Горькие и странные факты о бедной, бедной Боливии

Вячеслав Анатольевич Тихонов
1. Территорию эту в старину называли «Чаркас», а также – «Верхнее Перу». Чаркас – название индейское, а в Боливии до сих пор индейцы считаются неполноценной расой. «Верхнее Перу» уж слишком похоже на «Перу», а Перу – это совсем другое государство. Поэтому Чаркас при получении им независимости от Испании в 1825 г. сгоряча назвали в честь венесуэльца Симона Боливара, который командовал колумбийской армией, захватившей Чаркас у Испании. Назвали страну в честь захватчика, отторгнувшего эту территорию от испанской монархии, которую так любило большинство населения этой территории – индейцы.
2. Своей независимости сама Боливия-Чаркас-Верхнее Перу не хотело, и независимость погрузила Боливию, как и другие страны Латинской Америки, только что получившие независимость, в страшный социально-экономический и военно-политический упадок, который продолжался лет сорок, а в чём-то продолжается и до сих пор.
3. Главная проблема истории Боливии – жалкое, униженное положение большинства населения страны, представленное индейскими народами (аймара, кечуа), которые до сих пор почти официально считаются неполноценной расой. Конечно, когда индейцы всё же восстают против угнетения их белым меньшинством, то просто-напросто уничтожают всех белых, которые им попадаются под руку. Убивают всех белых и съедают их! Именно так. И это случалось ещё в 20 веке!
4. Когда, наконец, индеец стал-таки президентом Боливии (Эво Моралес), то он оказался … наркоторговцем и наркоманом! Как ни удивительно, но правил он целых тринадцать лет (что для Боливии очень долго!), с 2006 г. до 2019 г., и даже добился роста экономики! Но очень смешно и очень просто потерял власть – однажды к нему явился командующий армией страны (белый) и посоветовал индейцу отказаться от власти. Индеец всё понял правильно и немедленно сбежал в Мексику! Сбежал, потому что хорошо знал традиции своей страны – здесь часто и самым жестоким образом убивают президентов! 21 июля 1946 г. тогдашнего президента Боливии (Гуальберто Вильярроэля) народ просто выкинул из окна его президентского дворца, а потом его разбившийся труп повесил на фонаре перед его дворцом. Так же поступили и с его приближёнными. Правда, тот президент считался фашистом, поэтому народу его было не жалко.
5. В 1952-1953 гг. в Боливии произошла рабоче-крестьянская революция – рабочий класс восстал, разгромил и разогнал армию и национализировал горную промышленность – главную отрасль экономики страны. А крестьяне выгнали и частично поубивали всех помещиков (все помещики были белыми, а все крестьяне - индейцами). В стране было наконец-то введено всеобщее избирательное право, индейцы хотя бы официально перестали считаться неполноценной расой. Долгое время после этой революции страна вообще не имела ни армии, ни законов, ни государственного управления, а командовали всем профсоюзы. Конечно, при таких порядках жрать стало нечего, но новая, революционная власть поклялась американцам, что ненавидит коммунистов, и американцы в благодарность за это взяли революционную Боливию на своё содержание! Вот такие странные порядки царили в мире во время Холодной войны США и СССР – американцы готовы были платить всякому, кто поклянётся в ненависти к коммунистам!
6. Боливия проиграла все войны, которые вела. Сама она никогда ни на кого не нападала. Нападали на неё, причём нападали нагло и безнравственно, нападали соседи, чтобы отнять лакомые части её территории – земли богатые гуано (птичьим помётом), селитрой (Тихоокеанская война с Чили в 1879-1883 гг.), каучуком (война с Бразилей за Акри в 1899–1903 гг.), нефтью (Чакская война с Парагваем в 1932-1935 гг., кстати, нефть на территории, отнятой у Боливии в результате этой войны, так и не нашли!). Что хотели, то и отняли у Боливии её аморальные соседи - Бразилия, Парагвай и Чили.
7. Боливией часто правят диктаторы («каудильо»). Один каудильо (Мариано Мельгарехо, правил в 1865-1871 гг.) был свергнут другим каудильо, и совсем уже хотел с горя покончить с собой, но его отговорили. Тогда он с кучкой преданных ему офицеров пробрался в президентский дворец, в котором его более успешный враг праздновал свой приход к власти, и хладнокровно застрелил его при всех! Все присутствовавшие, которые только что пили шампанское за здоровье убитого, тут же признали власть убийцы! И он свирепо правил ещё. Так свирепо, что за критику его он законом установил смертную казнь! Правда, потом всё же его свергли, он бежал в Чили, где ему дали денег за то, что он в своё время продал интересы своей Боливии чилийцам, он с этими деньгами нашёл в Перу свою любовницу с семьёй, которая бежала туда от разгневанного боливийского народа. Несмотря на то, что во время своего правления убийца-каудильо тратил на эту свою любовницу немыслимые деньги, она отказалась с ним общаться. Поскольку свергнутый убийца-каудильо был ещё и алкоголиком. Кстати, брат этой любовницы женился на доченьке алкоголика. Этого зятя попросили разобраться с собственным тестем, ну зять и застрелил алкоголика-убийцу-свергнутого каудильо.
8. Один из боливийских каудильо оказался … утопическим социалистом (Мануэль Исидоро Бельсу)! Тот самый, которого пристрелил алкоголик-каудильо. Невероятно! Нигде в мире ещё не было социалистов у власти, а в Боливии уже была социалистическая власть (1848-1855 гг.)! Так эта бедная, отсталая страна оказалась на короткое время впереди планеты всей!
9. Почему же Боливия такая отсталая? Почему не развита так, как её соседи Чили, Аргентина, Бразилия? У Боливии нет выхода к морю. Чили отняла у Боливии этот выход ещё в 19 в. Боливия – это либо высокогорное плато («Альтиплано»), либо дикие джунгли («Ориентес»). Соответственно, белых в эту местность тянет мало, преобладают в населении индейцы. Которые ещё и увлекаются кокой. Вот так! Мало того, что от высокогорной местности с её недостатком кислорода человек становится умственно отсталым, так ещё и повальная наркомания усугубляет проблемы населения!
10. В Боливии чаще всего на свете происходят революции. Только однажды в своей истории Боливия жила без революций целых двадцать лет (в 1900-1920 гг.)! А всё из-за высокогорья, отрезанности страны от внешнего мира и из-за наркотиков! Прямо как в одной советской песне: «Есть у революции начало, нет у революции конца!», типа, если уж начнут стрелять друг в друга, то остановиться им трудно!