Прогулки по чешской столице. Часть Вторая

Илья Боровский
Покинув славный польский городок Кудов-Здруй, мы полетели над аккуратными равнинами Чешской республики. Несмотря на то, что Чехия большей частью граничит с Польшей - это, что называется, две большие разницы. Даже по дому стоящему у дороги, можно безошибочно сказать, что в нём живёт чех или немец, ну на худой конец словак, коих в Чешской Республике тоже не мало. К чему это я виду, а к тому, что на чехов большее влияние оказали немцы, до сих пор каждые выходные, выезжающие как на дачу в соседнюю Чехию. Поляки исторически больше смотрят больше на восток и закидывают от него довольно много в свою историческую копилку. Однако не будем особенно вдаваться в подробности исторические, а больше времени уделим национальным нюансам.

Начнём с языка. Говоришь вроде бы с чехом на одном языке, а пониманием и не пахнет. И виной тому языковые особенности чешского языка. Вот к примеру!

( Ввиду сложного написания пишу на русском).

Полицейские воруют – полиция предупреждает.

Позор! – Внимание!

Носки – Поношки.

Чулки – Пунчохи.

Духи – Воняфки.

Стол – Стул.

Часы – Ходики.

Будильник - Будик.

Огурцы – окурки.

В общем вы поняли, что при разговоре с чехом, можно слышать одно, а понимать совершенно другое. Но вернусь к своей поездке.

Заселились мы ночью в один из многочисленных отелей. Несмотря на это, в первый день я встал очень рано, часов в шесть, ещё до восхода солнца, так как боялся потерять то немногое, что было мне отпущено на свидание с «богемской красоткой», как Прагу в кулуарах называют пражане. С полчаса я походил в дремоте, после чего моё сонное состояние нарушило дребезжание телефона, который разбил на осколки монастырскую тишину моего скромного номера. Я взял трубку и услышал в ней голос своего старого приятеля.

- Илья! Ты ещё в своей гостиничной келье?- с восторгом произнес он.

Я не успел ответить на вопрос, как он продолжил далее:

- Илья срочно «вставай на лыжи», так как сегодня до полудня мы выезжаем в Зальцбург. - Как ты понимаешь - продолжил он, - Мы едем не одни. Собирайся и скорее приезжай к нам, я познакомлю тебя с одним прекрасным человеком.

Отлично зная своего приятеля и сотни историй о том, где он находит этих «прекрасных» людей, признаюсь честно, фраза про прекрасного человека, на меня не произвела никого впечатления.

- Хорошо Миша - пробормотал я сонным голосом (Его настоящее имя было Милош, но он совсем был не против того, чтобы я его так называл) в девять часов мы сможем встретиться в кофейне у станции Museum, в районе Национального музея.

- Секунду! – крикнул в трубку Милош. С кем-то перекинувшись фразами на том конце провода, он резко изменил локацию нашей встречи.

- Илья! Подъезжай в девять на Маластранку, (так между собой мы называли Малостранскую площадь). Не успев вставить слова в ответ, в трубке раздались кортокие гудки. Ну, хорошо! Малостранка тоже отлчиное место для встреч с друзьями. Что опять задумал этот неугомонный чех (подумал я про себя) и стал судорожно набивать клавиши телефона для связи с «ресепшион», попросив заказать такси на полдевятого утра.

Покинув пределы отеля «Кристалл», у парадного подъезда меня в полной боевой выкладке поджидал таксомотор. На редкость быстро, не в пример многим пражским коллегам, он доставил меня на место назначения, водитель всю дорогу был молчалив и по счастью не делал лишних кругов по городу. За окном тем временем проносился в душистом потоке лазурный весенний город, укрывший обильной листвой древние своды каменных стен.

Прага. Весна. Спокойное и влажное утро заполнило светом старинные улицы. Жизнь в городе начинается рано. Уже часам к семи, скамейки в многочисленных парках и скверах заполняют милые чешские старушки и приветливые горожане, вышедшие на прогулку со своими домашними любимцами. К завтраку поближе к кофейням подтягиваются местные завсегдатаи и гости чешской столицы, которых всегда было немало в этих краях, дабы обсудить актуальные политические новости или победу своей любимой команды в столичном дерби.

Если вы решили попить бодрящий напиток подальше от суеты и любопытных глаз, то вам непременно нужно посетить одно из заведений общепита района «Малая страна».Подобное название в полной мере подошло бы наверное любому из районов Праги, будь то «Старый город», или предположим «Ново Место», так как во времена не столь давние, люди расселялись в зависимости от рода деятельности, или же, что бывало реже, от вероисповедания, примером тому служит Еврейский город на левом берегу Влтавы.

Я не преминул распробовать «кофею» за столиком симпатичного кафе по соседству с собором Св. Николая. По обыкновению расположившись на уличной веранде, я стал пристально рассматривать прохожих и извилистый рельеф живописного городского пейзажа Малостранской площади. Дожидаясь своих собеседников, я вспомнил одну старую историю об этом уголке столицы, подслушанной мной однажды в рыбном ресторанчике у Стрелецкого острова. Без легенд подобного рода, думаю, не существовало бы и самой Праги. История произошла здесь, в «Мала стране», где помимо «малых» Германий, Австрий, Венгрий, располагается до сих пор, маленькая частица, незримой нитью соединенная с Россией. Она крепко накрепко переплетена с собором Св. Николая (или как говорят чехи, св. Микулаша).

