Киев. Первое коммерческое училище

Влад Каганов
         В последней четверти ХIХ века Киев стал значительным промышленным, коммерческим и финансовым центром Российской империи. Рост экономики, в свою очередь, увеличивал спрос на специалистов в области экономики и финансов: бухгалтеров, счетоводов, коммивояжеров, товароведов, приказчиков, биржевых маклеров, разного рода управляющих, переводчиков, коммерческих корреспондентов, специалистов в области коммерческого права и т. п.
          Сначала это требование удовлетворялось с помощью приглашения иностранных специалистов, но к концу века дефицит специалистов приобрел такую остроту, что встал вопрос о необходимости организации образовательных учреждений экономического, или как тогда говорили, коммерческого профиля.

        Первым с идеей об открытии в Киеве коммерческого училища 22 июня 1888 года выступил на собрании Киевского купеческого общества его Староста НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЧОКОЛОВ(1845-1932) «В коммерческом образовании,- заявил он,- ощущается большая потребность в условиях имеющейся конкуренции со стороны иностранцев, которые по образованности стоят намного выше русских купцов. Купец не знает состояния своей торговли и его обворовывают».
         Киевскиое купечество поддержало идею и согласилось ежегодно перечислять в фонд будущего училища от каждого купца 1-ой гильдии по 25 рублей, а 2-ой гильдии — по 5 рубле. Поскольку в то время в городе насчитывалось 225 купцов 1-ой гильдии и 659 — 2-ой гильдии- это давало около 9 тыс. рублей в год - немалые по тем временам деньги.
          Однако для основания училища требовалось, как минимум 100-150 тыс. рублей, так что такими темпами достаточную сумму пришлось бы накапливать десятилетие.

          Непредвиденное событие ускорило сбор необходимых средств. 17 октября 1888 года в нескольких километрах южнее Харькова произошло крушение поезда, на котором ехал император Александра III с семьёй. В начале ноября киевские купцы во главе с Федором Григорьевичем Дитятиным подали купеческому Старосте заявление, в котором предлагалось «чудесное спасение царской семьи» ознаменовать каким-либо «благим делом», которым и должно было стать коммерческое училище. В результате купцы согласились, взамен ранее принятых, на более крупные взносы: по 55 рублей от 1-ой гильдии и по 12 рублей - от второй.
      
         Через 3 года «отыскался» ещё один источник дохода. Дело в том, что когда в 1857 году, вскоре после коронации, Киев посетил император Александр II, купцы выступили с патриотическим почином: вносить, в зависимости от гильдии, от 3 до 12 рублей в год на постройку величественных каменных городских ворот. Но «царь-освободитель» предложил устроить на собранные средства что-нибудь более полезное. Тогда купечество постановило направлять средства на создание в городе ремесленного училища имени Александра II. В 1874 г. обусловленный заранее срок денежного сбора истек, но... Городская управа «по забывчивости» продолжала удерживать его с купцов и зачислять на счет ремесленного училища. И вот в 1891 году бизнесмены спохватились — и постановили присоединить накопившиеся деньги в фонд открытия коммерческого училища.

         Не дожидаясь пока необходимые для открытия училища средства будут собраны, по иницитативе того же Николая Чоколова была образована комиссия по разработке Устава училища. В неё, кроме Н. И. Чоколова (председатель), вошли купцы: Яков Николаевич Бернер, Михаил Парфентьевич Дегтерев, Иван Игнатьевич Динтер, Федор Григорьевич Дитятин, гласный городской думы, управляющий городского кредитного общества-.Всеволод Абрамович Рубинштейн, Иван Николаевич Терещенко, Василий Михайлович Фоломин. Немного погодя в комиссию также вошли: начальник Фундуклеевской и Подольской женских гимназий Семен Степанович Григорьев, директор Киевского технического железнодорожного училища Федор Юльевич Мацон, Лазарь и Лев Израилевич Бродские, Давид Семенович Марголин и другие.
       Согласно Уставу содержание училища брали на себя Киевское купеческое собрание, представители торговых обществ и почетные граждане города. В тоже время, было внесено требование обеспечивать бюджет заведения за счет учеников (точнее их родителей).
       
