Вот такие вот гастроли

Григорьева Любовь Григорьевна
После окончания музыкального училища, я, пройдя прослушивание и получив "Добро", попала в вокально-инструментальный ансамбль вокалисткой. Название ансамбля я не буду называть. Оно, как мне кажется, даже и не вспомнится людям. Потому что это были восьмидесятые годы. А в то время таких ансамблей, как наш, было очень много. Но, относились мы к очень известному в те времена, государственному учреждению культуры.

Не могу сказать, что мы были малоизвестной группой. Нас, всё-таки, узнавали на улице. Да и афиши наши, нет-нет..., да попадались на глаза. Но, в Москве мы выступали не часто. Мы были больше гастрольной группой. А гастроли в те времена - это не только города нашей Родины, но и посёлки, сёла и деревни.

Ансамбль наш состоял из семи человек - ударника Саши, клавишника Жени, ритм-гитары Алексея, бас-гитары Сергея и двух вокалисток - меня и Лены. И, конечно же, наш любимый руководитель - Александр Ефремович, который был всегда с нами и которого мы между собой называли - "Отец родной". И это не было иносказательно. Его все уважали и любили. Он был строгим, но справедливым. И очень заботливым. Возился с нами, как с маленькими детьми. Его давно уже нет в живых, но мы его до сих вспоминаем добрым словом.

Гастрольные поездки... О-о-о! Без приключений никогда не обходилось. Всегда что-нибудь случалось. И смешное и грустное, не без этого. Но, вот прошло столько лет..., а вспоминаю с удовольствием. И вижу всё, как наяву.

Помню... Зимой это было. Мы должны были выступать в одном доме культуры старинного сибирского городка. С вокзала нас повезли на автобусе. Как нам сказали - "Дорога дальняя. Так что можете поспать". Что мы и сделали. Но, на полпути автобус сломался. И нам с инструментами и прочим инвентарём пришлось остальную часть пути идти пешком... А был уже вечер. Шёл снег. Дул холодный ветер и, как нарочно, нам в лицо. Мы, преодолевая сугробы и , борясь с этим ветром, так и прошли эту остальную часть пути до гостиницы, не встретив ни одной попутной машины. Гостиница - это громко сказано. Трёхэтажное, деревянное здание с маленькими окошками и резными наличниками. Скрипучие полы и двери, многоместные номера, удобства в конце коридора и то только на втором этаже. Но тогда, когда мы продрогшие и голодные вошли в эту гостиницу, нам было всё равно, какие удобства... И есть ли вообще эти удобства.

Работница гостиницы приняла нас очень неприветливо. Сказала, как отрезала - "Свободных мест нет". Конечно, мы удивились и спросили - "А номера свободные есть?". На что она ответила вопросом... Да таким, что не буду это озвучивать. Видимо, мы её разбудили. Вот она на нас и рассердилась.

После долгих уговоров этой работницы, Александр Ефремович повёл нас в номер. Пока поднимались по скрипучей лестнице на второй этаж, он нас подготавливал к тому, что мы можем увидеть в этом номере. Подготовка была серьёзная и, конечно, нас не  радовала. Но то, что открылось нашему взору, вообще выходило за все рамки нашего воображения. Большая длинная комната и в два ряда кровати, кровати, кровати... Как в пионерском лагере. На кроватях лежали и мужчины и женщины. Кто вместе, потому что семейные пары, а кто раздельно. В дальнем углу комнаты дымила печка-буржуйка. От этого в комнате было жарко и душно. Ну и, конечно же, душно ещё и от того, что много народу. Нам предоставили четыре кровати. А так как постельное бельё, как мы поняли, менялось редко... То мы решили ложиться спать в одежде. Кто его знает, кто до нас спал на этих кроватях.

Конечно, кроватей на всех не хватало. Мы с Леной быстро решили этот вопрос - легли вместе. А вот ребята долго спорили и решили спать по-очереди. Александр Ефремович пожелал нам всем "Спокойной ночи" и тут же уснул. Мы это поняли по его еле слышному "похрапыванию". А вот мы никак не могли уснуть. Спать хотелось. Но... Всё пережитое и увиденное никак не давало нам покоя. Вскоре Лена уснула. А я лежала с открытыми глазами. Передо мной Сергей, наш бас-гитарист, вместе с местным обитателем этого номера соорудили из ящиков импровизированный стол и уже нарезали закуску... А вскоре появилась и бутылочка с ярким названием "Экстра". "Надо же?! Экстра... А говорили, что её теперь не найдёшь..." - подумала я и уже начала чувствовать, как веки тяжелеют и я куда-то проваливаюсь... Как вдруг... я чуть не упала с кровати. Сон, как "рукой сняло". Я увидела огромного таракана. В жизни своей я таких тараканов не видела. До сих пор помню то ощущение, когда ледяной ужас сковал всё моё тело. Но тут Сергей пришёл на помощь. Он меня успокоил весьма оригинальным способом.

