Баран

Феодор Мацукатов
     Ну, вот, опять рискую. Как чем? Сами подумайте. Вот прочтет уважаемый читатель сей опус и не сможет разобраться, кто же из персонажей истинный баран. И как мне тогда быть? Так-то! Поэтому, дабы оградить его от этой роковой ошибки, напомню, что главные критерии барана – четыре ноги, шерсть, рога и копыта. Запомните! И прошу без импровизаций.

     Короче, собрались мы как-то съесть барана. А было это летом 2007 года. Не просто съесть, а как положено, с соблюдением неформального кодекса правил и обычаев, принятых на Кавказе – сначала поблагодарить всевышнего за то, что он нам послал барана, затем принести извинения самому барану за неудобства, которые мы были намерены ему причинить, зарезать его, приготовить, купить лаваш, водку, вино, зелень-мелень, накрыть стол и позвать друзей для его поедания. А вы как думали? Не так все просто. Под этой, неказистой, на первый взгляд, схемой кроется тысячелетний опыт народов Кавказа по поеданию баранов. У каждого из них было что-то свое, оно перенималось другими, которые, в свою очередь, делились своими ноу-хау. Вот так и приходили к консенсусу.

     Идея принадлежала мне. Тут же поделился своими соображениями с Колей и Хвичей. Ооо, эти сыновья гор, осетин и грузин, знали толк в баранах.
 
     - Вах-вах! – сказали они, - Хорошо придумал! Покупай барана, поможем съесть!

     На следующий же день вместе с приятелем мы отправились на поиск барана. Он был родом из Половинского района Курганской области, что граничит с Казахстаном. Да не баран, а приятель. Туда-то мы и отправились.
 
     Выехали рано утром. Едем, проезжаем одно село, второе, третье… Спрашиваем, а баранов-то нет. Вернее, кое-где они имелись, но хозяева сказали, что не продают, держат для себя. «Странно, - подумал я, - неужели вокруг нас баранов по духу и разуму больше, чем во плоти?».
 
     Нашли ближе к обеду, в селе Булдаки, что, аккурат, возле границы. У одного тамошнего жителя их была целая куча. «Выбирайте» - сказал. «Зачем выбирать?! – подумал я про себя, - Вот он!». Действительно, среди острова из баранов особо выделялся своими размерами один, упитанный, горбоносый, с большими скрученными рогами и надменным взглядом, да таким, будто перед ним стояло недостойное его величества ничтожество. «Смотри как хочешь и думай, что тебе угодно, - я вступил в виртуальный диалог с ним, - все равно, именно я, а не ты, стою на вершине пищевой цепочки, и завтра съем тебя!».

     Погрузить этого монстра в машину было не так просто. Схватка с ним длилась минут десять. Три человеческих половозрелых самца еле скрутили, связали и уложили в багажник ГАЗ-24 одного половозрелого барана, размер яиц которого заставил нас почувствовать себя ущербными.

     Привезли мы его на дачу достопочтенной Татьяны Архиповны, что была рядом с Курганом, в районе Болдинцево. Большой деревянный дом, баня, ухоженная территория, колодец, а буквально за забором – прекрасный березовый лес. Короче, в наличии имелось почти все, что могло приукрасить процедуру поедания барана. Отсутствовали только горы. Звоню Коле:

     - Барана достал, сидит в сарае. Какие мои дальнейшие действия?
     - Пусть посидит там до утра. Надо, чтобы он просрался. Так мясо будет вкуснее! – дал он указания с тоном крупного знатока баранов.
     - А резать-то кто будет?
     - Издеваешься, да?! – его голос закипел от возмущения тем фактом, что я позволил себе проигнорировать в нем эксперта по баранам, - Запомни, на моей голове нет столько волос, сколько я зарезал баранов!
     - Извини, я не хотел тебя обидеть…
     - В следующий раз думай что говоришь! – грозно произнес он и отключился.

      Ну, да. Может, и так. И все бы ничего, если бы он не был лысым.

     Утром следующего дня мы с Колей, экипированные всем тем, что необходимо для трансформации живого барана в его потребимую форму – кастрюля-сороковка, разные подносы, топоры, ножи, черпаки, отправились на дачу.
 
     Коля переоделся, взял поднос, высыпал туда соль, откуда-то вытащил две церковные свечи и говорит:

- Веди барана.
- Ты что, шутишь?! – возмущаюсь я, - Один? Такого монстра?
- Эх, всему вас учи, - устало вздохнул он и мы направились к сараю.

     Баран встретил нас недружелюбным взглядом, в котором я без труда прочел злобные намерения. Мы привязали к его рогам веревку и, взявшись вдвоем за нее, попытались потащить его к месту экзекуции. Но он стал отчаянно сопротивляться, прыгая из стороны в сторону и показывая немереную силу. Тогда мы крепко взяли его за рога и потащили насильно. Все равно он сопротивлялся, упираясь ногами в землю, да так, что за нами оставалась пропаханная земля. 

