Статистические данные на начало XX века[5]: 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4297 женщин, 3455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка, типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.


  Осада Порт-Артура.

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны, когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внешнем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания, являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».

В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги, при поддержке японского флота под командованием адмирала Того, начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась 11 месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

20 декабря 1904 (2 января 1905) года, после гибели генерала Р. И. Кондратенко, крепость была сдана японцам на 329-й день после начала войны генералом Стесселем вопреки решению Военного совета и желанию обороняющих крепость солдат[6].

Японское владение
После окончания русско-японской войны по Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. Позже Япония оказала давление на Китай и вынудила последний продлить срок аренды. В 1932 году город формально вошёл в состав Маньчжоу-го, но де-факто продолжал управляться Японией (официально считалось, что Япония арендует Квантунскую область у Маньчжоу-го). При японской власти название города писалось теми же иероглифами «Люйшунь», но читались они теперь по-японски — Рёдзюн (яп. ;;).

Советское военное присутствие

Во время советско-японской войны 1945 года советские войска десантом очистили город от японских военных формирований 22 августа 1945 года. 14 августа 1945 года СССР и Китайская Республика подписали соглашение об использовании района Порт-Артура в качестве совместной военно-морской базы сроком на 30 лет[7].

Сталин считал договор, заключённый с Чан Кайши, неравноправным, и в конце 1940-х годов предлагал Мао Цзэдуну передать Порт-Артур, а также Дальний и Чанчуньскую ЖД обратно Китаю, но Мао опасался, что вывод советских войск из Манчжурии поставит под угрозу позиции КПК на северо-западе Китая, и убедил Сталина отложить передачу[8].

14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года.

В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.

12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.[9]

В составе КНР


После передачи под юрисдикцию КНР Люйшунь был объединён с Далянем в единую агломерацию, получившую в 1960 году общее название «город ЛюйДа» (;;;); бывшая крепость Порт-Артур стала районом Люйшунькоу в его составе[10].

Очередным постановлением Госсовета КНР от 9 февраля 1981 года городу Люйда было возвращено первоначальное имя Далянь.

Современное состояние

Порт-Артур, русские 150-мм пушки на горе Высокая


В настоящее время район Люйшунькоу города Даляня более не является закрытым для иностранцев. Наиболее значительными достопримечательностями на месте бывшего Порт-Артура являются:

русская 15-я батарея Электрического утёса
форт № 2 — место гибели генерала Р. И. Кондратенко
высота 203 — мемориальный музей и русские позиции на горе Высокая
Мемориальное русское военное кладбище с часовней (15 тыс. солдат, матросов и офицеров порт-артурского гарнизона и флота; посвящение: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура»)
железнодорожный вокзал (построен в 1901—1903 гг.)
русская батарея на горе Вантай (Орлиное гнездо).
Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901—1904 гг. и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей.

В сентябре 2010 года в присутствии президента России Д. А. Медведева состоялось открытие отреставрированного мемориала русским и советским воинам в Порт-Артуре.

С июня по сентябрь 2009 года на мемориале русским и советским воинам прошли исследовательские работы российских реставраторов. Впервые с 1955 года (времени ухода советских войск) российской стороне были разрешены профессиональные исследования и видеосъёмка на мемориале.

Сегодня мемориальный комплекс в Люйшуне является самым большим воинским захоронением за рубежом. Его площадь 4,8 га, здесь установлено 1720 памятников, обелисков и скульптур. Выявлено 1845 персональных и братских захоронений. Из них досоветского периода (1848—1945 гг.) — 529, советских(1945—1955 гг.) — 1316. Значительная их часть является безымянными.

В Порт-Артуре похоронены участники пяти войн и военных конфликтов:

Погибшие при защите КВЖД, 1900—1901 гг., «боксёрское восстание» — 25 человек.

Погибшие при защите Порт-Артура — 1904 г. — 15 058 человек.

Погибшие при освобождении Северо-Восточного Китая во время Второй Мировой войны — 1945 г. — 170 человек.

Погибшие и умершие от болезней во время несения службы в Порт-Артуре — 1946—1949 гг. — 634 человека.

