4. 1958 год. В первый класс

Владимир Винников
- Люба-а-а!
Громкий мальчишеский крик, отвлек Василия Петровича от работы в огороде, нужно было прополоть картофель. Он воткнул черенок тяпки в мягкую землю, обошёл  дом  и, открыв калитку, вошёл в сад.
На скамейке под яблоней, сидела Люба, а вокруг неё толпились мальчишки и девчонки с их улицы, и из посёлка Товарово.
Люба что-то рассказывала, а ребята внимательно слушали. Старшие дочери – Вера и Надя стояли на крыльце, лица их были недовольны.

Что случилось? – Спросил их отец.

- Эта «заводила», всех моих друзей отбирает, вот и Славка, бегал за мной, а стоит рядом с ней…
Вера махнула рукой и пошла в дом, а Надя вроде без всякого интереса, подошла к группе ребят.

- Нет, Иван, - продолжала говорить Люба, - дома интереснее, чем в детском саду, здесь я могу много читать, меня Вера научила, а ты в детском саду, ещё читать не можешь.
Здесь я катаюсь с глиняной горки, а ты приходишь только в субботу туда, или в воскресенье.
Я здесь каждый день кушаю прямо на поле луговую землянику. –
Девочка говорила серьёзно, а отец стоял и слушал, что она скажет дальше. -  А, главное, я помогаю папе и маме…
- Да ты ещё маленькая, - перебил её Иван, подвижный, сухощавый мальчик, ровесник Любы, круглолицый и весь покрыт конапушками.
- Мы с тобой уже большие, - с гордостью ответили Люба, - в сентябре пойдём в первый класс. Я с утра кормлю кур и собираю яички, потом собираю крыжовник и смородину, мама вечером сварит компот, он очень полезный.
Потом я выгоняю на луг гусей. В обед мы с Верой и Надей идём по воду к роднику, я хожу с двумя бидончиками, мы наливаем полный молочный бидон (35 литров). Затем Вера варит обед, она у нас уже пионерка, а мы с Надей подметаем в доме и во дворе. - Люба обвела взглядом ребят, кивнула Наде и та, в благодарность, что младшая сестра вспомнила и об её вкладе в работу, улыбнулась в ответ. - А вот ты чем занимаешься в своём детском саду? – Закончила Люба.

На крыльцо вышла мать и с удивлением посмотрела на компанию ребят. Отец осторожно взял её за руку, поднёс указательный палец своей правой руки к своим губам и потом поцеловал жену в щёку.
 А Иван, встал с лавочки, словно готовился выступать с докладом и, поставив вдруг обе руки себе на пояс, словно их воспитательница начал рассказ:
- А у нас распорядок дня мало что меняет от вас. У нас в детском саду с утра занятия: лепка, рисование, математические картинки, музыка. Потом мы идём на прогулку, а потом обед и тихий час. После обеда мы опять играем и нам читают сказки.
Надя не выдержала, отодвинув своим плечом в сторону мальчика, повернувшись к ребятам, сказала:
- А у нас в третьем классе в школе длиннее время для занятий:  последний урок заканчивался в 12.30, потом бесплатный обед, колхоз в школу привозит самые свежее молоко и овощи, а ещё парное мясо…
- Телятину и курятину, - вставил Степан.

Надя утвердительно кивнула и продолжила:
- А хлеб и пирожки пекут нам повара. После обеда у нас всех продлёнка - игры на школьном дворе, затем возвращаемся в класс и делаем домашнее задания, а потом ещё остаётся время поговорить и тут продленка кончится.
За кем-то пришли родители, а меня и Степана отпускали домой в пять. К этому времени богажная касса на станции закрывается (некоторое время Анна Зеева работала в богажной станции), и мы с мамой вместе идём домой.
Нам дома уроки делать не надо и я, - Надя победно смотрела на Любу, - начинаю помогать маме, готовить ужин, а потом…

Люба перебила сестру:
-  Потом мы втроём выходим гулять во дворе или выходим на луг, немного поиграем, и когда папа возвращается с работы, идем загонять в дом овец, коз и гусей, папа заводит в стойло телёнка, а…

- Доченька, а ужинать не пора? - Спросила мать. - Ты всех друзей приглашаешь к ужину?

А за забором сада уже слышен крик матерей Ивана, Степана и других ребят:
- Нюрка, тебе наши детки не надоели? Ребята, быстро домой!