- Не бойся. Подумаешь, таракан. А ты бери и делай вот так...

И Сергей ловко щёлкнул указательным пальцем по этому таракану. Таракан улетел в неизвестном направлении.

- Вот и всё. Не хватало ещё из-за них нервничать. Поняла, как делать?

- Поняла. Спасибо, Серёж.

- Пожалуйста. Если что... Обращайся.

- Хорошо, сказала я и успокоившись приготовилась опять попробовать заснуть.

Но сон не шёл. Да ещё Сергей с соседом громко разговаривали. Я посмотрела на них и поняла, что ребята уже в изрядном подпитии. Но больше всего мне запомнился их разговор. До сих пор, вспоминая этот разговор, улыбаюсь так, как-будто услышала хороший анекдот.

- Вот, Серёга, ты мне скажи - Что ей ещё надо? Мужик я рукастый. Могу всё делать. Дом построить? Пожалуйста. Машину починить? Пожалуйста. Обед приготовить? Пожалуйста...

- Не-е-е. Моя гитара... Знаешь, как я её люблю? Я девушку так не люблю...

- А она всё пилит, пилит, пилит...

- Ну, да... Ну, да... Я её тряпочкой каждый день протираю. Чтобы ни единого пятнышка не было...

- Ой, бабы - они есть бабы. А ведь ревнует меня...

- Ну, да... Ну, да... А струны? Знаешь, какие они дорогие?

- Серёга, мой тебе совет -  не женись. Ну их. С ними только одна морока...

- Ну, да... Ну, да... В музыкальных магазинах такие струны только по знакомству можно купить...

- Вот вчера... Приревновала меня. И ведь к кому? К соседке. Я ей говорю - Она же толстая и некрасивая...

- Ну, да... Ну, да... Я хороший бас-гитарист. Меня вот многие коллективы приглашали. А я нет. Наш коллектив самый лучший...

Так бы они и продолжали бы этот очень содержательный разговор, если бы не Александр Ефремович. Он быстро прекратил их посиделки, отругав Сергея за распитие спиртных напитков перед концертом, а его приятеля за спаивание молодого артиста. Это возымело действие и вскоре вся комната была наполнена звуками спящих людей.

А на другой день был концерт. Были овации, цветы, вызывание на "Бис"... А после концерта мы играли им на танцах. Играли бесплатно. Просто нас попросили и мы не смогли отказать. Уж больно нам понравились эти люди. Простые, открытые, приветливые и благодарные.

Как-то на девятое мая мы поехали в город Горький. Во дворце культуры намечался грандиозный концерт перед ветеранами. От нашей организации направили туда два вокально-инструментальных коллектива - наш и наших конкурентов, имеющих точно такой же состав музыкантов и вокалистов. Мы к ним, как к конкурентам, не относились. Наоборот, всегда были с ними приветливыми и дружелюбными. А вот они нас считали конкурентами.  Даже не скрывали этого. Говорили об этом прямо в глаза.

В поезде мы ехали в одном вагоне и наши купе были рядом. Стены купе тонкие, поэтому мы слышали, что они говорили о нас. Но мы терпели, прекрасно понимая, что нас вызывают на скандал.

В гостинице нас тоже поселили рядом - наши номера находились напротив друг друга.

А во Дворце культуры нам выделили одну гримёрную на всех...

Трудно было держать себя в руках и не сорваться на очередное оскорбление. Но мы дали обещание Александру Ефремовичу, что не будем реагировать на их нападки. Они злились, видя, что ничего у них не выходит. На какое-то время прекращали себя так вести. А потом начинали снова оскорблять и вызывать на скандал.

Наши концертные костюмы аккуратно висели на вешалках, а обувь также аккуратно стояла под каждым из этих костюмов. У нас Леной были длинные платья с молнией сзади, которая проходила от самой поясницы до плеч. Платья были белыми и, соответственно, туфли тоже были белыми. Первыми переоделись ребята. Потом они вышли и теперь очередь наступила переодеваться девушкам. Но... Нам с Леной чуть плохо не стало. Молнии на наших платьях были сломаны. А туфли испачканы чёрным гуталином. Наши конкурентки хихикали и ждали нашей реакции. Но и на этот раз они не получили никаких шансов для радости. Мы с Леной молча оделись. Оттирать туфли от гуталина уже не было времени. А сломанные молнии мы зашили, как говорят "живой ниткой". Сначала я Лене, а потом Лена мне. Так и выступали. И, как мы поняли, никто ничего не заметил. А Александр Ефремович нас похвалил и сказал, что артист так и должен выступать. Мало ли что может случиться - молния разъехаться, ширинка лопнуть, каблук сломаться... Но выступать так, чтобы внимание зрителя было направлено на выступление, а не на то, что произошло. Он любил рассказывать историю, как у одной танцовщицы лопнула резинка у трусов. Пока она танцевала, трусы свалились. Так она, просто перешагнула через них и продолжила своё выступление. И получилось, что никто на это внимание не обратил. Все смотрели на её танец.

