Сорок тысяч километров киноплёнки

Александр Шиманский
     В своей далёкой юности не каждый помнит первый рабочий день, а вот Николай Васильевич из деревни Подкраичи, Берёзовского района Брестской области свой первый рабочий день и первый фильм, который он самостоятельно, правда под руководством опытного киномеханика Володи Подоровского демонстрировал на киноустановке деревни Малеч, запомнил из-за необычного житейского совпадения. После окончания учёбы в Гродненской школе киномехаников приступил к работе, а исполнилось Николаю в этом году тридцать лет отроду и этот его первый фильм назывался «День, когда исполняется 30 лет», да ещё и производства киностудии Беларусьфильм. Этот фильм Николай и посчитал неким знамением, что у него всё сложиться и будет в порядке как у главных героев фильма.
       

В жизни так бывает, что разъехались работавшие вместе в одной организации, а встречаются иногда только через полвека, как в этот раз, ведь у каждого своя судьба, свои заботы. Работали киномеханиками в Берёзовском районе, Николай в деревне Подкраичи, я на другом конце района в деревне Соколово. Нечастые были у нас встречи, встречались в основном на районных совещаниях по кино. Но речь не обо мне, а Николае Бортновском.

   Родился Николай в деревне Подкраичи, как говорят, ещё за «польского часу», в далёком 1933 году. Рано осиротел, умер отец перед войной, осталась мать Анна Дорофеевна с четырьмя детьми. Не было большого достатка в семье, пару гектаров земли было на неудобице, одно выручало, своя лошадь была в хозяйстве. Малым ещё Николай был, а уже пас коров и выполнял посильную работу по дому. С братьями перемерял неокрепшими ногами уголки вокруг деревни Подкраичи, которые остались в его памяти - Журавель, Лаз, Клин, Великий лес, побывал и за клюквой на Польском болоте, собирал и грибы, и «пэчурки» (местное) -шампиньоны. Всего выращивала семья на своих гектарах, а вот лён не рос на их участке. Матери, чтобы посеять и вырастить лён, а он известно, на плохой земле не растёт, пришлось просить у соседей небольшой участок земли, ведь лён для крестьянской семьи был важной культурой.               
      
   А тут война. Гремели выстрелы и взрывы на шоссе Брест-Минск, возле Горска, ушли на восток бои. Как рассказывал Николай, с ужасом он видел позже разбитые и покорёженные танки на шоссе, мальчишеское любопытство преодолевало страх. Неугомонный Николай исчезает с друзьями с дома на целый день, гремят взрывы от найденных патронов и снарядов уже в детских кострах. Болело материнское сердце, а тут и немецкий порядок, вскоре лишилась семья лошади, понадобилась немецкой власти. Поучиться Николаю и при немцах пришлось, записали его в сельскую школу, правда уроки велись не на белорусском, русском или польских языках, а на украинском. Непонятно ученикам почему это такое. Строгость украинских учителей не пришлась по душе ученикам, но деваться некуда. Походил год в школу, да и на этом закончились его университеты. Не знал Николай, что преподавание в школе на украинском языке проводилось потому, что деревня Подкраичи, как и многие деревни Берёзовского района находящиеся на южном берегу Винца во время войны относились к                рейхкомиссариату Украина, генерального округа Волынь-Подолия.               

   После войны пошёл в школу. Закончил восемь классов в деревне Малеч, несмотря на то, что в то время обучение в средней школе было платным. После окончания восьми классов был призван в Советскую Армию. Служил на Балтике - на флоте. После службы стал работать в местном клубе. Старательного заведующего клубом выделил начальник районного отдела культуры и предложил ему приобрести твердую специальность- учиться в школе киномехаников, в авторитете была эта специальность.               

   И вот 1963 год. Молодой профессионал киномеханик второй категории Николай пришел в новую семью - семью киноработников района. Первый месяц поработал по подмене киномеханика в отпуске, затем кинопередвижка в деревнях бывшего Ивацевичского района и вскоре работа по своему месту жительства в деревне Подкраичи. Обслуживал кинопередвижку Подкраичи-Жичин, а затем киностационары Подкраичи-Горск. На одном из сеансов встретил и свою суженную Антонину Анатольевну, работавшую главным агрономом колхоза Прогресс. Седьмого ноября 1965 года в воскресенье, в сельсовете Малеч, под торжественную музыку марша Мендельсона получила путёвку в жизнь новая семья. А вскоре и новоселье встретила молодая семья, перешли жить в новый предоставленный колхозом дом, в котором зазвучали детские голоса и под крышей которого счастливо прожиты пятьдесят шесть лет. Радуют эту семью и внуки, которые бывают частыми гостями в их уютном доме.               

   Киномеханик на селе - это был не просто демонстратор кинофильмов, а мастер, агитатор, политинформатор, уважаемый человек на деревне, а особенно в глазах молодёжи. За свою долгую трудовую деятельность своим зрителям продемонстрировал около десяти тысяч фильмов и из них больше чем за четыре тысячи новых художественных фильмов, сотни детских и документальных, научно-популярных, учебных фильмов разной тематики и киножурналов. Через его руки за это время прошло более сорока тысяч километров киноплёнки, подпоясать земной экватор можно было этой кинолентой и им не был поврежден ни один метр кинофильма, ведь каждый кадр фильма должен был найти своего зрителя. У Николая это получалось. При рекламировании фильмов среди своих зрителей делал Николай ставку на актёров и киностудию. Фильмы с участием таких актёров как Е.Матвеев, В.Тихонов, Н.Ерёменко, В.Лановой, М.Ульянов, Ф.Бондарчук, М.Шукшин, Б.Андреев, М.Пуговкин, Н.Мордюкова, Т.Доронина, Е.Евстигнеев, Ж.Маре, Л.Фюнес, А.Делон и десятков других актёров, да и фильмы, созданные на киностудиях «Мосфильм», «Беларусьфильм», «Ленфильм» всегда пользовались успехом среди сельской аудитории, как и фильмы производства Индии. Некоторые фильмы помнит до сих пор и вспоминает, что отдельные фильмы пришлось демонстрировать сельчанам по два раза в день. Просматривая сегодня кинофильмы уже по домашнему телевизору, отмечая содержание этих фильмов и сравнивая с фильмами его времени, сокрушается и отмечает Николай, что советский кинематограф был более качественным и самым гуманным, а какая музыка и песни звучали с экрана и которые позже звучали на сельских танцах и вечёрках молодёжи.               

   Освоил Николай за время работы всю линейку кинопроекторов поступающих на переоснащение сельских киноустановок от КН-12, КН-14 и до киноустановок КН-20, СК1000 с широкоэкранным показом и оснащённые современными на то время звуковыми установками и осветителями. Самостоятельно подготовился и повысил свою квалификацию до киномеханика первой категории. За свою работу был награждён разными Почётными грамотами от районных и областных уровней, до Почётной Грамоты Госкино БССР, знаками Ударник Коммунистического труда, Победитель Социалистического соревнования, заносился на Доску Почета кино Берёзовского района.               

   Бегут года, но Николай на вопрос, не жалеешь о своей работе, ответил, что, если бы была возможность прожить свою жизнь ещё раз, он бы эту вторую жизнь посвятил бы работе киномеханика. Не часто бывает он сейчас в райцентре, но, когда бывает голова сама всегда поворачивается на здание кинотеатра «Октябрь» где многое было связано с его работой. Часто вспоминает своих соратников, избравших для себя работу, о которой тогда часто говорили «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». С ними связывала дружба и совместная работа, многих их уже нет, а он остался, как в одном из фильмов «Последний из могикан