Погибшие в Корейской войне — 247 человек советских летчиков и бойцов ПВО. Над их могилами сохранились остовы самолётов, и здесь же, над братской могилой офицеров, погибших первыми, сооружен большой памятник с табличкой «Вечная память бесстрашным сталинским соколам»[12]



Население
;4 480 000 чел. (2016)[1]

Даля;нь (кит. трад. ;;, упр. ;;, пиньинь D;li;n) — город субпровинциального значения в провинции Ляонин в северо-восточной части Китая, порт в заливе Даляньвань Жёлтого моря на южной оконечности полуострова Ляодун — Квантунском полуострове. Второй по величине город провинции Ляонин. На западе примыкает к Бохайскому заливу и является частью формирующейся экономической зоны Бохайского кольца. Кроме того, является «воротами» для cеверо-восточных провинций КНРПерейти к разделу «#Экономика».

Длина береговой линии — 1906 км. Сюда входят 618 км побережья многочисленных островов[2]. Рельеф гористый. Климат умеренный муссонныйПерейти к разделу «#География».

Население всего городского округа, включая сельскую местность — 6,7 млн человек.

Городом в разное время владели Япония и Россия, отражение этого можно видеть в архитектуре городского центра. В состав Даляня входит район Люйшунькоу, где находилась крепость Порт-Артур.

Далянь является крупным транспортным, туристическим и финансовым центром КНР, в 2006 году назван наиболее благоприятным для проживания городом Китая в рейтинге крупнейшей англоязычной газеты КНР China Daily.


См. также: Дальний (Квантунская область)
После первой опиумной войны на английских картах появилось обозначение посёлка англ. Dalianwan. Он расположен напротив через залив и известен на русских дореволюционных картах как деревня рус. Таліенванъ[3] (кит. ;;;;), по названию залива Далянь. Иногда деревню Таліенванъ могут ошибочно считать местом основания города Дальний, но это два разных населённых пункта, хотя оба расположены в одном заливе.

Под названием «Дальний» город основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлка Циннива (кит. ;;;) на арендованной у Китая территории. Новый город состоял из трёх частей: Административный городок, Европейский город, Китайский город. На строительство города Россия затратила 30 млн золотых рублей (около 11,5 млрд современных[когда?] российских рублей). Строительство заняло около 7 лет. Своими архитектурно-планировочными достоинствами Дальний выделялся не только среди городов Китайско-Восточной железной дороги, но и, по мнениям российских специалистов того времени, среди новых городов России только он один был спланирован и красиво, и интересно. По количеству населения быстро вышел в Маньчжурии на второе после Мукдена (Шэньяна) место. Хорошо по тому времени оборудованный и механизированный порт принимал океанские суда и в короткое время занял второе (после Шанхая) место по грузообороту на всём континентальном побережье от Охотского до Южно-Китайского моря.


К 1903 году здесь действовало 15 русских и 75 японских торговых заведений[4]. В 1904 году в ходе Русско-японской войны 1904-05 годов[5] взят японцами и по Портсмутскому мирному договору находился под властью Японии. Японцы оставили название города прежним, но стали читать иероглифы не по-китайски, а по-японски, поэтому тогдашний Далянь известен как Дайрен. Его развитие продолжалось японцами по планам российских инженеров. С 1906 года — вольная гавань[6]. В августе 1945 года город был освобождён советскими войсками. В 1945—1950 годах в статусе китайского свободного порта, арендованного СССР. В 1950 году безвозмездно передан правительством СССР Китаю.

После перехода Квантунской области под юрисдикцию КНР Далянь был объединён с Люйшунем в агломерацию Люйда (;;;). Постановлением Госсовета КНР от 9 февраля 1981 года город Люйда был переименован в город Далянь; бывший город Люйшунь стал районом Люйшунькоу в его составе.

В 1984 году город объявлен особой экономической зоной. При Бо Силае, занимавшем пост мэра с 1993 по 2000, в Даляне было проведено масштабное строительство и озеленение. Город преобразился, став крупным современным мегаполисом, выгодно отличавшимся от крупных промышленных центров КНР чистотой воздуха и большим количеством зелени. Вместе с расположением на берегу моря это позволило Даляню стать крупным туристическим центром.

Был реализован проект так называемой Русской улицы (бывш. Инженерная), на которой были отремонтированы оставшиеся здания русского периода, добавлены несколько новых, а также сконструированы несколько псевдо-русских фасадов для имеющихся зданий.

География

Горы в уезде Чжуанхэ

Побережье Даляня
Далянь расположен на юге Ляодунского полуострова и прилегающих островах. Территория городского округа заключена между 38°43' — 40°12' северной широты и 120°58' — 123°31' восточной долготы. Омывается с трёх сторон водами Жёлтого моря и его Бохайского залива (на западе). Протяженность береговой линии — 1906 км, включая 618 км вокруг островов. Побережье нередко скалистое, имеются галечные и песчаные пляжи.