Ребята кивали друг другу и говорили на прощание: «До завтра» расходились по домам. Их всех встречал радостный лай дворовых собак.
Через час - два, электрический свет в домах выключали, жители села засыпали. На работу вставать рано, первая дойка в шесть, а кому-то нужно было ехать на работу, кому на секретный завод в «Почтовый ящик» номер 7, а кому в город Богородицк, или на станцию Товарово.
Отец Любы, ездил на станцию Узловую первым рабочим поездом в пять часов тридцать минут.

В следующий вечер, ребята собрались у родника, прокатились несколько раз по глиняной горке, потом играли в прятки, хорошо, на лугу трава высокая, лёг и не видно.
А ещё, разделившись на пары, прятали клады, пуговицы, марки, открытки, кусочки цветного стекла, записки с признанием в любви, их сверху накрывали стеклом и засыпали землёй. И затем становились в очередь и кто-то, чаще Люба, командовала, кто следующий разыскивает клад Степана, или другого человека.
Все следили и кричали очередному кладоискателю: «холодно - горячо», пока он не дойдёт до нужного места.

И вот она, под ногами свеженасыпанная земля! Исполнена цель – найти клад. Поскольку самое ценное там было письмо, или признание в любви, все с нетерпением ждали, когда Люба прочтёт очередное письмо и громко, потом комментировали.
Но однажды, Люба, развернув бумажку, почитала и покраснела.
- Мне пора домой, - протараторила она и побежала вверх по тропинки оврага к своему дому.

Ребята тоже направились домой.
Только Степан, долго стоял у родника и слушал журчание вытекающей воды. Ему казалось, что рядом звенит серебряный колокольчик. Он горько усмехнулся и пропал в темноте вместе с последним лучом летнего солнца.

В основном женщины и вернувшиеся с войны раненые мужчины, да совсем немного здоровых мужиков - работали в колхозе и получали за свою работу трудодни и зарплату.

За работу в колхозе была введена система оплаты труда -  трудодни. Она подразумевала не только денежную оплату труда, но и в большинстве случаев расчет с крестьянами продуктами: зерно, хлеб, картофель. Идея состояла в том, что крестьяне выполняют определенную норму, а им взамен колхоз выдает часть полученного зерна или другие продукты питания.
В 1951 году один трудодень стоил 1,42 килограмм зерна и 0,18 килограмма картофеля.
Относительно денежной оплаты в 1951 году существовал очень большой разброс по регионам на 1 трудодень:
• Туркменская ССР 10,35 рублей (максимум по СССР).
• Краснодарский край 2,11 рублей.
• Кировская область 29 копеек.
• Ярославская область 26 копеек.
• Калужская область 7 копеек (минимум по СССР).

Начиная с начала 1950 годов экономическое положение Советского Союза постепенно улучшалось. В сравнении с предыдущими годами практически вдвое увеличился общий объем производства. С 1950 по 1958 год национальный валовый продукт ежегодно рос на 7,5%.
Каждый год проводилось повышение зарплаты для всех работников, поднимались также стипендии и пенсии.
Вместе с увеличением объема производства, происходило снижение цен, возрастала покупательская способность, тем самым заметно улучшая уровень жизни населения. Люди могли позволить себе купить намного больше товаров и услуг.
В год на душу населения из продуктов припадало 26 килограмм мяса и сала, 7 килограмм рыбы и морепродуктов, 172 литра молока, 60 штук яиц, 172 килограмма мучных изделий, 241 килограмм картофеля и 8,1 килограмм сахара.

Из важнейших непродовольственных товаров люди могли позволить себе в год 16,47 квадратных метров тканей, 3 пары чулков или носков, пару хорошей кожаной обуви и 4 килограмма мыла или моющих средств.
Также в более доступной продаже появились часы, телевизоры, фотоаппараты, велосипеды, мотоциклы и швейные машины. Все чаще покупали в дом такую роскошь, как пианино.
Идея постоянного снижения цен и повышения зарплат заключалась в том, что имея на руках больше денег, люди будут чаще покупать товары, тем самым стимулируя производство и ускоряя оборот валюты, покупая и обустраивая жилища, они совершали вклад в строительство и стройматериалы. Если люди откладывали деньги на большую покупку, то улучшалась работа сберкасс.
За период с 1950 по 1958 год среднегодовой темп советского производства превысил 10 %, что в несколько раз обгоняло темп производства Соединенных Штатов в этот же период.
Объем сельскохозяйственного производства с 1950 по 1959 год вырос почти на 60%.

