0. 2 Школа в Оренбурге

Владимир Лагутов
ШКОЛА 1959-1968

Дом на окраине города. Удивительное дело, но в конце 1950-х годов в Оренбурге ходили троллейбусы. Помню холодную зиму, снег и белые фигвамы освещенных кругов под фонарями. Последняя остановка на краю города и долгий путь через сугробы к виднеющемуся далеко впереди многоэтажному дому, мне тогда он казался дирижаблем. От последней остановки троллейбуса надо было еще идти через пустырь около километра до первого дома в четыре этажа. Он был первым домом по улице Строителей, но по иронии судьбы был под номером вторым. И эту улицу строили почти все время моей учебы в средней школе, дом за домом все дальше и дальше от нашего первого дома и от Урала. Теперь это центр городского фасада на реку Урал.

Школа №23

   Школа эта №23 была даже не в городе, а в поселке Луговом за городом, еще дальше. И между поселком и городом располагалось кладбище, уничтоженное большевиками в порядке, наверное, классовой борьбы. Мы об этом узнали по постоянно попадавшимся полуистлевшим гробам в котлованах новых зданий. Иногда даже находили цепочки и кресты, костей было много. Особо сохранялись хорошо волосы и зубы у наших предтеч, иногда молодых с черными волосами. Тогда особо я и не задумывался о причинах и последствиях для народа и страны этих явлений.
   Ходил, как и все в свою школу. Там вела русский язык и литературу моя мама Лагутова Светлана Ивановна. Её детвора очень любила за хороший характер и была она большой выдумщицой на всякие праздники и веселия.
    Уже повзрослев, я узнал, что она была дирижером, талантливой певицей с чудным голосом. Хотя всю жизнь у нее была туберкулёма в легких, как тяжелое наследие голодных лет. Поступала, и шутя поступила в Ленинградскую консерваторию, пройдя конкурс в несколько сот человек. Туда были приняты только две персоны, она и Максакова. Теперь это известная певица. А мать моя бросила консерваторию, и уехала в Оренбург за отцом, который не прошел в мореходку по здоровью, сказалась язва полученная на военном заводе. За ней в Оренбург приезжал профессор с просьбой вернуться в консерваторию, но она осталась преподавать в школе и безвестности.


Школа №64

   Последние классы школы я оканчивал уже в новой школе №64 на полпути между домом и старой школой. Это было новое и яркое от света и больших помещений здание в три этажа. Преподаватели были хорошие, в основном. Учился я с удовольствием, и хорошо по точным предметам: астрономии, математики, физике, а также географии и истории…
    Шел уверенно на золотую медаль. Но образовался какой-то конфликт с преподавателем русского языка и литературы по имени Мария Ивановна.  Был он по причине  моего сочинения  на вольную тему. У меня получилось сочинение под названием «У каждой Машки свои замашки».  Через полгода на выпускных экзаменах это мне обернулось двумя тройками за сочинение. Одна по русскому языку, а другая по литературе. На вопрос по поводу двух троек по разным дисциплинам, она ответила, что у меня якобы четырнадцать стилистических ошибок – мол, пишу большими предложениями. Не орфографических, не синтаксических, а именно стиль… не понравился, очень сложный. Второй вопрос, о том, а почему две тройки, а не одна, ответила просто – я, мол, поделила надвое и поставила за обе дисциплины.
Таковы были итоги моего первого осознанного конфликта в своей жизни. Естественно, что жаловаться куда то и требовать себе иной оценки я не стал, можно назвать это и гордыней. Но, скорее уверенность, что это нелепое недоразумение не повлияет на дальнейшую жизнь. Оказалось, далеко не так.
 

Зауральная Роща

   Мой отец всю мою сознательную жизнь занимался боксом, начиная с выступлений на ринге и заканчивая тренерской работой. Я был вместе с ним во всех залах, это громко сказано, скорее и поначалу в подвалах. А уже позже в спортзалах школ и №23 и №64, где он вел секции бокса для школьников.  Так как он был инженером и проектировал разные сооружения, то на спорт у него оставались только вечера. И каждый вечер мы с ним ходили на тренировки. Большие нагрузки он мне не давал, так как понимал, что такое порок сердца у ребенка, но держал в крепко в руках.
   Особо в памяти оставались тренировки в Зауральной роще. Там на природе все было здорово: и бегать, и работать в парах, и купаться в лучах заходящего солнца. Домой, пешком до самой улицы Строителей обычно возвращались затемно.
Теперь это дорога есть фасад всего Оренбурга, а наша первая "хрущевка" - дом в центре города. Достаточно посмотреть на фото космической съемки города, чтобы увидеть две дуги лука фасада города со стороны Урала. И в рукояти этого лука находится ныне улица 60 лет Октября, урожденная как имени Строителей, в качестве стрелы того лука.
   Не знаю до сих пор, кому в голову пришло переименовать мою улицу в 60 лет Октября. Не то, что язык сломаешь, но и проклянешь инициатора этого, когда подаешь телеграмму на почте, а  почтарь разбивает одно слово на три. И до сих пор называю ее Строителей и чертыхаюсь от 60 летия Октября.


ИСКУССТВО БОКСА
               
Искусство бокса - правила просты:
Они всегда с тобой на ты.
Всегда бей от души,
Лежачего не пни

И ниже пояса не лезь,
Там яйца только, да трусы.
Команда "брек": подай назад
И снова "бокс" - Вперед, казак.

Искусство в чем? А нос не подставляй
И цель свою на ринге доставай.
И выдержи весь бой, не упади,
А коль устал, восстань и победи!


Милютка
 
   Теперь, конечно, вокруг нашего дома кипит городская жизнь. Движение транспорта и народа. А тогда, в конце 1950-х и 1960 – е годы это была глухая окраина. Недалеко начиналась пойма Урала с колхозными огородами всяких овощей. Мы школьниками иногда были там, на прополке грядок под палящим солнцем. А в Оренбурге в те годы было от +40 летом, до -40 зимой.
    Милютка - это название озера в пойме Урала, вернее цепочки озер на месте старого русла реки. Вокруг озер обычно был кустарник, деревья были редки. Да и какое дерево выживет при таких перепадах температур, разве что один карагач. Это теперь там растут все плодовые деревья, и даже виноград.
И эту пыльную дорогу вдоль Милютки я хорошо помню, так как по юности бегал по самой жаре  в полдень в качестве тренировки и вырабатывания выносливости.
    Прямо каторга была: пекло от солнца в зените, пыльная дорога в мареве и редки островки тени… Больших лавров в боксе я так и не снискал, остановился на кандидате в мастера спорта, а в Новочеркасске уже было не до спорта…



АВТОБИОГРАФИЯ

Вы сгорели в Аду,
Я туда не пойду,
Ведь не зря: судьбе так хотелось

И не в физике я,
Хоть и рвался туда,
Не пустила и жизнь повернулась

Я на Дон сам  удрал,
В чисто поле шагал
Из Москвы, где дышать невозможно

К бесенятам попал,
То партком банковал,
Никуда не пускал, ничего не давал

Там ростовский кагал,
Все молол, да орал,
Лишь мешал: нас, науки сынов, предавал.

Все, что я создавал,
И пустыни кругом оставлял.
Я ж науке служил и партком изгонял.

Говорил, как и жил,
Жизнь свою разменял:
Все козлов, да ослов, зря, поди, обучал.

Я богат на людей,
Был до душ чародей,
Муз любил, песни пел, красоту лишь воспел.

Вот и осень пришла,
Род мой - это уж я. А за мной,
Кто под светлой луной, лишь бы был не чужой.
четверг, Май 27, 2004