Акварельные моря капитана

Вячеслав Прытков
                АКВАРЕЛЬНЫЕ   МОРЯ   КАПИТАНА


«На полярных  морях  и  на  южных, по  изгибам  зелёных  зыбей,
Меж  базальтовых  скал  и  жемчужных  шелестят  паруса  кораблей.
Быстрокрылых  ведут  капитаны, открыватели  новых  земель,
Для  кого  не  страшны  ураганы, кто  изведал  мальстрёмы  и  мель.
Чья  не  пылью  затерянных  хартий – солью  моря  пропитана  грудь,
Кто  иглой  на  разорванной  карте  отмечает  свой  дерзостный  путь!»
      
                «Капитаны», Н. Гумилёв


Мальчишка  грезил  морем  и  в  шесть  лет  заявил – будет  моряком. Водная  стихия, манившая  его, расстилалась  совсем  близко, ведь  Владивосток, где  жили  родители – Куянцевы, город  приморский. Отсюда  в  далёкие  края  уводили  капитаны  свои  корабли. Да  и  отец, связавший  всю  свою  жизнь  с  флотом, был  примером  для  Пашки. Отцовские  рассказы  о  флотской  службе, о  участии  в  подавлении  Боксёрского  восстания  в  Китае, обороне  Порт – Артура, плаваниях  на  судах  Доброфлота  оставили  в  памяти  сына  неизгладимый  след. С  волнением, затаив  дыхание, слушал  Пашка  отца, как  тот  вспоминал  о  своей  самой  сильной  артиллерийской  батарее  на  высоком  утёсе  в  Порт – Артуре, носившем  название  Электрического, когда  он  и  другие  канониры  вели  непрерывный  огонь  по  прорывавшимся  один  за  другим  японским  брандерам  и  миноносцам.

Правда, была  у  Павла  Куянцева  ещё  одна  страсть – запечатлевать  в  рисунках  увиденное, подмечать  то, что  обычному  взгляду  казалось  не  таким  уж  существенным, а  для  него  было  важным  и  интересным. Увиденное  на  прогулках  по  сопкам  потом  просто  переносилось  на  бумагу.

Конкурс  на  поступление  в  морской  техникум  насчитывал  более  сотни  желающих, но  Павел  поступил, ему  было  15  лет. Отец  советовал  идти  в  механический  класс, однако, сын  избрал  штурманский. Для  осуществления  своей  мечты – стать  капитаном  дальнего  плавания  Павел  специально  посещал  лекции  по  судовождению.
Наконец, учёба  завершена, наступало  долгожданное  время  практики. Проходила  она  на  корабле  «Воровский», но  в  свободные  минуты  не  забывал  Павел  своё  любимое  дело – рисование. Хорошо  получались  зарисовки  побережий. Талант  юного  моряка  заметили  окружавшие  его  люди, а  особенно, капитан  и  художник – профессионал  Н. Штуккенберг. Он, помимо  советов  по  развитию  способностей  в  рисовании, давал  юноше  уроки, которые  тот  запомнил  на  всю  жизнь. Павел  увлёкся  рисованием  акварелью.
В  26  лет  он  становится  капитаном, одним  из  самых  молодых  на  пароходстве. Первое  дальнее  плавание – сбылось  то, к  чему  Павел  так  стремился  с  детства. Однако, наступили  тридцатые  годы, времена  сталинских  репрессий, коснувшиеся  и  его – сына  врага  народа  (отца  расстреляли  в  1938  году). Для  Павла – молодого  капитана  закрылись  дальние  морские  пути. Его  переводят  на  внутренние  рейсы, причём  по  перевозке  политзаключённых. Перед  началом  войны  Куянцева  совсем  лишают  капитанства.

Трудное  было  время, Павел  решает  уехать  из  Владивостока  и  продаёт  свои  картины  в  музей. В  Новосибирске  устраивается  на  речные  суда, только  через  год  о  нём  вспомнили  во  Владивостоке. Он  возвращается  и  уже  до  конца  войны  ходит  по  опасным  морским  маршрутам. Куянцева  наградили  орденом  Красного  Знамени  и  снова  лишили  возможности  уходить  в  загранплавание.
В  отчаянии, потерявший  всякое  терпение, Павел  обращается  в  партком, чтобы  там  разобрались  по  существу  с  этой  ситуацией. Справедливость  всё – таки  восторжествовала, ему  вернули  визу  и  даже  присвоили  звание  «Лучший  капитан  Министерства  морского  флота».

Живопись  помогала  ему  в  тяжёлые  моменты  жизни. Зарисовывал  по – прежнему  побережья, за  несколько  лет  этой  творческой  работы  запечатлел  огромную  территорию  от  Посьета  до  мыса  Дежнёва. Всё  это  попало  в  Главное  гидрографическое  управление, в  лоции  Тихого  океана. Особым  светом  пронизаны  его  многочисленные  акварельные  работы  на  исторические  темы, связанные  с  историей  военно – морского  флота: «Бой  Варяга», «Ледовый  поход  Балтийского  флота  из  Гельсингфорса  в  Петроград в  1918  году», «Бой  28  июля  1904  года», «Гибель  Колы, 1942  год»  и  др.

Очень  хотел  П. Куянцев  попасть  на  шестой  континент – Антарктиду, для  чего  и  написал  письмо  морскому  министру, через  два  года  его  направили  туда  на  теплоходе  «Кооперация». Там, среди  льдов, им  были  написаны  сотни  этюдов.
Пожалуй, не  счесть  общее  количество  картин, выполненных  капитаном – художником  П. П. Куянцевым, который  даже  не  имел  художественного  образования, не  заканчивал  ни  художественной  школы, ни  института. Многие  его  работы  находятся  в  девяти  музеях  России  и  в  двух  - Японии.

В  море  он  продолжал  ходить  до  1972  года, последним  судном  капитана  Куянцева  стал  теплоход  «Приморье». Почти  45  лет  отдано  любимому  делу, об  этом  написана  книга  «Я  бы  снова  выбрал  море…» Не  стало  капитана – художника  22  февраля  1997  года. Почитатели  его  таланта, да  и  все  любители  прекрасного  ещё  долго  будут  восторгаться  воздушной  поэзией  красок  его  акварельных  морей.

3  января  2022  года                Вячеслав  Прытков