По территории округа протекает несколько коротких рек, впадающих в Бохайский залив (р. Фучжоу — 121 км) и Жёлтое море (р. Билю — 139 км и др.).

Рельеф гористый. Через весь городской округ с юго-запада на северо-восток протянулся невысокий хребет Цяньшань. Он является составной частью Маньчжуро-Корейских гор. Максимальная высота — 1132 м (гора Буюн). Вблизи центра города высоты достигают 465—664 м. Прибрежные низменности и узкие межгорные долины занимают относительно небольшую площадь.

На северо-востоке округа преобладают граниты и андезиты, на юге округа распространены карбонаты и осадочные породы[2].

Климат
Климат города умеренный муссонный, в целом благоприятный. Зима холодная для такой низкой субтропической широты. Например, в Лиссабоне, находящейся примерно на той же широте что и Далянь, средняя температура января около +11°С. В Даляне она примерно такая же, как в Тромсё (Норвегия) и Детройте. Благодаря смягчающему влиянию Бохайского залива, температура воздуха в большинстве зим не опускается ниже ;15…-16 °С.

Потоки воздуха зимой направлены преимущественно из Сибири и Монголии, с чем связаны обилие солнечных дней и низкая влажность. Осадки редки и скудны, идут в виде снега и дождя. Выпавший снег надолго не задерживается. Ветер обычно колеблется от слабого до умеренного, но резко усиливается при вторжении арктического воздуха.

Весной и осенью в Далянь часто наведываются воздушные массы из пустынь и степей Азии, что приводит к периодическим засухам в эти времена года. Весной континентальный воздух вступает в противоборство с более прохладным морским воздухом, в результате тёплые и солнечные дни чередуются с пасмурной погодой и промозглыми туманами.

Лето жаркое и влажное. Из-за моря дневная температура редко когда бывает выше +31…+33 °С. Осадки чаще избыточные, но варьируют от года к году. Горы Кореи и восточного Китая ослабляют дующие с Тихого океана муссоные ветры и прикрывают от тайфунов. Летний сезон дождей в Даляне менее устойчив и более короток, чем, например, в Вонсане. Климатическое лето (T ср. сут. > +15 °C) продолжается более 5 месяцев[7].


Городской округ относится к ландшафтам широколиственных лесов. Бохайский залив отделяет Далянь от лесостепей. Лесистость составляет 41,5 %. Большинство зелёных насаждений приурочено к холмам и горам[11][12].


Оранжерея ботанического сада
На сопках Даляня лес прежде вырубался. Ныне распространены лесопосадки сосны и вторичные молодые леса из дубов, горного ясеня, граба… В природных парках, на территории округа, сохранились: магнолия Зибольда, линдера туполопастная (лавровые), сосна, ясень, дзельква, гледичия, бархат, калопанакс, каркас, стиракс ароматный, сумах и т. д. В лесах встречаются такие плодовые растения как: маньчжурский орех, каштан, хурма, абрикос, груша, яблони, зизифус, тутовник, виноград и актинидия. Весной цветущие рододендроны окрашивают горы в розовые тона[13][14].

Сельское хозяйство специализируется на выращивании фруктов, овощей, кукурузы, сои, риса, картофеля, арахиса… Весенние засухи в некоторые годы осложняют проведение посевных работ[15].

В массовом озеленении самого города используются следующие растения: кедр гималайский, сосны, плосковеточник, можжевельник, гингко, платан, тополь, софора японская, клён, слива, бересклет японский и барбарис Тунберга. Кроме того, можно увидеть: ель, псевдотсугу, метасеквойю, белую акацию, альбицию, иву, айлант, магнолию, павловнию, сакуру, форзицию, лотос, девичий виноград и т. д. На лето в некоторых местах выставляют кадки с пальмами, саговниками и фикусами. В ботаническом саду Ингэши (Yinggeshi), находящемся в Люйшунькоу, есть поляны с цветами всевозможных раскрасок[12][16][17].

Административное деление

Вид на район Чжуншань
Город субпровинциального значения Далянь делится на 7 районов, 2 городских уезда и один уезд.