Обратно с нашими конкурентами мы ехали уже в разных вагонах. И Слава Богу! Потому что наши ребята всё порывались выяснить с ними отношения и узнать, кто сделал такую "подлость" с нашими платьями и обувью. А мы ребят сдерживали и как могли уговаривали не связываться с ними. В таких случаях всегда говорят - "Бог им судья". Так оно и вышло. По приезде в Москву, эту группу распустили.

А какие раньше были колхозы... Это сейчас от них ничего не осталось. А раньше люди в колхозах жили, работали. И были в них школы, клубы и культурные центры. Выступать перед жителями таких колхозов, было одно удовольствие. Потому что принимали всегда радушно с открытой душой. И это чувствовалось и от этого на душе было светло и радостно. После таких концертов мы уезжали всегда какими-то просветлёнными.

Как-то, перед выступлением в одном из таких колхозов, мы репетировали в их клубе. К нам пришёл местный парень, лет двадцати. Сначала он сидел в зрительном зале и просто смотрел на нас и слушал. А потом поднялся к нам на сцену. Александр Ефремович спросил его - "Вы что-то хотите спросить?". На что парень ответил - "Я хочу петь". Видно было, что парень очень стесняется и не знает, как ещё объяснить своё появление на сцене. Но Александр Ефремович понял, что парень хочет быть певцом.

- Хорошо. Давайте мы вас послушаем.

Парень немного покашлял и запел... У нас рты открылись. Парень пел русскую народную песню и не просто пел, как обычно  поют на посиделках. А пел, как исполняют оперные певцы. Красивый бархатный баритон звучал так, что у нас, слушающих его, всё трепетало внутри. А когда он закончил, мы от восторга аплодировали ему. Парень покраснел и вопросительно посмотрел на Александра Ефремовича.

- Вам, обязательно, надо поступать в музыкальное училище на вокальное отделение. Слышите меня?

- Да? Вы так считаете?

- Безусловно. Вы самородок. А где вы так научились петь?

- Это я пластинки слушал... Вот и учился...

- Понятно.

Александр Ефремович  написал ему свой домашний телефон и сказал, чтобы он, когда приедет в Москву, обязательно ему позвонил. Александр Ефремович обещал ему помочь с поступлением в музыкальное училище.

Так оно и вышло. Парня, когда его прослушали, приняли не раздумывая.

Прошли годы. И я знаю, что этот парень после окончания музыкального училища, поступил в консерваторию. А после консерватории он работал в оперном театре.

Как-то недавно мне на глаза попалась газета с объявлениями. И я, ради любопытства, решила посмотреть объявления в разделе знакомств. Объявлений было много и все, как под копирку. Но, одно объявление меня просто "приковало" к себе - "Ищу мужа импотента...". Это сейчас уже пишут об этом открыто и не шифруясь. А я вспомнила историю нашей костюмерши Маши. Она была старше нас почти вдвое. Маленькая, полная женщина. И нам всегда казалось, что она не просто ходила, а катилась, как колобок. Между собой мы её так и звали - "Колобок". Не знаю, знала она про это или нет... Но нам нравилось её чувство юмора и необидчивость. Поэтому, если и знала она, что мы её между собой называем "Колобком", думаю, не обижалась.

Поехали мы на гастроли в город Владимир. Дело было летом. Погода стояла жаркая. В гостиницу нас не поселили. Какая-то путаница там произошла. Уж какая, не знаю. А так, как дело было летом и все школьники на каникулах, нас поселили в местную школу, в спортивный зал. А мы и этому были рады, так как очень устали в дороге и всем хотелось просто полежать, отдохнуть, поспать. Спортивные маты отлично заменили матрасы, а принесённые кем-то пледы, заменили одеяла. В этой школе нам предстояло провести три дня. И именно это сыграло роль в том, что я и Лена быстро сблизились с Машей. Раньше мы общались всё больше по работе. А вот в этой школе, находясь всё время вместе мы не просто общались, мы уже откровенничали, рассказывая друг другу о себе.

Из рассказа Маши мы узнали, что она была три раза замужем и три раза разводилась. Детей у неё нет. И что, самое интересное, ищет мужа по объявлению. А объявление было такое - "Ищу мужа без интима для общения по Душам...". Она нам даже показала газету с этим объявлением. Мы тогда так удивились. "А как же без интима?" - спрашивали мы. "Не хочу я этого интима. Ничего в нём хорошего нет" - отвечала она. Этим было всё сказано. И мы больше не задавали ей подобных вопросов.