       С другой стороны, будущее учебное заведение принимало «под свое крыло» не консервативное министерство просвещения, а министерство финансов, которым с 1892 года руководил реформатор, позднее ставший председателем Совета министров - граф СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИТТЕ(1849-1915)
       Позднее в воспоминаниях С.Ю.Витте не без гордости подчеркивал: «В мое управление я значительно расширил в департаменте торговли отдел образования коммерческого Я провел через Государственный Совет положение о коммерческом образовании, благодаря которому последовало значительное расширение сети коммерческих училищ. По этому положению я возбудил инициативу между самими промышленниками и коммерческим людом, дав им значительную инициативу как в учреждении коммерческих школ, так и в их управлении. Вследствие этого они охотно начали давать средства на устройство и поддержание своих коммерческих училищ».

Во время разработки Устава, встал вопрос о количестве в училище евреев. После долгих споров постановили: какой процент бюджета заведения киевские евреи обеспечат, такой процент их детей туда и поступит. Такое решение весьма расположило к учебному заведению местное еврейство и, в результате, их взносы в дальнейшем обеспечивали свыше половины потребностей училища.
       В начале 1894 года Устав коммерческого училища был направлен на рассмотрение в Министерство финансов и утвержден 13 августа 1896 года.

ЗДАНИЯ

        17 октября 1896 года состоялось торжественное открытие Коммерческого училища. В начале оно разместилось по улице Большой Житомирской, 34 в арендованном на три года помещении – доме, принадлежавшем титулярному советнику Ипполиту Францевичу Добржинскому и его сыну- действительному тайному советнику, члену ревизионной комиссии Общества помощи малообеспеченным ученикам Киевской 1-й гимназии Ромуальду Ипполитовичу Добржинскому.
 
       Это трехэтажное здание, построенное  в 1880 году по проекту архитектора И.С. Моргульца для того времени выделялось высоким уровнем комфортности – оно было оборудовано канализацией, водопроводом, отоплением и электрическим освещением.
Сперва предполагалось открытие в училище только 9 классов: 7 основных и два подготовительных, всего на 350 учеников. Однако, очень скоро выяснилось, что училище не справляется с приемом всех желающих, и нанятое помещение оказалось недостаточным.
         
        К маю 1897 года подыскали подходящий участок на улице Бульварно-Кудрявской 24. Ещё раньше, в марте, для участия в разработке проекта дома для училища были приглашены местные архитекторы, а уже в июне Попечительский совет постановил предоставить право на возведение здания известному киевскому архитектору, автору таких зданий, как Киевская биржа, театр Соловцова (ныне театр И.Франко); гостиница «Континенталь»- ГЕОРГИЮ ПАВЛОВИЧУ ШЛЕЙФЕРУ(1855-1913) под его непосредственным наблюдением.
19 августа 1897 года состоялась торжественная закладка собственного здания. Строительство выполняла контора ЛЬВА БОРИСОВИЧА ГИНЗБУРГА. Работы были выполнены достаточно быстро, и уже к осени следующего года здание было завершено, однако на первых порах его... одолжили для занятий первых студентов Политехнического института, корпуса которого еще только возводились. Так что будущие коммерсанты вынуждены были еще один год тесниться в нанятом доме, и только в 1899 году состоялось их новоселье.
         Общая стоимость строительных работ составила 340,5 руб. Из них - 147,5 тыс. были средства Купеческого общества, а остальное - пожертвования отдельных предпринимателей, среди которых выделялся вклад Льва Бродского - 150 тыс. руб.

