Начало. Глава2 Как я была знаменитой

Ольга Анциферова
      

Осень в деревне чувствуется гораздо сильнее, чем в городе и контраст с летом – разительнее.Деревня, тесно связанная с
землей, природой, круговоротом времён года, сама является частью природы и живет по ее законам. Осень здесь – это особые запахи:
 грибов, прелой травы, созревших яблок в корзине; особых звуков: курлыканья улетающего каравана журавлей, лая собак на окраине,
стука дождя по крыше.И осенняя непогода здесь чувствуется сильнее, чем в городе, домашнее тепло ощущается больше, вечерние
огоньки в окнах домов кажутся теплее и уютнее. А ещё тревожная тишина,  звездное небо, какого никогда не увидишь в городе, 
опустевшие сады и огороды и открывшиеся просторы убранных полей.
Осень в деревне пахнет засушенным сеном и медом. Плодовые деревья гнутся от тяжести фруктов,
в огородах огромными поленьями лежат кабачки, краснеют помидоры и благоухает лимонная мята. В каждом палисаднике
виднеются яркие разноцветные шары астр и георгин.
Ну и конечно, осень в деревне - это страда, труд, порой изнуряющий, труд с утра и до ночи. Надо успеть убрать то, что
вырастили, заготовить корма животным на долгую зиму, убрать с полей и со своих огородов.
Поэтому взрослые в эту пору всегда на работе, а дети в деревне более самостоятельные, чем в городе.
Мы с Галкой в ту нашу первую рабочую осень постоянно были с детьми. Выходных у нас не было, да нам и не нужно было
выходных. Как-то само собой сложилось, что после уроков, быстро пообедав, мы собирались снова в школе или на реке, или за
околицей. У нас появились любимые места, где мы встречались.Кроме  того, я, как учитель географии, старалась использовать
хорошую погоду для учебных экскурсий, для знакомства с родным краем,окружающей действительностью.

В тот день у меня была запланирована экскурсия "Хлеб всему голова". Мы шли в поля, чтобы посмотреть, как идёт
уборка урожая, на сельскохозяйственную технику, которая занята на уборке, на коллективный труд людей. Мне  хотелось обратить
внимание детей на природные богатства и красоту их края.  А красота вокруг была удивительная! Поля,  с ещё не
везде убранными зерновыми, переливались под лёгким ветерком золотыми волнами. Сосновый лес вдалеке окружал их зелёным ожерельем.
Небольшие колки берёз и осин, встречающиеся среди полей, радовали глаз разнообразием красок. Как мне хотелось, чтобы и мои ученики
видели всё это. Видеть-то они видели, каждый день, но надо научить их всматриваться в природу, в привычные ландшафты и уметь
видеть в простом прекрасное.
Вот так мы и шли по дороге среди полей, останавливались, чтобы рассмотреть какое-то растение, жука, бабочку. Отмечали
приметы осени. Иногда просто смотрели вдаль, любуясь пейзажем, или на  птиц, которые явно готовились к отлёту в тёплые страны.
Я шла и вспоминала строки  своего институтского учебника:"Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт
повышенное, жизнерадостное настроение, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность."
Вот уж правильно написано. Дети оживились, десятки вопросов  сыпались на меня, только успевай отвечай. Нигде так не сближаются
дети между собой и  учителем, как на экскурсии.
 

- А вон мой папка работает, это его комбайн, - закричал Вадик Белов.
- Там ещё газик директора совхоза, - добавил Ваня Осипов,- и сам директор там.
- И люди какие-то с ним, - сказала Вера Перова.
- О, подрастающая смена пожаловала, здравствуйте,- заулыбался директор совхоза, отвечая на приветствия детей.- Хорошо,
что вы пришли.  Смотрите, товарищ журналист, - сказал он, обращаясь к явно городскому человеку с фотоаппаратом, - это
наши дети и учительница их молодая.
- Очень хорошо, - воскликнул человек с фотоаппаратом, - я корреспондент областной газеты " Сельская нива", готовлю
материал о вашем совхозе. И вы все тут очень кстати. - Ребята, - обратился он к детям,- вам нравится жить в деревне?
- Даааа, - хором закричали ребята.
- А кто из вас закончив школу, останется в деревне?
- Многие останутся, - ответил рассудительный Вадик, - я, как папка, хочу на  комбайне работать, - и он гордо посмотрел на подошедшего отца.
- А я, как мама, буду дояркой, - тихо прошептала Ниночка Петрова.
- А я поеду в техникум учиться сначала, а потом вернусь в деревню, - сказала Люба Коврова.
- На кого ты хочешь учиться? - спросил её корреспондент.
- На зоотехника, - ответила та.
- Ещё у нас есть будущий ветеринар, - добавил Вадик, выталкивая вперёд Юру Загайнова, - он  всех животных лечит, и кошек,
и собак. И тех, что дикие, всех знает.
- Мы ещё совхозу помогаем урожай собирать,- рассказывали ребятишки, - морковку убирали.
- А когда дождь собирался и надо было сено убрать до дождя, мы тоже помогали.
- И картошку собирали.
- А как вы дети живёте в своей деревне? Какая у вас школа? А клуб есть?
Ребята осмелели, и наперебой отвечали на вопросы журналиста.
- В клубе у нас художественная самодеятельность есть, - одновременно заговорили Даша и Клава,- мы там в хоре поём.
- И кружки есть, только они зимой работают, летом некогда, все на уборке урожая, - авторитетно заявил Вадик.
- А Семён у нас рисует хорошо, он любую картину может нарисовать, - добавил Вадик, подталкивая вперёд маленького, скромного
Семёна, - ему обязательно надо в город после школы, на художника учиться.
- Ай, да Вадик, - подумала я, - явно лидерские способности проявляет.   
- Молодцы ваши дети, и учительница тоже. Вот такие прогулки в природу, в поля - это и есть связь школы с жизнью. Любовь к
родной земле, к природе, воспитывается и осуществляется профориентация.
- Давайте-ка я вас сфотографирую, - напоследок сказал корреспондент, - фотография будет в газете, и то, о чём мы с вами
говорили, я тоже напишу в газете.
- Вот здорово! - закричал Вадик.
Остальные тоже радостно засуетились, сбились в кучку перед фотоаппаратом.
  Весёлые и оживлённые возвращались мы домой.
 
А через неделю, действительно, в газете была большая статья о нашем совхозе.
Была там и наша фотография и встреча в поле описана. Материал был подан в свете решений очередного, ХХ-го съезда Компартии. И я 
стала вдруг знаменитостью. Вот, мол, как учительница Шатровской школы выполняет решения съезда о связи школы с жизнью, о
сближении  города и деревни и т.д....
- Сколько раз мне пришлось потом выступать на педсоветах, методобъединениях, конференциях, рассказывая о результатах этой
экскурсии, вообще об экскурсиях в учебном процессе, о своих планах...