Карта
Dalian mcp.png
# Статус Название Иероглифы Пиньинь Население
(2010, прим.)[18] Площадь (км;) Плотность населения
(/км;)
1 Район Сиган ;;; X;g;ng q; 305,742 26 11,759
2 Район Чжуншань ;;; Zh;ngsh;n q; 339,526 43 7,895
3 Район Шахэкоу ;;;; Sh;k;k;u q; 693,140 49 13,043
4 Район Ганьцзинцзы ;;;; G;nj;ngzi q; 1 321,778 491 2,692
5 Район Люйшунькоу ;;;; L;sh;nk;u q; 324,773 506 641
6 Район Цзиньчжоу ;;; J;nzh;u q; 1 102,773 1,390 793
7 Городской уезд Вафандянь ;;;; W;f;ngdi;n sh; 942,197 3,791 248
8 Район Пуланьдянь ;;;; P;l;ndi;n q; 741,230 2,923 253
9 Городской уезд Чжуанхэ ;;; Zhu;ngh; sh; 841,321 3,900 215
10 Уезд Чанхай ;;; Ch;ngh;i xi;n 77,951 119 655
Экономика



С экономической точки зрения Далянь разделен на пять районов с различным статусом.

В городе базируется Даляньская товарная биржа.

Энергетика
В северных пригородах Даляня действует АЭС Хуняньхэ. В настоящее время запущены 4 ядерных реактора, ещё 2 строятся. Суммарная мощность всех шести энергоблоков составит около 6000 МВт.

В дополнение к атомной энергетике в городском округе создаются ветропарки. В городе всё ещё работает старая угольная электростанция мощностью 1400 МВт[22].

Промышленность

Даляньская судоверфь

Локомотив HXD3G
Переработка ресурсов представлена шестью нефтеперерабатывающими предприятиями и металлургией. Также развита химическая и пищевая промышленность. В пределах округа выращиваются, добываются и перерабатываются морепродукты[23].

Далянь — крупный судостроительный центр Китая. На нескольких верфях в городе и его пригородах строятся авианосцы, эсминцы, корветы, подводные лодки, паромы, контейнеровозы, танкеры, балкеры, суда для перевозки скота и буровые платформы. Крупнейшие верфи принадлежат компаниям Dalian Shipbuilding Industry Company (подразделение China Shipbuilding Industry Corporation), COSCO Shipping Heavy Industry (подразделение China COSCO Shipping) и STX Corporation[24][25].

К транспортному машиностроению относится производство автомобилей, электрических автобусов (заводы компаний BYD Auto и FAW Bus and Coach), локомотивов и вагонов, в том числе для метрополитена (завод CRRC Dalian Locomotive & Rolling Stock)[26].

В Даляне базируется корпорация DMTG — один из китайских и мировых лидеров станкостроения. Кроме того, существуют фармацевтическая, электротехническая, электронная, текстильная, швейная, обувная и строительная отрасли промышленности[27].

В районе Цзиньчжоу размещается первая в Китае зона «экономического и технологического развития» — крупный технопарк, в котором размещается более 1500 фирм, большинство из которых связаны с электроникой и автомобилестроением. Многие являются представительствами японских электронных корпораций. Здесь также находится фабрика полупроводников корпорации Intel[28].

Сфера услуг

Офис «Wanda Group», отели «Хилтон» и «Конрад».
В 1988 году в городе была создана корпорация «Dalian Wanda Group», штаб-квартира которой в настоящее время расположена в Пекине. Корпорация является крупным оператором кинотеатров, также специализируется на финансах, туристической инфраструктуре и коммерческой недвижимости.

С 1993 года в Даляне работает товарно-сырьевая биржа. Ёе операции охватывают сельское хозяйство, минеральные ресурсы и химическую промышленность[29].





Далянь является важным логистическим центром Китая. В 2016 году порт Даляня занял 10-е место среди крупнейших портов мира по грузообороту (318 млн тонн), уступив таким гигантам как Шанхай и Роттердам, но опередив все порты США и Японии. Оборот грузовых контейнеров составил 9,7 млн. ТЕU (15-е место в мире)[30].

Транспорт
Воздушный
В черте города расположен международный аэропорт Чжоушуйцзы. Осуществляются международные и внутрикитайские рейсы. Новый аэропорт Цзиньчжоувань (Jinzhouwan) находится на стадии сооружения. Он разместится на искусственном острове к северу от Даляня и будет в несколько раз крупнее старого[31].

Железнодорожный

Северный железнодорожный вокзал.
Ниже описаны скоростные железные дороги, к которым подключён Далянь.