        Здание училища в стиле ренессанс было трехэтажным, кирпичным, в плане Г-образным, первоначально двухэтажным. В связи с уклоном улицы на левом крыле образовался еще один полный нижний этаж. Декор фасадов – архитектурный, кирпичный, орнаментально-лепной. Внутренняя планировка коридорная.
      На ПЕРВОМ этаже – широкий парадный вестибюль, главная и две боковых лестницы.
      Над главным входом на ВТОРОМ этаже большой зал на пять окон для торжественного собрания училища.
        В здании было 60 помещений: на первом этаже 14 классных комнат, залы для музея товароведения, чертежная и химическая лаборатории, естественно-исторический, географический и медицинский кабинеты, рисовальный и гимнастический залы, библиотека, учительская, канцелярия, приемная, служебные кабинеты директора и инспектора, столовая, раздевалки, хозяйственные помещения.
       На втором этаже - служебные помещения.
       В боковом корпусе располагались 19 бесплатных квартир для директора и служащих училища.

        С началом в 1914 году Первой мировой войны, подвальное помещение и двадцать одну комнату второго этажа занял военно-полевой госпиталь № 224.
 
        В 1920 году здесь разместилась социально-экономическая школа, позже ее сменила трудовая школа № 67.
В 1923 году по проекту архитектора Павла Федотовича Алешина здание «подросло» на один этаж, в результате чего были потеряны венечные элементы (парапеты, башенки и др.), нарушены пропорции сооружения.
 
        После Второй мировой войны в здании находилась полиграфическая фабрика «Октябрь».
        С 2006 года, после ремонта и надстройки мансарды здесь размещается бизнес центр «Ренессанс».

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

        Администрация училища состояла из педагогического и хозяйственного комитетов и Попечительного Совета.
        Руководство всеми делами училища принял на себя избранный Купеческим обществом ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ.
        На собрании 29 августа 1896 года в его состав были избраны, кроме инициатора Николая Чоколова, такие известные бизнесмены, как Яков Бернер, Лев Бродский, Михаил Дегтерев, Давид Марголин, Семен Могилевцев и другие.   
       С 1912 года член попечительского совета - купец 1-й гильдии Яков Каплер.
       
      Первым Председателем Совета (1896–1906 гг.) стал управляющий Киевской казенной палатой, приват-доцент Киевского университета, действительный статский советник(с 1895) НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ САМОФАЛОВ(?-1915).

        В 1906-1908 годы - Председатель Совета- профессор, директор Киевского политехнического института - ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ТИМОФЕЕВ(1858 -1923), а с 1908 года Совет по праву возглавил - инициатор создания училища, купец 2-й гильдии, коммерции-советник НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЧОКОЛОВ(1845-1932)
 
        Более двадцати лет подряд киевское купечество выбирало НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА своим Старостой, а в 1914 году его избрали кандидатом в старейшины Киевского Русского купеческого собрания.В 1883—1910 годы он избирался гласным Киевской городской думы, участвовал во многих её комиссиях. В 1893 году на заседании Киевской думы предложил создать в Пуще-Водице дачный посёлок.
        Благодаря стараниям и финансовой помощи Чоколова артель рабочих, мастеровых и служащих Юго-Западной железной дороги и завода «Гретер и Криванек» в 1901 году выкупила участок земли для строительства рабочего посёлка. В начале августа августа 1905 года поселок был открыт и освящён и назван «Артельный посёлок Чоколова.». Впоследствии эта местность получила название Чоколовка. Немало сделал он и на посту Председателя Общества распространения коммерческого образования в Киеве- принимал участие в разработке его устава
        Кроме того, в разные годы состоял: членом Киевского купеческого общества взаимного кредита, членом комитета Общества вспомоществования студентам Императорского университета св. Владимира, а также членом попечительного совета женских гимназий В.А.Жеребцовой и Н.В.Конопацкой.
       За вклад в развитие коммерческого образования Николай Чоколов был отмечен золотой и серебряной медалями с надписью «За усердие» на Станиславской ленте и званием почетного гражданина Киева. После революции эмигрировал. Скончался в 1932 году в Германии.
«Н.И. Чоколов был человеком передовым. Как таковой, он был отрицательного мнения о правительственной школе и задумал устроить в Киеве коммерческое училище. Желая привлечь в свою школу лучшие педагогические силы, купечество ввело для преподавателей повышенные оклады, сохраняя за собою право подыскания преподавателей без вмешательства правительства.».- Позднее писал преподаватель училища Иван Павлович Козловский.

ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ

        Стоимость обучения была отнюдь не символической: 60 рублей в год в приготовительных классах, и от 75 до 120 рублей в основных, так что среди учащихся преобладали дети богатых родителей, хотя и дети из малообеспеченных семей могли сюда попасть.               
      Бедным(малоимущим), но одаренным детям не только оплачивали обучение, но и выдавали ссуды на одежду, покупали учебники, давали возможность бесплатно обедать.

         Большая часть средств на содержание училища ассигновалась купеческим обществом. Так, в 1899— 1900 г. оно выделило 58,5% необходимых средств, тогда как oплата за обучение, поступавшее от учеников, составляла 22,5%, а прибыль училища
в виде процентов по ценным бумагам — 16,7%.
         
         Кроме того,киевские меценаты учредили именные стипендии: им. Николы Терещенко – 12 ученикам (с 1897 г.), им. Николая Хрякова – 17 (с 1897 г.), им. Якова Эпштейна – 1 (с 1898 г.), им. Александра Бродского – 1 (с 1898 г.), им. Сергея Витте – 1 (через контору Эпштейна), Михаила Дегтерева – 6 (с 1899 г.).
        3000 рублей на стипендии выделил Николай Чоколов, а купец М. Мазченко завещал училищу 50 тыс. руб.
В течение многих лет член попечительского совета 1-го коммерческого училища- Семен Могилевцев. В 1899 г. он пожертвовал 10 тыс. руб. на учреждение 5 стипендий. Они предназначались для учащихся «преимущественно из обедневших семейств купечества, а затем и других сословий, причем круглым сиротам отдается преимущество».

         В 1904 году при училище начало действовать Общество помощи бедным студентам и был создан большой стипендиальный фонд. В его формировании участвовали Киевский биржевой комитет, Купеческое собрание, отдельные предприниматели.Так, Общество выделило 58,5% необходимых средств, в то время как плата за обучение, поступавшая от учеников, составляла 22,5%, а прибыль училища в виде процентов по ценным бумагам составлял 16,7%.
Уже через год после открытия, Киевское коммерческое училище стало образцовым учреждением с уставным фондом в 150 тысяч рублей (100 тысяч составляли пожертвования Льва Бродского).

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

        В коммерческое училище принимались дети 10–12 лет,  имеющие знания, требуемые для поступления в первый класс; а желающие поступить в следующие классы -иметь соответствующие классу познания и возраст.
        К заявлению о принятии в училище должны были быть приложены свидетельства: о рождении, о звании и медицинское о привитии от оспы.

         Двери училища были открыты для лиц любого сословия: дворян, купцов, мещан и крестьян, хотя предпочтение отдавалось купеческим детям, которые составляли не менее трети от общего количества учеников.
      
        В 1902 году в училище обучалось 560 учеников, а в 1903 -1904 учебном году классов стало 18, а учеников – 609.         

 Из них: 237 - дети купцов, 49 - дворян, 14 - почетных граждан, 29 - чиновников, 201 - мещан, 55 - крестьян и казаков, 10 - других общественных прослоек и 14 - иностранцев.
         
         После окончания училища выпускники имели право на поступление в профильные вузы, но не в университеты. При этом, окончившие полный курс училища, получали не только аттестаты, но и удостаивались звания личного почетного гражданина, а, окончившие полный курс с отличием- звания кандидата коммерции.

       Полный курс обученияв училище состоял из пяти общеобразовательных и двух
 специальных классов. Кроме того, при училище действовали два подготовительных класса-младший и старший.

