Внимание, говорит Кадом!

Галина Салаева
"Внимание! Говорит Кадом! В связи с низкой температурой занятия в школе с 1 по 10 класс отменяются. Повторяем..." Ах, как мы в детстве ждали этого голоса, этих сообщений! Перед тем, как прозвучать информации, радио, которое в те времена работало в каждом доме, на несколько секунд замолкало, потом раздавалось шипение, и уже потом мы с восторгом слышали заветные слова!
Просыпалась я заранее. От окна шёл холод, значит, как и обещали с вечера по телевизору, мороз был под 30. Посмотреть, как там , на улице, не было никакой возможности. Окна были полностью заморожены, а в местах, свободных от толстого слоя  льда, можно было часами рассматривать и восхищаться прекрасными узорами  искуссницы-зимы!
Но уже по тому, как трещали поленья в печках, как хлопала входная дверь, и в кухню врывались огромные клубы морозного воздуха, было понятно, что очень холодно, и, возможно, в школу не идти!
От окон шёл слабый синий свет, в комнате царил  полумрак, круглая печка топилась радостно и звонко! Дверь на кухню была открыта, там горела лампочка, родители разговаривали приглушенными голосами, мама готовила завтрак на плите, вкусно пахло жареной картошкой. Вылезать из-под тёплого одеяла страшно не хотелось, но как только радио извещало об отмене занятий, я пулей выскакивала из постели и бежала на кухню!
Целый день свободы! Полвека назад у детей были совсем другие планы на морозный день, нежели у современных мальчишек и девчонок! Как только родители уходили на работу, я с нетерпением  ждала, когда придёт время закрывать трубы, потом с печки стаскивались тёплые штаны, шарф, шапка, варежки. Валенки надевались на шерстяные  носки, на свитер натягивалось пальто, тяжёлое, на ватине, потом водружалась на голову шапка, повязывался шарф, готово!
Выскочив на крыльцо, зажмуривалась от яркого света, который шёл отовсюду: от солнышка, от ясного неба,  от кипенного снега, который, казалось, накрыл весь белый свет! Каждая веточка, каждая хворостинка в саду хвалилась своим пушистым убранством! Снежок скрипел под подшитыми Мишей Шириковым валенками, пока бежала за санками, руки не терпели обжигающе-холодного железа щеколды на двери сарая. До сих пор, прикасаясь зимой к ледяному железу, помню уроки детства, когда старшие девчонки с улицы предлагали прикоснуться языком к щеколде. Через это, наверное,  прошли все ребятишки тех лет...
Выйдя из калитки и пройдя несколько шагов, натыкалась взглядом на удивительную картину. Клубы пара царили в воздухе! Исходили они от лошадей, привязанных у забора тогдашней кадомской поликлиники. На них приезжали на приём жители окрестных деревень. Пахло лошадиным потом, навозом, морозным днём, сеном с саней, ух, какое это было зрелище! И ещё. Снег был усыпан шариками - семенами липы! Почему-то это врезалось в память.
На улице Полетаева уже собиралась ватага ребят. Лыжи тогда были редкостью, а санки стояли в сараях у всех. И вот бежали мы всей гурьбой на берег Мокши и с уже укатанного берега летели на салазках что есть духу вниз! Вверх лезли по сугробам чуть ли не по пояс, снег забивался под пальто , в валенки, в варежки. Но кто это замечал! Только звук судаверской трубы возвращал нас в реальность. Подхватив санки, мы мчались домой, чтобы до прихода родителей на обед успеть снять с себя всю мокрую одежду и покидать на жаркую печку.
Пахло сырой шерстью, руки отогревались  и ломили. Что делать, зима.
24.12.2021