Три дня мы были во Владимире. И концертов было только три. Поэтому у нас оставалось много времени, чтобы погулять по городу, посмотреть достопримечательности. И это, конечно же, центр - историческая часть города. Маши с нами не было. Маша по разным причинам всё куда-то уходила. И вот, фотографируясь на фоне Владимирского Планетария, мы видим Машу с каким-то мужчиной. Она тоже нас увидела и вместе со своим спутником подошла к нам. Когда она его нам представила, мы очень удивились. Потому что, помимо его имени Миша, она ещё добавила - мой жених. Оказывается, они уже несколько дней созваниваются. А когда он узнал, что Маша во Владимире, приехал. И, видимо, так понравились друг другу, что, несмотря на то, что увиделись первый раз только во Владимире, решили пожениться. Мы не стали отговаривать Машу. Зачем? А вдруг это любовь с первого взгляда... И, действительно, любовь. Они до сих пор вместе.

Часто вспоминаю один город... Не буду называть какой. Но...

Конечно, когда мы куда-то едем, надо знать обычаи и порядки этого края. А то ведь, можно попасть в неприятную историю... Впрочем, всё по порядку...

После концерта, мы счастливые и довольные, так как успешно выступили, направлялись в гостиницу. Благо она была не далеко. Вдруг к Лене подошёл местный парень и протянул ей букетик полевых цветов. Лена улыбаясь и благодаря, приняла этот букетик. Парень тоже улыбался и проводил нас до гостиницы. В этот вечер мы решили не сидеть в гостинице, а  пойти на танцы в местный клуб. Когда пришли, танцы уже были в самом разгаре. Не совсем трезвые ребята и девчонки лихо плясали под плохо исполняемую местными музыкантами песню из репертуара Битлов. Мы стояли в стороне и смотрели на всё происходящее. Вдруг к Лене подошёл тот парень, который подарил ей букетик полевых цветов. Сначала мы не придали этому значение. Думали, что он решил её пригласить на танец. Но парень, взяв её за руку, стал тащить за собой. Лена упиралась и умоляюще смотрела на нас. Наши ребята решили выяснить, почему парень так себя ведёт. На что услышали угрозы в свой адрес. А тут подоспели друзья этого парня. И началось выяснение отношений и, к сожалению, не на словах...

В местном отделении милиции парень со своими друзьями перед нами извинились. Выяснилось, что в их городе так принято. Если девушка приняла от парня букетик из полевых цветов, значит девушка согласна гулять только с ним и ни с кем другим. Мы извинения приняли и постарались расстаться дружескими рукопожатиями.

В гостинице мы с Леной всю ночь ухаживали за нашими ребятами. Делали им примочки, прикладывали к ушибленным местам лёд. Но... На другой день они у нас были очень красивыми... Делать нечего. Артист - есть артист. И в любом состоянии должен идти и выступать.

Восьмидесятые... Это длинные и пышные шевелюры у ребят и девчонок. Это пиджаки с накладными плечами. Брюки клёш. Причём, чтобы были очень узкие до колена и широкие к низу.

А расцветка, узоры... Самые невероятные. Правда, очень популярна была полосочка. В полосочку было всё, можно сказать, почти все предметы гардероба. Но, помимо полосочки, очень модной была цветочная расцветка - васильки, ромашки, тюльпаны... И, как правило, крупные, чтобы было видно издалека. Конечно, главное правило было, не переборщить с этой расцветкой. Но, это не всем удавалось.

А украшения... В восьмидесятые были в моде массивные украшения - кольца, серьги, браслеты. Очень популярна была бижутерия. Но бижутерия должна была быть дорогой и, обязательно, чешского производства.

А колготки в сеточку... Это вообще было, как говорят "Последним писком".

Гетры ярких цветов, кеды, спортивные костюмы - это вообще было мечтой всех молодых людей. Причём гетры и кеды многие девочки одевали вместе с платьями и юбками. Тогда это казалось очень смелым решением  и среди молодёжи не осуждалось. Что нельзя сказать о пожилом поколении.

Когда мы приезжали в какие-нибудь города с концертами, нас всегда восторженно встречали. И не потому, что мы были их любимой группой, нет. Мы в их глазах были модными. Было видно, как нас оглядывали с некоторой завистью в глазах. После нашего отъезда, обязательно, кто-нибудь уже одевался также, как и мы.

Наши ребята были все "волосатиками". Длинные волосы, ниже плеч и, обязательно, кудрявые. Те, у кого они не были кудрявыми от природы, делали химическую завивку. У нас с Леной тоже были такие шевелюры - у меня рыжеватая "копна", а у Лены чёрная "копна". Это сейчас наши причёски покажутся смешными, а тогда это было очень модно.

