Казахи напомнили мне о временах молодости

Георгий Чарушников
Рискну предположить, что не многие пользователи сайта проза ру знакомы с таким славным городом на Мангышлаке как Актау или небольшой порт от него Форт-Шевченко/Баутино.

Между тем, довольно изрядный кусок не худшей своей жизни довелось отдать, работая начальником радиостанции на рыболовецких судах компании «Мангышлакрыбхолодфлот».
Сам город Актау, в советское время Шевченко, для меня отнюдь не посторонний. Здесь познакомился со своей будущей женой, которая продолжает терпеть меня добрых 40 лет.

Кроме того, свои первые опыты в журналистике мне довелось делать в газете «Огни Мангышлака», что по тем временам считалось неким шиком.

Сам город Шевченко в конце семидесятых прошлого века выглядел несколько футуристическим на фоне довольно убогого Гурьева или даже Астрахани.
Архитекторы продумали все для комфортного проживания жителей с отсечкой от промышленной зоны, куда работяги доставлялись по графику, как автобусами, так и ж/д транспортом.

А богатства полуостров Мангышлак тогда и сейчас хранил неимоверные.
Кроме крупных предприятий нефтехимии в этом регионе добывался уран, но что мне запомнилось – это встреча экипажа нашего судна с одним из чиновников, который в порядке агитации предрекал, что, благодаря открытым нефтегазовым полям месторождения «Тенгиз», жители Мангышлака будут в шоколаде.

С той встречи минуло, кажется не меньше 40 лет.
Замечу, что казахи отличаются добродушием и доверчивостью. Они покладисты, чрезвычайно ценят в других людях хорошие человеческие качества, включая профессионализм.

Вместе с тем, простой народ легко обмануть.

На мой взгляд, это и происходило последние все годы, включая все время руководство страной Назарбаевым.
Сегодня мне не удалось связаться с друзьями из Актау, так как, по распоряжению властей Казахстана на всей территории страны отключен Интернет и мобильная связь.

И произошло это после акций протеста жителей Мангышлака, высказавших недовольство двукратным повышением цен на сжиженный газ, которым заправляются большинство их автомобилей.

Несколько дней протестов по поводу повышения цен на топливо далее вылились в столкновения с полицией и привели к штурму правительственных зданий уже сегодня в среду, что стало самым большим вызовом авторитарному правительству этой богатой ресурсами центральноазиатской страны за последние десятилетия.

Обвинив протестующих в "массовых нападениях на правоохранительные органы", в результате которых несколько человек погибли и получили ранения, действующий президент Казахстана, назначенный формально ушедшим в отставку Назарбаевым, Касым-Жомарт Токаев заявил, что не потерпит дальнейшего беззакония.

"Я обязан защищать безопасность и покой наших граждан, беспокоиться о целостности Казахстана", - отметил он в телеобращении, данном на государственном канале, доступ к которому любой оппозиции всегда был запрещен.

"Я намерен действовать максимально жестко", - предупредил Токаев. "Вместе мы преодолеем этот черный период в истории Казахстана".

Между тем, именно в отношении казахов говорят, что они долго запрягают, но быстро ездят.
Начиная с воскресенья, протесты охватили Казахстан, с его 19-миллионным населением.

Тысячи людей вышли на улицы в крупнейшем городе страны Алматы и в западной провинции Мангистау (Мангышлак), заявив, что повышение цен было несправедливым, учитывая огромные энергетические запасы Казахстана, экспортирующего нефть и газ.
После ночных беспорядков, в ходе которых было задержано более 200 человек, в среду днем несколько тысяч протестующих ворвались в штаб-квартиру местной администрации в Алматы и, похоже, захватили контроль над зданием.

В ответ на силовые действия демонстрантов, полиция обстреляла толпу светошумовыми гранатами и слезоточивым газом.
Характерно, что некоторые активисты были вооружены дубинками и щитами, изъятыми у полиции, что никак не вяжется с поведением минских «партизан» во время их наступления на режим Лукашенко.
Более того, в Алматы были подожжены здания городской мэрии, резиденции президента Казахстана, здания прокуратуры и штаб-квартиры правящей партии.

Таким образом, продолжающиеся протесты на сегодняшний день являются самой большой угрозой режиму, установленному президентом-основателем Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который ушел в отставку в 2019 году и выдвинул Токаева на пост президента.

Не помогло, что Токаев быстро предпринял попытку пресечь беспорядки, приняв отставку кабинета министров во главе с премьер-министром Аскаром Маминым.

Он также ввел чрезвычайное положение в столице Нур-Султане, Алматы и Мангистауской области с 5 по 19 января.

С 11:00 вечера до 7:00 утра в этих районах будет действовать ночной комендантский час с ограничениями на въезд и выезд.

Протестующие в Алматы кричали "старик вон" — отсылка к все еще могущественному предшественнику Токаева Назарбаеву - и правительству действительно пришлось уйти в отставку, как и Назарбаеву оставить ключевые посты и покинуть пределы Казахстана.

Объявление Токаевым новой цены в 50 тенге (11 центов США) за литр, по сравнению со 120 в начале года, не смогло ослабить митинги в Жанаозене и столице Мангистау Актау, поскольку демонстранты выдвинули уже политические требования, смысл которых в переводе страны их президентской в парламентскую, с тотальными выборами всех ветвей власти на местах.

Стоит напомнить, что в 2011 году по меньшей мере 14 бастующих нефтяников были убиты в Жанаозене, когда полиция подавила протест по поводу оплаты труда и условий труда, что стало самым смертоносным беспорядком с момента обретения республикой независимости в 1991 году.

В итоге, кровь невинно погибших, весьма вероятно, будет отмщенной.
Казахи такие – долго терпят, но больно бьют по обидчикам.