Именно в пятидесятых годах было проведено несколько изменений относительно заработной платы граждан. Больше значения стали придавать роли женского труда. Изменились возрастные рамки для рабочих. Теперь работали не только после восемнадцати, но и после шестидесяти.

Для избавления от кризиса послевоенных годов Советская власть ввела сдельно-прогрессивную и повременно-премиальную систему оплаты, также появились премии за перевыполнение планов, дополнительные денежные поощрения, сократились налоги на зарплату.
В оплату труда стали включаться больничные, отпускные, поощрительные выплаты, стипендии за хорошую учебу, оплачиваемая медицинская помощь, содержание детских садов, выплаты многодетным семьям.

Конечно, существовали и налоги.
Так при зарплате 800 рублей налог составлял 8%, от 800 до 1000 рублей – 10%, от 1000 до 1500 – 12%, при более высокой зарплате – 13%.
Был и налог на бездетность. Граждане от 25 до 50 лет не имевшие детей обязаны были платить налог в размере 6%.
Проведенное 1953 года масштабное снижение цен коснулось всех отраслей производства: продуктов, одежды, электроприборов, стройматериалов, хозяйственных товаров. В зависимости от групп продукции цены падали от 10 до 30%. Также снижение цен коснулось и общественное питание. Это все повлекло за собой возрастание потребительского спроса и увеличение объемов производства.
В 1953 году килограмм белого хлеба можно было купить за 3 рубля, черный хлеб – за 1 рубль, килограмм говядины – за 12 рублей 50 копеек, литр молока – за 2 рубля 24 копейки, масло сливочное – за 27 рублей 80 копеек, а растительное – За 17 рублей. Десяток яиц стоил 8 рублей 35 копеек, водка – 22 рубля 80 копеек, пара обуви – 188 рублей, самый дорогой костюм – 1500 рублей.
В продаже появился автомобиль «Победа» за 16 тысяч рублей и автомобиль «Москвич» за 9 тысяч рублей.
На прилавках магазинов можно было найти красную икру по 36 рублей за килограмм и черную икру по 85 рублей за килограмм. Кофе в зернах продавался по 50 рублей за килограмм.
С 1949 года в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тысячи общеобразовательных школ, в которых обучалось почти 35 миллионов человек.
Рациональное планирование школьной сети предпола¬гало точные расчеты средств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий, стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и сред-ней школы.
Исключительное значение в вводимой общей системе всеобщего среднего образования приобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годом расширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образо¬ванию была очень велика.
Считалось целесообразно составлять народнохозяйственный план школ рабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов, фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рационально планировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана.
Назревала потребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочей молодежи при больших произ-водствах, их оборудования и обеспечения штатным со¬ставом преподавателей.
Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммуни¬стической партии об осуществлении среднего образования могло быть успешным при условии организован¬ного участия в этом деле ком¬сомольских, профсоюзных организаций, всей советской общественности. Еще в 1930 году ЦК КПСС предложил всем партийным организациям рассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую кам¬панию на весь ближайший период. Тогда же было пред¬ложено партийным комитетам не реже двух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной части исполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.

Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предусматривающего перестройку общеобразова¬тельной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования, закон установил, что полное сред¬нее образование будут давать не только общеобразова¬тельные, но и специальные средние учебные заведения.
В общеобразовательных школах в то время работали 2,7 миллиона учителей и воспитателей.
Учителя 4-10 (11) клас¬сов в абсолютном большинстве имели высшее педагоги¬ческое образование. Повышением квалификации педаго-гических кадров занимались 186 институтов усовершен¬ствования учителей, свыше 4,5 тысяч методических работ¬ников, более 200 заочных и вечерних отделений при ста¬ционарных педагогических учебных заведениях и универ¬ситетах.
Реформа общеобразовательной школы 1958 года ввела изменения в трудовом обучении школьников
Отсутствие трудового обучения в общеобразовательной школе после 1937 года серьезно сказывалось на практической подготовке школьников к труду, особенно труду в сфере материального производства. Оно снова стало восстанавливаться в школе.
С 1954-1955 учебного года трудовое обучение вводится в начальной школе, a c 1956-1957 года - во всех классах средней школы.
В 1-4 классах вводится преподавание ручного труда, в содержание которого входит обработка бумаги, картона, тканей, первоначальные работы с древесиной и другое.
В 5-7 классах организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой древесины и металлов, а также работа на пришкольном учебно-опытном участке по выращиванию растений.
B 8-10 классах, вводится курс основ производства и производственная практика. В этих же классах преподаются так называемые общетехнические предметы - машиноведение и электротехника.
В 1958 году начинает осуществляться реформа школы. Вводится в действие закон «0б укрепление связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
Этим законом была предусмотрена новая система трудового обучения, включающая производственное обучение, в которой центральное место занимает реализация принципа соединения обучения с производительным трудом учащихся.
Под производственным обучением в общеобразовательной школе понимали вид трудового обучения в старших классах, имеющий целью подготовку учащихся к квалифицированному труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или культуры. Оно рассматривалось как одно из средств осуществления соединения обучения с производительным трудом.
Вместо существовавшего тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Неполной средней школой становится восьмилетка. На базе восьмилетки образуются средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением в составе 9-11 классов. Полное общее среднее образование становится одиннадцатилетним.

Готовиться к школе Люба начала ещё в январе, после того, как Вера и Надя принесли из школы новогодние подарки – конфеты, печенье, она долго рассматривала Надин белый передник и спросила маму:
- А мне придётся носить передники после Нади, как она носила после Веры? - Потом она посмотрела на папу, - а подарки тебе на работу дня нас точно принёс Дедушка мороз?
 А почему он для Вити, выбрал самый большой? Он же у нас самый маленький?
Брат Виктор, вытянувшийся за последний год. Подвижный и вечно что-то бормочущий мальчик на этот раз подошёл к столу в зале молча, взял большой бумажный пакет со стола и высыпал всё содержимое на стол, потом стал раскладывать конфеты и печенье на кучки, сначала показывая указательным пальцем на родителей и сестёр, а потом на кучки:
- Это маме, это папе, а это Вере, это Наде, вот Любочке, и мне ещё осталось много. - Потом он отодвинул свои конфеты в сторону, посмотрел на Любу, взял из своей кучки ещё один «батончик» и потянул в руки Любе. - А это тебе за то, что учишь меня раз-ва, нет разг-ва, ой, разговаривать…

Отец с матерью переглянулись, улыбаясь.

- Ну, вот и хорошо, - сказал отец, - ты Люба успокойся, нам добавили зарплату с мамой, так что вам всем мы к первому сентября купим всем новые ботинки, а тебе полностью новую форму. Вите, мы купим новые шаровары и рубашку с длинным рукавом.
- Что вы мне купите? – Переспросил сынок.

Мать насторожилась, после того, как сынок переболел гриппом, он что-то стал плохо слышать, это очень беспокоило родителей.
И вот, наконец, наступило долгожданное первое сентября. У садовой калитки Веру, Надю и Любу провожали в школу папа, мама и Виктор. А за калиткой сестер встречала вся ребятня их улицы - Третье общество, а так же ребята с улиц Кобановка и Комарёвка (так их называл Василий Петрович).

Большой группой, ребята спустились по тропинке к узкому, прогибающимся, под ногами пешеходному мостику через реку Уперту.
На этот раз никто из них не прокатился по глиняной горке. Все шли неторопливо, помахивая новыми портфелями, а Люба всё поглядывала на свои новые коричневые ботиночки.

На площади перед школой восьмилеткой, их построили по классам. Люба смотрела по сторонам, очень много знакомых и приятелей, с которыми она часто встречалась и играла, а потом им представили учительницу – Екатерину Сергеевну. Невысокую, круглолицую, такую умную и красивую, почти как её мама.
Ученики восьмых, выпускных классов, поздравили первоклассников с первым «звонком», и подарили каждому подарки от колхоза - набор цветных карандашей, пенал, и тетради в линеечку.