Мала страна! Каждый найдет здесь всё, что захочет. Фраза стандартная, но вполне подходящая для этого уютного местечка. Возможно за соседним столиком «австрияк», либо болгарин, припоминали сейчас свою легенду малостранской площади, не менее удивительную и правдоподоьную. Но вернемся к рассказу.

Неслучайно я вспомнил этот выдающийся архитектурный ансамбль, в стиле раннего барроко, который строился на протяжении полувека, в период с 1703 по 1755 годы. Проектировщиками культового строения, как бывало часто по тем временам и вполне логичным для интернационального города, выступили немецкие архитекторы Динценхорф и Лураго. Но, простите, что-то я опять ушёл в сторону, возвращаюсь к России.

В 1870 году по предложению общественности Славянский комитет, который в то время играл не последнюю роль в жизни города, решил закрепить долговременную аренду католического собора Св. Микулаша. Именно этот собор чаще остальных в Праге посещали выходцы из России. Мысль о покупке столь величественного здания пока не велась. Хотя ходят слухи, что сторонников этой идеи было не мало. Но народ поговаривал о недобром знаке, что-либо отнимать у Праги. Она сама готова подарить часть своей души уставшему путнику, напоить его живительным пивечком, напитать досыта свиной рулькой, либо сардельками с квашенной капустой. либо сильно накажет за разбазаривание её сокровищ.

Политики не знают примет. Договор об аренде был заключён в 1870 году, не безызвестным графом Петром Голенищевым -Кутузовым (в литературных кругах известным, как Пётр Пустынник) 26 июля 1870 года. К приезду Александра Второго на величественную колокольню предполагалось поднять колокол, который мало чем отличался от «Царь-колокола», мирно покоившемся у ансамбля московского кремля.

Огромный колокол, отлитый специально для торжеств, трижды поднимали с помощью специальных механизмов и трижды обрывались тросы. Медный великан срывался, накрывая собой наемных рабочих, а зачастую и местных зевак. Собор уже было в подворотнях стали называть проклятым, но время неумолимо неслось, загонная в аврал координаторов проекта, как сказали бы в наш век. Да и санкции не заставили бы себя ждать. В субботу, за ночь до приезда кортежа российского государя, могучий колокол благополучно заиграл блеском на главной колокольне собора.

Воскресным августовским утром Александр Второй, со своей многочисленной свитой торжественно въехал в ворота теперь уже бывшей столицы Священной Римской империи. К полудню царь присутствовал на освящении православного собора. Предварительно издав указ о награждении зодчих, отдавших весь свой талант, на новый оплот православия в центре католической Европы. При выходе из собора произошло то, чего ожидали меньше всего. Прямо над главным входом восседал черный ворон. На мгновенье соборная площадь погрузилась в мертвую тишину и напомнила скорее склеп, нежели вход в величественный храм. Царская свита молча перекрестилась и продолжила путь к экипажам. Однако сам Александр ещё некоторое время находился в оцепенении. Несколько раз, взмахнув крыльями ворон, взвился над площадью и сгинул прочь. Дурной знак был обращен в шутку. Мол, стены старого города стали такими ветхими, что через них просачивается всякого рода нечисть. Можно верить этой легенде, либо не принимать ее всерьез, однако сейчас, мы достоверно знаем, что произошло в дальнейшем с главным участником этих событий.

Вспоминая основные детали этой истории, я сам, как показалось мне, вольно невольно становился не сторонним наблюдателем, а, по меньшей мере, современником этого загадочного инцидента. Но на этом я вынужден зпррвать своё короткое повествование об истории этого мистического города, так как на пересечении Летенской улочки и Малостранской площади, я увидел Милоша сопровождавшего одну симпатичную особу. Не дойдя десяти шагов до моего столика, он стал осыпать комплиментами мою пунктуальность и восхитительную ясную погоду, которая установилась над старой Прагой после сезона дождей.

- Знакомься, это Агнежка- сказал Милош, представляя мне свою милую спутницу.

- Очень приятно. Много о вас наслышан– заметил я, не зная об этой девушке ничего кроме ее имени.

- Агнежка покажет нам главные достопримечательности Зальцбурга - предвосхищая наше путешествие, сказал Милош.

Зная своего чешского друга, как свои пять пальцев, я нисколько не удивился подобному развитию событий.

- Тогда, скорее, в путь!- ответил я, вызвав бурю удивления в глазах «Миши», который нередко считался с моей нерешительностью, в вопросах подобного плана.

Мы быстро сели в авто и обогнув собор «святого Микулаша» свернули с многоликой Малостранской площади, залитой стадами солнечных зайчиков в сторону Нерудовой улицы, которая понесла в потоке нашу «комфортабельную повозку» на выезд из города в сторону австрийской границы, чтобы через несколько дней, вновь вернуться на мощеные улицы и под своды красных черепичных крыш Праги. Но об этом я расскажу позже. А пока, до встречи Зальцбург!

Продолжение следует...