         Учебная программа Киевского училища включала в себя большее количество дисциплин по сравнению с программами лучших зарубежных коммерческих школ.
         Весь курс делился на обязательные предметы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : русский, французский и немецкий языки, сведения из алгебры, геометрия, история, география, естествознание, физика и химия; но, в отличие от гимназий, в программе отсутствовал латинского язык, зато прибавлялся ряд специальных предметов: черчение, основы политической экономии, законоведения в сфере торговли и промышленности, товароведения, бухгалтерии и деловой корреспонденции(на русском и иностранном языках), а также много часов уделялось языкам — французскому и немецкому.
      ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ: каллиграфия и рисование; и  НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ: декламация и музыка.   
      Сверх того, для желающих ЗА ОСОБУЮ ПЛАТУ : английский и польский языки, стенография, письмо на пишущей машинке, пение и танцы.
         Кроме того, поскольку значительное количество учащихся составляли евреи, в программу было включено изучение иудейской религии.

        В училище были прекрасно оборудованные библиотека, кабинеты географии, физики, химии, естественных наук, музей образцов товаров.

        В училище были заведены строгие порядки, учиться было трудно, за неуспеваемость отчисляли.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
   
       Физическое воспитание в училище строилось по программе преподавателя - врача   А. К. Анохина. В качестве основных средств он предлагал подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд.
     При этом он подчеркивал важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. Так, Анохин рекомендовал дважды в год проводить контрольное тестирование физической подготовленности и состояния здоровья детей. На каждого ученика заводилась медицинская карта, в которой фиксировались показатели здоровья и физического развития.

В училище для воспитанников устраивались литературные утренники и мероприятия, посвященные религиозным праздникам. Читались стихи, отрывки из Библии, разыгрывались спектакли.

       Поскольку, значительную часть воспитанников составляли дети купцов, они проходили теоретический курс в училище, а практический — при родительских фирмах.

      В 1913 году училище приняло участие в проходившей в Киеве Всероссийской выставке.

ЭКСКУРСИИ

         Значительное место в учебном процессе занимали экскурсии, хотя в одной из докладных записок на имя попечителя учебного округа директор училища жаловался на неблагоприятные обстоятельства, связанные с проведением экскурсий: дополнительной нагрузке на преподавателей которые, учитывая подорожание жизни, были вынуждены « брать уроки и другие занятия кроме училища в других местах».

Сохранилась небольшая заметка о поездке учащихся училища на экскурсию в Одессу и Крым, опубликованная в газете «Киевлянин» в июле 1901 года. Так, говорится в заметке, Юго-Западная железная дорога предоставила учащимся для этого отдельный пульмановский вагон.Во время пребывания Одессе им особенно понравился местный почтамт. Затем на пароходе «Дмитрий» экскурсанты отплыли в Севастополь. При этом, во время поездки капитан знакомил учеников с управлением морскими судами.В Севастополе ребята осмотрели многочисленные памятники, в том числе побывали на раскопках в Херсонесе и в одном из наиболее живописных мест южного Крыма- бухте Балаклава. Следующим пунктом путешественников стал Бахчисарай, где они осмотрели ханский дворец, средневековый город-крепость Чуфут-Кале. Потом совершили пеший поход к подножию горного массива Чатыр-Даг, прошли через его вершину до Алушты, спустились к посёлку Партенит, а оттуда выехали катером в Ялту.

           В 1902-1903 учебном году преподаватель истории ИВАН ПАВЛОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ
был командирован попечительным советом училища за границу с двумя целями. С одной стороны, он должен был ознакомиться с существующими учебными пособиями по истории в заграничных школах ввиду того, что выписка таких пособий из-за границы без предварительного ознакомления с ними представлялась нежелательной. С другой стороны, он должен был взять на время рождественских каникул на себя руководство ученической экскурсией в Берлин и Дрезден.
        «Попечительский совет училища,- описывал Козловский эту поездку,- ассигновал мне на поездку 300 р. Ученики должны были ехать на свой счет. С них взяли по 70 руб. Ту же сумму внес преподаватель законоведения, пожелавший принять участие в экскурсии. Одного ученика (Догматорского) я взял бесплатно. Паспорт был у нас общий, стоил 25 руб. В Берлине встретил нас русский студент Катауров, который нанял для нас помещение в меблированных комнатах.
         Учеников было, кажется, 8. Вели они себя непринужденно, но серьезных нарушений дисциплины не было. Больше всего на них произвел впечатление мавзолей в Шарлоттенбурге (ездили повторно). Галерея в Дрездене тоже произвела впечатление.Большое впечатление ученики получили от паноптикума (восковые фигуры) и Седанской панорамы. Расходы по экскурсии в результате выразились в сумме 60 р. на человека.»