Далянь — Харбин. Максимальная скорость — 350 км/ч., эксплуатационная — около 310 км/ч. (зимой 200 км/ч.). Протяженность — 904 км.
Далянь — Даньдун. Максимальная скорость — 250 км/ч., эксплуатационная — около 200 км/ч[32][33].
Параллельно скоростным идут железные дороги для обычных пассажирских и товарных поездов. К 2026 году Далянь планируется соединить с городом Яньтай на Шаньдунском полуострове железнодорожным тоннелем под Бохайским заливом длиной 123 км, что позволит замкнуть Бохайское экономическое кольцо.

Внутригородской транспорт представлен действующим с 1909 года трамваем и открытым 1 мая 2003 года метрополитеном. В настоящее время используются 4 линии метро. Строятся и планируются к постройке ещё несколько линий, которые свяжут центр города с новым аэропортом и пригородами: Люйшунькоу и Цзиньчжоу[34].

Автомобильный

Двухуровневый мост через бухту Синхай.
Скоростные автодороги, соединяющие Далянь с другими городами Китая.

G15 (Шэньда): Далянь — Шеньян, примыкает к G1: Пекин — Харбин.
G11: Далянь — Хэган. Участок Даньдун — Муданьцзян ещё не достроен. Дорога проходит рядом с горнолыжным курортом «Чанбайшань»[35].
К прочим автотрассам относятся G202 (Далянь — Харбин — Бэйань) и G201 (Далянь — Муданьцзян).

Общественный транспорт состоит из такси, электробусов местного производства и других автобусов. В окрестностях Даляня находится пять автовокзалов.

Морской
Далянь — это крупный морской транспортный узел и порт, который обслуживает суда более 150 стран и регионов мира. Осуществляются ежедневные рейсы в другие города и районы на морском побережье Китая, например, Яньтай, Тяньцзинь (новый порт) и ряд других.

Порт Даляня входит в топ-20 крупнейших контейнерных портов мира[36]. Также порт Даляня является важным транзитным пунктом для товаров из Японии, которые затем по железной дороге переправляются в Центральную Азию и Европу[37].

Образование и наука
На 2009 год в Даляне имелось 15 вузов и филиалов вузов национального значения и провинции Ляонин, основные из них:


Даляньский университет иностранных языков
Даляньский политехнический университет
Даляньский университет рыболовного хозяйства
Ляонинский педагогический университет
Даляньский университет иностранных языков
Дунбэйский университет финансов и экономики
Даляньский технологический университет
Даляньский медицинский университет
Даляньский университет
Даляньский университет транспорта
Даляньский университет национальностей
Даляньский университет информатики Neusoft.
В 2016 году в Даляне создан самый мощный в мире лазер на свободных электронах (DCLS), генерирующий ультрафиолетовое излучение. Лазерная установка разработана совместно учёными из местного Института химической физики и Института прикладной физики (Шанхай)[38].

Туризм
Далянь — один из центров морского отдыха и курортно-санаторного лечения. Пляжи Даляня имеют протяжённость более 900 км. Имеются как песчаные, так и галечные пляжи. Пляж Синхайвань способен разместить до 30 тыс. чел., здесь проводится большинство городских соревнований по водному спорту.

В 5 км к югу от Даляня расположен остров Банчуй с длинным пляжем из белого песка.

В городе расположен парк Синхай с тысячелетней историей. В парке есть городок аттракционов, морской пляж, бассейн, фонтаны, зоны отдыха и крупнейший в Китае морской океанариум с подводным тоннелем длиной 118 м, где обитает более 10 тыс. рыб. Кроме того, известными местами туризма и отдыха являются Даляньский музей природы, Природный зоопарк города Далянь, а также парк Лаохутан, включающий полярный и коралловый океанариумы, канатную дорогу и птичий парк, представляющий собой целую крытую сетью долину, населенную более чем 80 видами птиц.

Город является одним из крупных центров внутрикитайского туризма, а также привлекает туристов из Японии, Южной Кореи и России. Четыре международные авиалинии, соединяющие Далянь с Владивостоком, Иркутском, Хабаровском и Южно-Сахалинском, делают удобным посещение города российскими туристами. Местные турагентства разработали туристические маршруты для туристов из России.

В 2006 году Национальным бюро по туризму КНР, наряду с Ханчжоу и Чэнду, был признан лучшим городом для туризма в КНР.

В апреле-мае в Люйшуне происходит праздник цветения вишни.

