Вокруг электроразведки

Анатолий Чарушин
 В жизни каждого человека бывает множество встреч с людьми. Большинство людских судеб проходит мимо и не запоминается. Но есть такие встречи, которые остаются в памяти на всю жизнь. С некоторыми из людей потом встречаешься на протяжении всей жизни,  иногда более полувека.
    Так например в году так 1972 был на курсах повышения квалификации. Там собрались геофизики - электроразведчики, человек 25, со всего Союза. Из России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, в основном русские. Многим из них после развала Союза пришлось уехать с насиженных мест. Но все как-то устроились. Кому помогли родственники, кому коллеги.
Вот один запомнившийся эпизод из жизни геофизика.
         В конце 80 - х я работал в производственной электроразведочной партии и
занимался, в частности, обработкой цифрового электроразведочного материала на ЭВМ. Однажды мне позвонил профессор Ю. В. Якубовский из МГРи и сказал, что меня ему порекомендовали как специалиста по цифровой электроразведочной станции ЦЭС - 1,
имеющего опыт составления   программ обработки цифровой информации, и предложил встретиться в  лаборатории электроразведки на Моховой. Институт тогда размещался там.
            Помещение это я помнил еще по школьным годам, когда с приятелем был на дне "Открытых дверей" в МГРи.
      Профессор при встрече рассказал, что по линии НИС провели опытные работы по  поиску угольных пластов в шахтах, используя токи, питающие элекрические подземные электропоезда, а именно импульсы включения и выключения тока в ведущих электродвигателях, имеющие крутые фронты. При этом использовались для регистрации 4 канала станции ЦЭС -1. Два  канала были подсоединены к ортогональным электрическим линиям с соответствующими заземлениями, которые в процессе  наблюдений с определенными интервалами времени перемещались по профилям на земной поверхности в районе шахты . Два  других канала с электрическими линиями  и заземлениями использовались как базисные, и располагались у станции  для нормировки сигналов при обработке.
       В качестве ответственной за обработку со стороны заказчика выступала Людмила Павловна, электронщик по образованию. Было ей тогда уже под 70, но энергичная - дай бог каждому.
        Как я потом случайно узнал у нее был выпущено учебное пособие  по полевым транзисторам, в годы ее преподавательской деятельности  по профилю -полупроводниковые приборы.
      Используя уже имеющиеся блоки подпрограмм, довольно быстро составил программу для ЭВМ - МИНСК -32. С этой ЭВМ было состыковано специализированное вводное устройство для ввода цифровых записей, полученных на станции ЦЭС-1.
       Начал обработку. Листинги с результатами  обработки я передавал Людмиле Павловне, которая приезжала на своей "Волге" в подвал на 9-й Парковой улице, где размещалась наша партия.  После наших бесед она иногда посещала комиссионный магазин на Измайловской площади. Чувствовалось, что материальное положение в прошлом было значительно лучше.
         Через некоторое время она пересела на "Запорожец".
        Однажды она приболела и пригласила встретиться у нее дома. Жила она в знаменитом доме на Котельнической набережной в крыле, выходящем на  Яузу.
Квартира была трехкомнатная, но комнаты были не очень большие. Мебель в комнатах и на кухне, судя по всему, не менялась с момента вселения хозяев.
Жила Людмила Павловна с сыном.
По результатам обработки материала первого полевого сезона было выделено несколько аномальных зон.
           Летом полевые работы были продолжены, но уже на другом участке.
           Осенью эти материалы я обработал. Но на этот раз положительных результатов не было.
На следующий год работы были прекращены. Аспирант, проводящий эти работы, скоропостижно скончался.
         На этом закончились мои контакты с Якубовском и компанией.
Однако Людмила Павловна мне как-то позвонила домой в начале 90-х с просьбой - помочь в начале производства активных наушников для подавления шумов, используя оборудования института ВНИИГеофиика, где я уже тогда работал.
        На что я  ей ответил, что институт на грани развала и помочь ей нет возможности.
Вот такая история.