БИБЛИОТЕКА

        В соответствии с учебными планами, для осуществления нормального учебного процесса в училище, проводилось комплектование библиотеки. Оно проходило традиционными путями: закупкой литературы по рекомендациям преподавателей, подписке и через книгообмен, а также дарения.
          Библиотека училища состояла из двух отделов: фундаментального и ученического. В конце 1898- начале 1899 учебного года в фундаментальной библиотеке значилось 1050 названий литературы (1818 томов), 18 брошюр и 51 название периодических изданий. Ученическая библиотека насчитывала 1134 названия книг (1492 томов), 69 названий периодических изданий.
        На 1903-1904 учебный год фундаментальная библиотека насчитывала 6910 книг, из них 1943 – на русском языке и 709  – на иностранных языках. Ученическая библиотека - 2445 названий из которых 492  – иностранной литературы. В изданном в 1907 году систематическом каталоге библиотеки  училища (1896–1907 гг.). помещено более 3100 названий книг и переодических изданий на русском и иностранных языках. При этом, белетристика на немецком и французском языке выделена в отдельный раздел.
Фонды библиотеки постоянно пополнялись классическиеми произведениями как русских так иностранных писателей. Так, в течение 1912 г. было приобретено для фундаментальнаой библиотеки- 448 изданий, а ученической – 1523 издания. В 1914 г. директор училища П. М. Кузнецкий издал распоряжение при заказе книг руководствоваться Правилами, согласно которым для пополнения библиотек книги должны были заказываться только по постановлению Педагогического Комитета. На комплектование книг вне учебной программы, была необходима рекомендация двух членов Педагогического Комитета с краткой характеристикой предлагаемых к приобретению книг. На все книги, заказанные в ученическую библиотеку, нужно было составлять каталог с указанием фамилии рекомендующего лица.
       Кроме того, с целью совершенствования механизма заказа литературы, в училище был разработан специальный бланк на имя директора, в котором указывалось, что Комиссия преподавателей (по учебным предметам) предлагает купить для фундаментальной или ученической библиотеки следующие издания (после чего шел перечень названий книг, их количество и цена).

       Первым заведующим библиотеками училища Педагогический комитет назначил преподавателя истории ИВАНА ПАВЛОВИЧА КОЗЛОВСКОГО. Из-за большой загруженности, со 2 августа 1902 г. ему в помощницы направили ЕЛЕНУ ВАСИЛЬЕВНУ ГУРКОВСКУЮ. В апреле 1902 г. по поручению Попечительского Совета И. П. Козловский был командирован на Международную Венскую выставку учебных пособий и по возвращении подготовил -отчет о примерах образцовой организации библиотечного дела за рубежом.
        Вторым заведующим библиотеками был Н. Н. ПОЛЕХОВ, который 30 мая 1908 года передал библиотеки преподавателю русского языка и истории училища НИКОЛАЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ СИНЕВУ и его помощнице ЕЛЕНЕ ЛЕОНИДОВНЕ КОЛУПАЕВОЙ.
       Поскольку Н.В.Синев заведовал библиотеками вплоть до реорганизации училища в 1920 году, его помощниками становились: Всеволод Аркадьевич Верзилов (1913 г.), Ксения Андреевна Михневич (1915 г.), Ванда Брониславовна Путятицкая (1917 г.), Ольга Ильинична Лунд (1917-1919)
 
ДИРЕКТОРА

        В соответствии с уставом, училище самостоятельно разрабатывало учебные планы и программы. Директору предоставлялось право подбора педагогического коллектива. В управлении и руководстве ему принадлежала вся полнота власти.