     Кое-как дотащили его до места предстоящей казни.

     - Держи его крепко, - Коля говорит.

     А сам взял свечки и, прилепив их к его рогам, зажег и начал читать на осетинском какую-то молитву. Читал настолько вдохновенно, что дрожь пробрала.

     - О чем говорится в молитве, Коля? – застенчиво спросил я.
     - Благодарю бога за то, что он нам послал еду. Не отвлекай.
     - Ты что-то путаешь. Бог ни при чем. Барана купил я, на свои кровные…

     Реплика была проигнорирована. Коля прикрыл глаза, поднял голову к небесам и продолжил. На моих глазах он входил в транс, постепенно теряя связь с окружающим миром.
 
     А баран, видимо, поняв, что остался один на один со мной, задергался. Свечки с его рогов тут же отвалились. Я держал его изо всех сил, но он был явно сильнее, кидая меня из стороны в сторону. Со стороны могло показаться, что я, держа его за рога, танцевал лезгинку. На самом же деле эти телодвижения были не от хорошей жизни.

     Я чувствовал, что мои силы на исходе. И, дабы избежать худшего, выпустил его рога, продолжая держать за веревку. Но пара резких движений и он вырвал у меня и веревку. После этого он стал пятиться назад, готовясь к атаке. И я запаниковал:

     - Коля-Коля, он что-то задумал!

     Однако Коля к этому моменту полностью погрузился в транс и смотрелся так, будто его только что вытащили из жидкого азота. Странным образом баран на него не обращал ровным счетом никакого внимания. Поняв, что у меня остается один выход, я повернулся и побежал изо всех сил! Баран за мной.

     - Ко-ко-ко-ля-ля-ля, по-по-мо-мо-мо-ги! – истошно кричу на бегу.

     С ужасом в глазах, вытянутыми вперед руками и отчаянно работающими под туловищем ногами я, преследуемый бараном, стал нарезать квадраты вдоль забора. Однако через несколько кругов я стал чувствовать, что задыхаюсь. А барану хоть бы хны, он продолжал меня преследовать. Подбегаю к яблоне и, упершись в ее ствол, пытаюсь перевести дыхание. Но баран тут как тут. Начинаю бегать вокруг дерева – он за мной. И тут я замечаю, что повороты ему даются сложнее, а привязанная к рогам веревка стала наматываться на ствол. Еще минута и баран прилипает рогами к дереву и в таком положении, после нескольких беспомощных дёрганий, застыл.
 
     Наконец-то появляется Коля.

     - Ого! – удивляется, - Как это ты его?!
     - Уметь надо! – гордо заявляю я и, отвязав его, тащим к прежнему месту.
     - Короче, ты держишь, а я режу, - говорит Коля.
     - Может ты без меня? – жалобно прошу его, поскольку принятие участия в этих делах – не моё. За всю свою жизнь я не погубил ни одного барашка, ни одну птичку, даже рыбку не поймал. Но Коля был непреклонен.

     Наши многократные попытки повалить барана успехом не увенчались. В этой суматохе он успел больно забодать нас обоих. Мы близились к отчаянию, когда Коля, выругавшись на своем, сделал ему подсечку и, совершив молниеносный бросок через себя, положил на лопатки. Затем бросился на беспомощно лежащего барана и крикнул мне:
     - Крепко держи его заднюю часть, чтобы не дёргался.

     Я всем туловищем навалился на таз барана, одновременно держа его за задние ноги. В зоне моей ответственности, в отвратительной близости от моего лица, оказались его огромные, негигиеничные и ужасно вонючие яйца. «Вот бы Коле такие! И посмотреть, как он с такими причандалами будет ходить», - подумал я, представил все это и меня прорвало совершенно нелогичным для ситуации смехом.

     - Что ржёшь?! – грозно спросил он.
     - Да я ничё, просто так…

     В тот момент, когда он взял нож, я закрыл глаза и отвернулся. Не мое это, не мое!

     Я не знаю, чем он там занимался, но возился очень долго. Баран то и дело дергался, но я всем телом навалился на него и судорожно держал. А Коля все что-то муздохался со своей стороны. В какой-то момент я услышал: «Боже, за что мне такие мучения?!». Это был точно не колин голос… И мне стало вдруг страшно. Я даже не посмел открыть глаза. Тем не менее продолжал держать. Затем Коля опять выругался на своем и стал предпринимать какие-то радикальные меры, от которых  баран вновь задергался. Дергался около двух минут, затем обмяк. Навсегда.

     Плавно отпускаю барана. Чувствую, он испустил дух. Открываю глаза, но пытаюсь не смотреть на него. И все равно, боковым зрением вижу, что он мертв, но цел, без следов крови. «Неужели задушил?!» - взорвалось во взбудораженном сознании.

     Встаю и ухожу куда глаза глядят. Не мое это, не мое!
 