Как-то наш ударник Саша сделал неудачную шестимесячную химическую завивку. Видимо, переборщили с химическим составом. Когда он пришёл на репетицию мы все его поздравили, потому что выглядела причёска очень хорошо. Но, это только была видимость. Пока мы репетировали, золотистые кудри Саши отваливались и падали в разные стороны. Он этого не замечал, так как был весь в своих ритмах... А когда закончили репетицию, все ахнули... У Саши на голове остался "ёжик" и кое-где жидкие, но кудрявые волосики. Саша чуть не заплакал. Это было катастрофой и для него и для нас. Это сейчас в моде лысые и наголо бритые ребята. А в восьмидесятые быть лысым и наголо бритым было не прилично.

Александр Ефремович быстро нас успокоил.

- Ничего страшного. Будет выступать в парике.

Сашину голову побрили основательно. На концертах он выступал в парике. А в другое время ходил в бейсболке и не снимал её до тех пор, пока волосы не выросли на достаточную длину, чтобы было не стыдно появляться на людях.

Наши ребята были все женатыми. У кого-то уже были дети. Иногда их жёны ездили с нами, но за свой счёт. Мы с Леной всегда были очень рады, когда их жёны ездили вместе с нами. Не потому, что ребята без них вели бы себя по-другому... Всё дело было в фанатках... Да, фанаты и фанатки были, есть и, наверное, будут всегда.  И всё бы ничего... Но некоторые фанатки в своём поведении "переходят все границы мыслимого и немыслимого".

Как-то выступали мы в городе Иваново. Как в песне поётся "...А Иваново - город невест...". Это точно. Мы тоже обратили внимание, что женского населения в этом городе намного больше, чем мужского. И вот, после концерта, мы отдыхали в гостинице в своих номерах. А номера наши находились на третьем этаже.  Вдруг слышим девичий визг и крик о помощи. Выглянули в окно, а там... Группа девушек стояли в низу и держали длинную деревянную лестницу. А на самом верху этой лестницы, прямо у окна нашего бас-гитариста Серёжи, кричала ещё одна девушка. Оказались фанатки нашего Серёжи. И ведь знали, что он приехал вместе с женой, а всё-равно решили навязать ему своё внимание. И вот таким вот экстравагантным образом. Залезть-то наверх по этой лестнице девушка смогла, а там... посмотрев вниз... испугалась. И от этого испуга она со всей силой вцепилась в эту лестницу и во весь свой звонкий голос звала на помощь. Сергей вместе с женой затащили её к себе в номер, долго успокаивали её. Потом напоили крепким чаем с эклерами.  Когда проводили её до выхода из гостиницы, девушка даже не сказав "Спасибо" и не извиняясь за свою выходку, быстро убежала.

На другой день, когда мы уже были на вокзале, она вместе с подружками пришла нас провожать. И всё-равно, не обращая внимание на жену Сергея, поцеловала его в щёку.

- Какая настойчивая у тебя поклонница - сказали мы Сергею.

- Да, уж - ответил Сергей и нежно обнял свою жену.

У всех творческих людей и творческих коллективов бывают "взлёты" и "падения". Вот и у нашего коллектива были и "взлёты" и "падения". Большим заблуждением того времени было мнение многих людей, что артисты - богатые люди. Наоборот. Вот, как раз, артисты были одной из низкооплачиваемых профессий. Для того, чтобы хорошо заработать, артисту приходилось, в буквальном смысле слова "пахать". А "пахать" не всем удавалось. Ведь заработок зависел от количества концертов. А чтобы количество концертов было, как можно больше... Здесь уже все крутились, как могли. Конечно, многое зависело от руководителя, от знакомств и от того, какой статус имеет артист. Бывали времена, когда у нас не было концертов. А иногда это затягивалось на неопределённое время. И вот тогда, мы выступали самостоятельно. Тогда это называлось "халтурой".

Вот на такую "халтуру" мы поехали в одну деревню во Владимирской области. Дело в том, что там отмечалась свадьба. А мы, как музыканты, были приглашены на эту свадьбу. Договорённость о гонораре была устной. Мы на полном доверии отыграли всю свадьбу. А когда зашёл разговор об оплате... Нам показали "фигу" - в прямом смысле этого слова. Ругаться не хотелось. Да и что можно было доказывать, ведь договорённость была устной. А слова - есть слова. Слово дал - слово взял. Нас, конечно, оставляли переночевать. Но мы не остались. Молча собрав свои инструменты, мы не прощаясь, так как были сильно обижены, пешком пошли до железно-дорожной станции. А это двадцать  километров, да ещё в два часа ночи. Шли неторопливо, время от времени останавливаясь, чтобы остановить попутный грузовик. Но, так как время было ночное, водители почему-то вели себя нагло и просили слишком высокую цену. А таких денег у нас не было.