Первый директор училища -профессор Политехнического института,  статский советник АЛЕКСАНДР ЕРОФЕЕВИЧ ЛЮБАНСКИЙ(1864-?).               
      С 1909 года преподаватель математики и физики в Киевской Первой гимназии, а также в Киево-Подольской и Фундуклеевской женских гимназиях.
        К сожалению, о нем известно только то, что при Первой гимназии он организовал физико-химический кружок, двери в который были открыты не только для учащихся этой гимназии.Так учеником кружка стал, учившийся тогда в Первом Киевском реальном училище, будущий специалист по атомной физики и энергетики, академик, президент АН СССР (1975-1986) Анатолий Петрович Александров (1903- 1994) Позже он вспоминал: «Когда я начинал там, то мне было лет 13. Постоянные собрания кружка, доклады, лекции были очень интересными. Мы не только готовили школьные опыты, но и изготавливали разнообразные приборы, сами делали доклады».
      По воспоминаниям, Любанский был известен  как человек либеральный и доброжелательный  к своим ученикам, которых он часто защищал и  потому пользовавшийся их любовью и уважением.
 Награжден орденом св. Владимира 4-й ст.(1905)

       В 1898 – 1903 годы директором училища был назначен столоначальник Департамента торговли и мануфактур А. ВЕБЕР .
По сохранившимся воспоминаниям и документам, это был педагог передовых взглядов. Так, он ввел в училище безоценочное обучение. То есть, место выставления традиционных баллов, учителя собирались на специальные ежемесячные заседания, и «выясняли не только самый факт неуспеваемости, но и, по возможности, ее причины».
       При этом сам директор старался теснее сотрудничать с родителями учеников, приобщать их к работе педагогического комитета. Также он практиковал обмен отчетами с другими коммерческими училищами для обмена опытом работы. Так, в 1901 году он направил свои отчеты в 41 коммерческое училище страны с просьбой прислать, в свою очередь, их отчеты в Киев. А. Вебер немало сделал для создания Общества помощи бедным ученикам училища. Летом 1902 года А. Вебер ушел из училища на должность окружного инспектора коммерческих училищ.

        После ухода А.Вебера,некоторое время обязанности директора исполнял инспектор училища П.КОВАЛЕВСКИЙ.

В марте 1903 года директор-  филолог, педагог ВИКТОРА ИВАНОВИЧА МАРДАНОВ (1867-?)
       Родился в семье обер-офицера. Окончил Астраханскую гимназию, а в 1891 году- 
Петербургский историко-филологический институт(ПИФИ).
       В июне 1891 года - назначен преподавателем древних языков в гимназию Карла Мая.
В июле 1894 года - перемещен преподавателем древних языков во Вторую Петербургскую гимназию, а в феврале 1898 года- избран членом её хозяйственного комитета.
        В сентябре 1894 года принимал участие в заседаниях Комиссии по вопросу о наилучших способах преподавания в гимназиях латинского языка.
       В августе 1899 года уволился из Второй гимназии и перешёл на должность
 преподавателя древних языков ПИФИ и в гимназии при институте.С 1902 года- наставник
студентов ПИФИ.
С 1908 года - окружной инспектор Киевского, а с 1912 года- Одесского учебного округа.
       Участвовал в составлении «Краткого очерка римских древностей» Н.В. Санчурского (СПб., 1897).
 