Лучший ученик восьмого класса Матвей, передал в руки (почему не понятно) Любе колокольчик, посадил её на своё плечо.
Он медленно шёл вдоль строя ребят, теперь учеников, а Люба, потряхивая в руке колокольчиком – звонком, была такая счастливая. Ей казалось, что она на собственных крыльях летит над землей и всех ребят зовёт за собой в школу. Что во всех школах их огромной страны – СССР, они точно узнают, как нужно учиться, жить и хорошо работать, чтобы Советский Союз становился сильней и все жители страны, всегда были сыты, одеты, имели свои дома и квартиры. Чтобы в странах капиталистов трудовой народ увидел преимущества социалистического пути развития (так говорил Любе её папа).
Потом под звон небольшого колокольчика, ученики всех классов вошли в школу. Матвей снял с плеча и поставил Любу на пол, потом наклонился и поцеловал её в щёчку.
Люба покраснела, и будто загородилась большим колокольчиком.
А в это время, классные руководители заводили учеников в их классы.
Екатерина Сергеевна спросила:
- С кем вы хотите сидеть за одной партой?

Все ребята заявили, что хотят сидеть с Любой Зеевой.
Позднее так и произошло, но по иной причине. В присутствии этой девочки, мальчики почему-то много болтали, что-то спрашивали у неё. А Екатерина Сергеевна была внимательная и строгая, она пресекала, сразу пустые разговоры а, учитывая, что кудрявая головешка Любы постоянно «крутилась» вправо и влево, она эмоционально и громко отвечала на вопросы, наказывала и её, и соседа. Оба стояли в углу за её спиной по сторонам доски. Потом Любу пересаживали на другую парту и опять всё повторялось.
Наказание длилось недолго, за это время Екатерина Сергеевна ознакомила своих подопечных с предметами, которые они будут изучать. Предметов было немного, но один из них интересно назывался – чистописание.
Учительница научила, как пользоваться чернильницей непроливашкой. И сказала, что через два года у них будет больше учебных предметов:
 
Второго сентября с утра лил дождь, погода испортила праздничное настроение ребят.
Люба возвращалась из школы в новом коричневом платье и белом фартуке. На ней было светлое пальто в крупную клеточку. Она, спускаясь в овраг, у переходного мостика через реку поскользнулась и свалилась на берег реки.
Пришла домой грязная, мама была на работе, сёстры в школе, Витя в детском саду.
Люба сама стала стирать в ванне, в которой они все мылись, своё пальто и платье с фартуком, их отстирала, а на пальто остались большие тёмные пятна.
Так что третьего сентября, в школу она пошла в стареньком пальто, оставшемся от подросшей Нади.
А вечером, мама привела из детского садика Витю, который сильно заболел, у него совсем пропал слух. Маме пришлось уволиться с работы на железнодорожной станции и опять пойти работать в колхоз дояркой. Ферма была неподалёку от дома.
Осень подкралась незаметно, начали лить дожди, каждый день приходилось отмывать от грязи ботинки, а потом неожиданно наступила зима, снега было по пояс.
Ребята пробирались сквозь сугробы к пешеходному мосту, да ещё до моста, скатывались вниз глубокого оврага на новых портфелях. В школу приходили все мокрые.
Почти каждую неделю до новогодних каникул, в дневнике Любы можно было прочитать: «Ваша дочь опять разговаривала на уроках».
На вопрос папы:
- Почему ты мешаешь другим заниматься?
Люба отвечала:
- Они мне все задают вопросы, я ведь это уже знала, я им начинаю отвечать, а мне делают замечание. - На лице Любы было такое удивление, что отец улыбался. - Ну, почему я всегда «крайняя»?
Мама, узнав об этом разговоре, качала головой и говорила:
- И в кого она у нас такая?
А папа отвечал:
- Она мне кого-то напоминает и целовал маму в щёку.

Вера и Надя молча смотрели на младшую сестру, не осуждая, они уже слишком хорошо её знали.

 Когда Любу приняли в октябрята, она стала старшей в звёздочке, старалась на уроках не разговаривать, показывать пример хорошего поведения, хотя не всегда это получалось.
Но она подружилась со всеми в классе, и учительница её хвалила другим учителям, в присутствии Веры и Нади, говоря, что все Зеевы, очень хорошие девочки и поэтому учатся хорошо.
Звёздочка под руководством Любы стала брать шефство над пожилыми одинокими колхозниками и фронтовиками, после школы им носили воду, мыли полы в доме, подметали на улице, бегали в сельпо за хлебом.
Учитывая, что Виктор тяжело болел, Вера и Надя помогали вечером маме доить коров, мама в это время ходила домой, кормить сына. Люба в это время убирала в доме и подогрев на печи воду, мыла посуду.
К весне, многие ребята заметили, что после того, как на берегу реки построили коровник, в Уперте стала пропадать рыба, а вода стала не такой светлой…