     В глаза бросается орудие, с которым Коля пытался зарезать барана. Это был аланский кинжал, который кто-то когда-то подарил Коле. Я его много раз видел у него дома. И даже знал, где он лежал. На гардеробе, вместе с другими клинками и книгой про историю аланов, в которой нужные страницы были загнуты, а предложения подчеркнуты. По всей видимости, с момента изготовления его ни разу не точили, поэтому зарезать им барана было невозможно. Да и предназначен он был для другого, а именно для того, чтобы к физиологическим отверстиям человека прибавить дополнительные, патологические, чем его предки и занимались много веков подряд. И все-таки, подозреваю, что Коля того несчастного барана придушил. Или загрыз.

     Возвращаюсь минут через двадцать, а баран уже без головы. Больших трудов нам стоило повесить тушу на свисающей со стороны леса ветке осины. Кое-как закинули на нее веревку, привязали тушу за заднюю ногу, потянули ее наверх и конец веревки закрепили на стоящей рядом яблоне. Не рассчитали, подняли ее так высоко, что достать можно было только в прыжке. Коля, ругаясь, пошел отвязывать веревку. Я же остался под бараном. И он сверху как рухнет на меня! Я упал, он на меня, в глазах поплыло… Подбегает Коля, вытаскивает меня из-под барана. Еле стою на ногах, качаюсь, плохо соображаю, что случилось…

     Кое-как мы все-таки тушу повесили и закрепили на нужной высоте. И Коля принялся её освежевывать. Именно в тот момент я усомнился в  тысячах зарезанных им баранов. По дороге он проткнул все, что категорически нельзя было трогать. И все смешалось воедино - мясо, говно, желчь… В итоге туша стала серо-буро-малинового цвета. И вся была в шерсти.

     Надо было спешить. С минуты на минуту должно было прибыть население на поедание барана. Но, увидев тушу в таком плачевном состоянии, они могли и отказаться, что по законам гор считалось бы позором.

     Кое-как разрубили мясо и бросили в сороковку. Затем многократно помыли его колодезной водой. И все равно, шерсть все еще оставалась. Да и цвет тоже. А времени уже было в обрез. Я быстро развел костер, и мы поставили мясо вариться. Тщательно собирал сверху пену в надежде, что вместе с ней сможем удалить остатки шерсти. Бульон получился мутным и с явным зеленым оттенком, как в тот раз, когда мы варили хаш. А про шерсть мы и вовсе забыли.

     Первым появился Хвича со своей дражайшей супругой и не менее любимой собакой. Подойдя ко мне, попросил дать бульона. Налил ему большую чашку. Выпил от души.

     - А почему зеленый? – спрашивает.
     - Петрушка и киндза...
     - Ааа…

     Вскоре потянулось и остальное население – колина семья вместе с его дорогой тёщей, сын Татьяны Архиповны с супругой и самой хозяйкой дачи, мои подоспели…

     Страхи были напрасны. Баран был успешно съеден вместе с шерстью и всем остальным. Ближе к вечеру участвовавшее в мероприятии население, довольное и предельно сытое, разбрелось по домам. Голову, шкуру и кишки барана я закопал в дальнем углу дачи.
 
     На следующий день я приехал на дачу, чтобы ликвидировать тот беспорядок, который мы накануне оставили после себя.
 
     На подходах к участку услышал вопли Татьяны Архиповны. Затем увидел за забором ее, мелькающую туда-сюда голову. Причем в свои восемьдесят она перемещалась как-то неестественно, молниеносно, как НЛО – вжик туда, вжик обратно. Я терялся в догадках насчет происходящего. Однако, достаточно было открыть калитку и все сразу стало ясно. Бродячие собаки откопали-таки останки барана. С кишками в зубах, три небольшие шавки бегали туда-сюда между грядками, преследуемые Татьяной Архиповной. Кишки, словно паутина, растянулись по участку, перегибаясь через деревья и кусты. Несмотря на грозный вид бабушки и поток проклятий из ее уст, с трофеем они расставаться не желали.
 
     Совместными усилиями мы кое-как выгнали собак с участка и стали собирать потроха. Головы все-таки недосчитались, – видимо, самый хитрый песик куда-то смылся с ней.
 
     Пришлось копать яму поглубже. Сложил в нее собранные потроха и шкуру, закопал, утрамбовал, а сверху дополнительно обложил кирпичами. Приведя дачу в порядок и, извинившись перед хозяйкой, удалился.

      И все же, я не успокоился. На следующий день вновь приехал. И, не поверите! Увидел ту же самую картину – откопали-таки, суки. Пришлось вновь отбирать. От останков уже шла такая вонь, что можно было задохнуться.
 
     Яму углубил до метра, бросил в нее эту, ужасно вонючую и разваливающуюся, массу, вылил туда же по бутылке хлорки и уксуса, закопал, утрамбовал. Землю сверху тоже полил хлоркой. Затем стал наблюдать издалека. Шавки появились вновь, но уже ближе, чем на десять метров, к тому месту не приближались. На этом в эпопее по поеданию барана была поставлена точка. Уфффф!!!

Фото взято из интернета