С приходом нового директора, в училище, по мнению одних «воцарились чистота, опрятность, тишина, одним словом, порядок». Сам В. Морданов в августе 1905 г. о своей деятельности писал: «Поведение учеников было настолько удовлетворительным, что за прошедший 1904-05 учебный год вопреки прошлым годам педагогическому комитету не только не пришлось никого из учеников отчислять из училища, но даже не было ни одного случая, чтобы было предложено родителям взять сына из училища».
По мнению же большинства преподавателей, этот «порядок» директор пытался насадить сугубо авторитарными методами, привычными для учреждений Министерства народного образования, в которых он работал раньше. Последние вменяли директору обвинение в введении кондуитных тетрадей, доведение учеников до попыток самоубийства, указывали, что он «в отношениях с преподавателями лишь предписывал и критиковал ... пытался установить собственный режим, считая обременительными любые возражения».
       После окончания 1904-05 учебного года группа преподавателей предложила директору добровольно уйти с должности и училища. Газета «Киевские отклики» поместила их письмо, в котором приводилось множество фактов, свидетельствующих против В. Марданова. Письмо заканчивалось обращением к В. Марданову с просьбой подумать над тем, чтобы самому оставить училище. В конце-концов, 7 октября 1905 года В. Марданову, несмотря на поддержку некоторых преподавателей, пришлось из училища уйти.

В конце 1905 года директором училища был назначен бывший инспектор Киевских мужских и женских торговых школ, заведующий торговых классов Общества распространения коммерческого образования в Киеве - ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ КУЗНЕЦКИЙ
П. Н. Кузнецкий преподавал в женской гимназии Антонины Бейтель Автор работы «Десятилетие Общества распространения коммерческого образования в г. Киеве. 30/VI 1896-1906»(Киев, 1906)

        В 1918–1919 учебном году директор училища - педагог ВЛАДИМИР СЕВЕРИНОВИЧ ЛЕВИЦКИЙ (1879– ?)
         Окончил гимназию в Прилуках (Полтавская губ.) и биологическое отделение физико-математического факультета Киевского университета. В 1908–1911 годы- работал ассистентом при университете, преподавал на Высших женских курсах и инспектором классов Киевского кадетского корпуса. В годы гражданской войны- участник Белого движения. В конце января 1920 г. эвакуирован из Одессы с частью персонала и кадетского корпуса на пароходе «Церкес». Окончательно при Сводном кадетском корпусе Владимир Северинович с кадетами оказался в казармах г. Сараево, Босния. Там Корпус был переименован в Русский кадетский корпус в Сербии.
        До августа 1922 г. - преподавал в корпусе природоведение и историю, а затем был направлен преподавателем природоведения и инспектором классов в Русскую реальную гимназию в Поновиче-Храстоваце (Словения). С переездом (вместе с женой) в Белград, принял югославское подданство и с 10 октября 1926 г. начал вести уроки природоведения в Перврй русско-сербской гимназии Владимира Дмитриевича Плетнева(1878-1954). С 1926 по 1931 г. - заведовал мужским интернатом гимназии. Он был заботливым заведующим; имея самые скромные средства, «построил» форму для гимназистов, улучшил питание и обстановку в интернате.
        В годы немецкой оккупации Белграда (с лета 1941 по сентябрь 1944 года)- В.С. Левицкий назначен директором женской гимназии. В эти военные годы в учебную программу ввели так называемое «Внешкольное образование» под руководством специалистов со стороны.
        В сентябре 1944 г. В.С. Левицкий с женой покинули пределы Югославии. В 1945 г. они находились среди русских семейств и белградских гимназистов в интернате в Саксонии.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
   1.Афанасьєва Зоя Борисівна «Історія створення Київського Першого комерційного училища та його бібліотеки (1896 – 1920).» http://conference.nbuv.gov.ua/report/view/id/599
   2.Роман Маленков «Перше комерційне училище»    3.«Коммерческое училище, 1897-1900 Воровского, 24»    4.«Усадьба Добржинского (Ул. Большая Житомирская, 34)» https://kievlyanin2015.livejournal.com/
   5.Володимир Мазур «Здание первого коммерческого училища (ул. Бульварно-Кудрявская, 24)» https://kievlyanin2015.livejournal.com/
   6.Из «Исторической записки 100-летия Гимназии», П. К.Тихомиров, 1905 год.http://www.2spbg.ru/teacher1.php?id=71 -
   7.« Хроніки Прекрасної Епохи» (Экскурсии в Одессу и Крым в 1901 году)