Только под утро мы добрались до вокзала. Очень хотелось есть. И мы зашли в привокзальное кафе, чтобы позавтракать. Меню было очень коротким - пельмени, чай, хлеб. Но, так как мы были очень голодными, такой завтрак для нас показался просто "царским".

Выйдя на улицу, мы решили немного посидеть на лавочке, чтобы отдохнуть и переварить так быстро съеденный завтрак. Вдруг, до нас донеслись звуки аккордеона. Мы прислушались... Звучала токката и фуга ре минор Баха. Произведение для органа. Самое известное произведение  Иоганна Себастьяна Баха. Мы не поверили своим ушам. Как? Откуда? Здесь... на вокзале... Мы пошли в ту сторону, откуда доносилась эта музыка. И что же мы увидели? На деревянном ящике сидел немолодой мужчина с аккордеоном. Перед ним лежала кепка для сбора денег. А рядом около инвалидной коляски стояла женщина и грустно смотрела на проходящих мимо людей. Да, люди проходили мимо. Было видно, что такая музыка их не интересует.

Мы подошли поближе. Мужчина вопросительно посмотрел на нас. От этого взгляда нам стало не по себе. Столько боли было в этом взгляде... Ребята положили ему в кепку по одному рублю. Мужчина поблагодарил нас. А потом подумал о чём-то и заиграл сонату № 23 Людвига ван Бетховена «Аппассионату».  Играл очень профессионально. И мы поняли, что перед нами музыкант. Когда он закончил играть, мы разговорились. Выяснилось, что он, действительно, профессиональный музыкант. Работал в симфоническом оркестре. А после автомобильной аварии стал инвалидом, отнялись ноги. И теперь вынужден зарабатывать вот таким вот образом. Но... Как мы убедились, такой музыкой много не заработаешь. Мы решили ему помочь...

Надо сказать, что мы в первый раз выступали в таких условиях. Инструменты, конечно же, мы не все расчехлили и микрофонов у нас не было. Но... народу собралось много. В кепку нашего знакомого летели монеты разных достоинств и на радость всех нас - его помощников - денежные купюры. Мужчина со своей женщиной скромно сидели в стороне и смотрели за происходящим. А мы исполняли популярные в то время песни, которые у всех были на слуху и которые заставляли людей останавливаться, слушать и не проходить мимо.

Вскоре кепка была уже совсем наполненной деньгами. Так, что монеты сыпались через её края. Мы закончили своё выступление и передали эту кепку в руки мужчине. Он наотрез отказался брать эти деньги. Но мы его, всё-таки, уговорили. Объяснив нашу помощь ему, как подарок от всей души.

Когда в поезде ехали домой, мы ещё долго вспоминали этого удивительного музыканта и его удивительную игру на аккордеоне.

Мы тогда ещё не знали, как нам пригодится это первое и такое неожиданное выступление просто под открытым небом и с головным убором для сбора денег. Ведь всего через каких-то несколько лет мы, точно также, как и этот мужчина, будем зарабатывать своей игрой в подземных переходах...

Праздники... Для всех это, действительно, праздники. А для артистов самая работа. В восьмидесятые было "обязаловкой" отработка концертов на предприятиях. Даже вывешивались графики - где и когда выступать. Более крупные предприятия заказывали себе артистов. А простые предприятия довольствовались теми артистами, которых им пришлют. Не знаю, заказывали нас или нет, но поехали мы с концертом на фабрику игрушек. Концерт был сборный - артисты разных жанров. Вот на этом концерте Лена встретила своего будущего мужа. Молодой парень сидел прямо напротив сцены, где мы выступали и восторжено смотрел на Лену. А когда раздались аплодисменты, он преподнёс ей букет гвоздик. После концерта нас пригласили в столовую, где был накрыт стол для угощения артистов. Молодой парень опять оказался напротив нас. И он опять восторжено смотрел на Лену. Все это заметили и сказали ему, чтобы он не смущал девушку. Но парень, казалось, никого не слышал. После, так называемого банкета, Лена не поехала вместе с нами в автобусе, на котором нас привезли на фабрику, а согласилась на предложение этого парня погулять по вечерней Москве. На другой день Лену было не узнать. Она прибежала на репетицию какая-то сияющая. И как же мы все удивились, когда она нам всем объявила, что с этим молодым человеком они решили пожениться.

- Как? Так быстро? - чуть ли не хором спросили мы.

- Да. У нас любовь с первого взгляда - ответила Лена.