Dalian Zoo.jpg
Народная площадь в 2008 г. Замок-отель Даляньский зоопарк
Достопримечательности
Церковь Святейшего Сердца Иисуса — единственный католический храм в городе, историческо-архитектурный памятник;
Улица Туаньцзецзе (кит.;;;) в районе Сиган (кит.;;;), известная под именем «Русской улицы». Начинается у моста Шэнлицяо (кит.;;;) и заканчивается у исторического здания Гражданской управы г. Дальний, построенного в 1900 г. (ул. Бэйяньтайцзе, 1). «Русская улица» отдана в распоряжение пешеходов и является одной из визитных карточек местной туриндустрии. На улице сохранились такие исторические памятники, как здание Пароходства КВЖД (№ 35, построено в 1902 г.) и «Дом главного инженера» (№ 1, постр. в 1900 г., ныне Даляньское инженерно-морское училище).
Квартал, образованный улицами Шэнлицзе (кит. ;;;), Туаньцзецзе и Яньтайцзе (кит.;;;), сохранивший индивидуальную застройку коттеджного типа, относящуюся к русскому периоду истории города.
Ансамбль площади Чжуншань (кит. ;;;;). Площадь была заложена ещё русскими властями города, которые присвоили ей название Николаевская. Планомерная застройка площади началась уже в японский период истории Даляня. Круглая в плане площадь украшена такими историческими зданиями, как бывшая контора Банка Иокохама Сёкин Гинко (Yokohama Specie Bank, постр.в 1909 г., ныне офис Банка Китая), бывшее здание Гражданской администрации Дайрена (№ 2, построено в 1908 г.), здание Мэрии Дайрена (№ 5, построено в 1915—1919 гг., ныне офис Торгово-промышленного банка Китая), а также бывший отель «Ямато» (ныне гостиница «Далянь биньгуань», здание построено в 1909—1914 гг.). В 1945-55 гг. в нём проживали чины командования советских войск, расквартированных на Квантунском (Ляодунском) полуострове. 27 октября 1945 г. в отеле проходило совещание представителей всех слоев даляньского общества, созванное соввоенадминистрацией для упорядочения жизни на Квантуне. В июне 1962 г. в отеле останавливался премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай.[39]
Бывшее здание Консульства СССР (1925-нач.1950-х гг.). Находится на ул. Лусюньлу (кит. ;;;) в районе Чжуншань (кит. ;;;), д.№ 2. В 1942-45 гг. под крышей дипломатического учреждения действовала резидентура разведки КПК под руководством Лю Фэнчуаня (кит.;;;, убит в Порт-Артуре в 1945 г.). Ныне здание используется госучреждениями по линии социального обеспечения.[40]
Ул. Чанцзянлу (кит.;;;), на которой можно увидеть вагоны ретро-трамвая и сохранившиеся здания японского периода. На Чанцзянлу также находится бывшее Морское собрание г. Дальнего (№ 12-1). Здание в русском стиле было построено около 1900 г., впоследствии служило конторой японского Пароходного общества «Ямасита».
Русское военное кладбище.

Бывшая русская Гражданская управа г.Дальнего.

 

   Интересно читать о городах и странах, когда там был.

   Русская улица в Даляне - предмет гордости местных жителей. Интересно посмотреть на дома в русском стиле. Но что плохо, мы так и не нашли китайских пагод - все вытеснили современные здания.

   Зоопарк огромный, его ногами не обойдешь, хорошо, что есть вагончики, машинки.

   Почему-то он не был огорожен, и страшно идти на большой высоте, а г7де-то внизу - автомобильные дороги.

   Машин много, но они ездят на медленных скоростях, поэтому не давят людей.

   Очень много велосипедистов, велосипеды стоят возле всех магазинов, учреждений.

   Я уже говорила, что народ очень доброжелателен к туристам, особенно русским. Женщина из Ангарска удивлялась: "Спросишь дорогу - через две улицы ведут под ручку".

   Еда очень вкусная. Кафешки в центре - почти в каждом здании на первых этажах. Идешь по улице - на улицах стоят столики, там едят. Можно внутрь зайти. Особенно запомнилась мне лапша. Огромный салатник - это порция такая за три юаня. Чеснок, лук прилагаются бесплатно.

   Одно время мы туда каждый год летали. Это был самый дешевый и душевный отдых. Потом цены поднялись, так как многие стали ездить туда на лечение.


                5.1.2021.