И, действительно, через месяц они сыграли свадьбу. Молодой технолог Миша с фабрики игрушек обворожил всех... Мы уже и не сомневались, что Лена сделала правильный выбор. Мы были спокойные за Лену и уверены, что у них будет долгая и счастливая жизнь. И не ошиблись. Прошли годы. Миша и Лена вместе. У них уже двое внуков. И они, действительно, счастливы.

Восьмидесятые... Именно в это время всё чаще можно было слышать, что многие артисты "хитрят" и поют под так называемую "фанеру". Надо отдать должное нашему руководителю Александру Ефремовичу - мы под "фанеру" никогда не выступали. Пели, как говорят, "живьём".

Как-то выступали мы в Доме Культуры Железнодорожников. И вот, буквально на середине песни, отключили электричество. Но, мы продолжали выступать. И какого же было наше удивление, когда мы услышали, что зал нам подпевает. А когда песня закончилась, включили электричество... И мы увидели, что зрители нам аплодируют стоя. Конечно, это радостно для любого артиста и незабываемо.

Очень часто вспоминаю наше выступление в колонии для осужденных в Тульской области. Когда туда ехали, то было видно, что волнуются все. Только никто об этом не говорил. А у меня, так вообще, в голове возникали разные картинки - одна страшнее другой. Ведь это же колония для осужденных за разные преступления. Никто не знает, что может произойти на этом концерте. Но... Более радушного приёма и таких благодарных зрителей мы, наверное, нигде больше не встречали. Нам аплодировали так, что, наверное, так аплодируют только "Звёздам Эстрады". Иначе и не скажешь. Конечно, осужденные изголодались по мирной жизни и для них наше выступление было настоящим праздником.

После концерта нас проводили в их столовую, где очень вкусно накормили. А ещё они показали нам свою самодеятельность. Мы были в восторге. Удивительно талантливые ребята.

Когда ехали обратно мы, перебивая друг друга, делились впечатлениями. И, я уверена, у каждого была одна и та же мысль - "Как жалко, что эти очень талантливые ребята пошли не по тому пути...".

Как говорят - "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". Может быть... Может быть... Но, все мы в нашем коллективе, как подобрались. Мы не были амбициозными. Не выпячивались и не лезли "всеми правдами и неправдами" на верх. Были случаи, когда кого-то хотели переманить в свой коллектив или предлагали сольную карьеру. Но, мы оставались верны нашему руководителю. Мы знали, что Александр Ефремович за нас стоит "горой".

Но вот... Настал тот момент, когда мы встали за Александра Ефремовича "горой".  Причём, единогласно и без всяких сомнений.

Александр Ефремович имел неосторожность высказать своё мнение своему начальству и сразу заимел в его лице "врага". А через несколько дней после этого инцидента вышел приказ об увольнении Александра Ефремовича. Мы всем коллективом ходили к этому начальству, просили его, умоляли, приводили доводы... Всё было бесполезно. Нам сказали, что пришлют нам нового руководителя. Но, мы отказались. И вскоре на стол этого начальства легли наши заявления об уходе. Так мы всем коллективом в один день остались без работы. И, надо сказать, не жалели об этом. Наоборот. Мы зауважали друг друга ещё больше за этот поступок.

Тогда мы всем коллективом отправились в ближайшее кафе, чтобы посидеть, отдохнуть и обсудить наши планы на будущее. Мы решили, что будем выступать самостоятельно, ни от кого не завися. И даже придумали новое название нашему коллективу. Ведь прежнее название уже нам не принадлежало. Под тем названием набирали новый коллектив.

Но, нашим планам не суждено было сбыться. Александр Ефремович неожиданно заболел. Видимо, сказались все те переживания, связанные с его увольнением.

Какое то время мы ещё куда-то ездили, выступали... Но, без Александра Ефремовича. А потом... Разбрелись в разные стороны. Почти все поменяли профессию и устроились в разные учреждения, совершенно не связанные с музыкой.

А спустя год... узнали, что Александра Ефремовича с нами не будет уже никогда...

Это был 1991 год.

Девяностые... Тяжёлое время. Рождённые в девяностые даже представления не имеют, какие трудности испытали их родители и родители их родителей, когда "на смену стабильному социальному государству пришла эпоха развала и хаоса". "Лихие девяностые"... От слова "лихо". А на Руси слово "лихо" что означало? Вот именно - зло, горе, смуту, вражду. Отсюда и "лихие люди" - преступники, бандиты.

Девяностые... Девальвация рубля... Сколько же народу потеряли свои сбережения и остались ни с чем... А приватизация? Сколько государственных учреждений быстренько перешли в руки собственников, а людей, которые по ряду причин оказались ненужными со своим опытом и знаниями, "выкинуты" на улицу. Появились фирмы, фирмочки и ещё что-то в этом роде. И у всех была одна цель - "хапнуть" побольше и побыстрее.

Было ощущение, что мир перевернулся. Всё, что считалось плохим, стало хорошим. Что считалось дурным вкусом, стало модным. И это выпячивалось напоказ. Что стоят одни массивные золотые цепи и малиновые пиджаки... А выражение "Новые русские"? В голове не укладывалось.

Страшные годы. Всё продавалось и покупалось. Целые заводы, фабрики, научно-исследовательские институты стояли пустыми с закрытыми дверями. Но... Постепенно разоряемыми ночными воришками, коих в те времена появилось великое множество.

Страшная безработица. Люди не только ездили на общественном транспорте по всему городу в поисках работы, но и пешком... район за районом... обходили ещё работающие предприятия. Но, их на работу не брали. Потому что сами не знали, что их ждёт в ближайшее будущее.

А сколько появилось беспризорников? После войны не было столько беспризорников, сколько их появилось в девяностые годы.

Человеческая жизнь превратилась в "ничто". Каждый выживал, как мог. У многих началась затяжная депрессия. А кто-то, не выдерживал и сводил счёты со своей жизнью.

Как вспомню вещевые рынки и китайский ширпотреб... А ведь за прилавками, в большинстве своём, кто стоял? Артисты, музыканты, доктора наук, главные инженеры, юристы, врачи, учителя... Можно перечислять и перечислять... А эти огромные полосатые сумки, набитые до отказа? Тогда слово "челноки" было у всех на устах. Кто-то мог этим заниматься, а кто-то не мог. Но все знали, что это хороший способ "держаться на плаву" в такое трудное время.

Вот и для нас наступили очень трудные времена.

Мне повезло - сокращение меня не коснулось. А вот Лена с мужем и наши ребята со своими жёнами остались без работы. Их предприятия закрылись. Завидовали ли они мне? Нет. Во всяком случае, я этого не чувствовала. Конечно, я как могла, помогала им. Потому что они остались совсем без денег. Но это не могло долго продолжаться. Потому что зарплата моя была небольшой. Здесь, как говорят "Самой бы продержаться".

Встал вопрос - "Где и как можно заработать?"

Мы долго думали, долго решали, спорили и даже ссорились. Но, всё-таки, каждый этот вопрос решил для себя самостоятельно. Ударник Саша стал "челноком" и каждую неделю стал ездить в Польшу за очередной партией женской косметики. Клавишник Женя устроился по-знакомству в ресторан в музыкальную группу. Ритм-гитарист Алексей пошёл работать дворником. Бас-гитарист Сергей стал зарабатывать частным извозом. А Лена с мужем устроились на вещевой рынок продавцами.

И всё бы ничего. Но, денег катастрофически не хватало. Потому что всё дорожало... А ведь у всех были дети. А их надо было обуть, одеть, накормить... Не говоря уже о школах.Именно в девяностые стало процветать "подношение учителям". Конечно, это и раньше было. Но, не в таких масштабах. Аппетиты учителей росли. А если не удовлетворишь их аппетит... Отражалось на успеваемости твоего ребёнка.

А тут ещё случилась беда с Сашей. У него украли всё, что он вёз из Польши. Хозяину, на кого работал Саша, было всё-равно - где и как Саша будет доставать деньги за украденный товар. Хорошо ещё, что не поставил Сашу "на счётчик". Вот тогда мы и решили подрабатывать уличными музыкантами, чтобы помочь Саше расплатиться с Хозяином.

Подрабатывали мы в подземных переходах в вечернее время, когда народу было много, так как люди ехали с работы. А ещё в субботние и воскресные дни. Потихоньку собрали Саше нужную сумму и он расплатился с Хозяином, после чего сразу же уволился. Мы все его поддержали в этом. Потому что быть "Челноком" очень опасно. Здесь не только можно было потерять товар, но и жизнь. В девяностые  это было не редкостью.

На работе, где я работала, никто не знал, что я подрабатываю. Не важно каким способом. Нельзя было об этом говорить. Потому что в те годы за это могли и уволить. А ещё, чтобы не завидовали, решив, что у человека много денег, раз он помимо работы ещё и подрабатывает. А как достаются эти деньги, никого не интересовало.

Так мы и работали в подземных переходах почти все девяностые. Конечно, конкуренция была огромная. Нас таких в те годы было много. Иногда за места в этих переходах приходилось бороться "в прямом и переносном смысле". А уж о поборах милиции и тех, на кого работали профессиональные нищие... и говорить не приходится. Но, мы держались. И наше умение, как музыкантов, нас очень выручало.

Постепенно жизнь налаживалась. Появилась работа, рабочие места и необходимость подрабатывать отпала сама собой.

Мы уже не выступаем в общественных местах, как прежде. Но... иногда..., когда собираемся вместе... вспоминаем наш старый репертуар. Такой, вроде бы далёкий, но такой родной.