Пять лет на Проза. ру

Виталий Демешко
Литературно-ностальгическое эссе

Категория: 12 +

1.

Осенью 2015 года в моей жизни разразился масштабный личностный кризис. Окружающие его не заметили, и внешне у меня всё было в порядке. Но неукротимое, испепеляющее пожарище бушевало в моей душе с невероятной силой. И, казалось, что ничто не сможет его погасить. Я до сих пор не уверен, что стало его причиной. Связан ли он с кризисом среднего возраста, или это то, что считается профессиональным выгоранием. Но было очевидно одно: чем более счастлив я был в семейной жизни, тем глубже проваливался в болото безысходности в жизни профессиональной и общественной.
И конца этому не просматривалось.
Вообще, кризисы – штука полезная. И если обуздать уныние, то выход обязательно найдётся. Причём выход не на широкое поле стабильности, а на крутую лестницу личностного развития. Надо лишь его найти. Я не знаю, у всех ли это получается. Но тут каждый человек решает сам за себя: искать ли такой путь, или оставаться в кризисе дальше.
Признаюсь, никаких выходов я тогда не искал, а лишь пытался анализировать происходящее и преодолеть навалившиеся трудности уже знакомыми мне методами. Например, уходом в работу «с головой».
В это же время, осенью 2015-го, в эфире радио «Вести FM» я услышал упоминание о сайте для писателей «Проза.ру». Заинтересовавшись, я нашёл его в Интернете, и был просто ошеломлён количеством пишущей там публики. Тут были и настоящие писатели, и откровенные «боты», и неведомые никому анонимы. И самое что ни на есть разнообразие жанров. Чего тут только не было!
Но было главное, сразу же привлекшее моё внимание. Это полное отсутствие каких-либо проблем с публикацией. Формула «пишешь-публикуешь» пленила меня своей простотой и гениальностью. Ни издателей, ни редакторов, ни корректоров, ни томного ожидания. Причём объём произведения не ограничивали, как это нередко бывает в обычных социальных сетях. Как говорится, «пиши - не хочу».
Разумеется, меня тотчас посетила идея стать одним из авторов этого сайта.
Был у меня и другой мотив. Я задумал написать книгу по итогам своих путешествий на таёжный север Омского Прииртышья, и активно собирал для неё материал. А тут можно было получить читателей  задолго до выхода этой работы. И идея эта мне очень понравилась.

2.

Художественные сюжеты, приемлемые для отдельных произведений, я начал сочинять ещё в детстве. Жюль Верн и его приключенческие романы, советская и американская фантастика, героика Великой Отечественной войны всегда привлекали меня и вдохновляли на создание собственных миров. Но если в детстве писать получалось с трудом, без элементарных навыков, знаний законов жанра и возможных предпочтений читателя, то теперь, после стольких лет работы над научными трудами, статьями, очерками, это получалось гораздо быстрее и лучше. Появился навык более ясной формулировки мысли, построения фраз, органичное вплетение в канву собственного опыта, впечатлений, видения людей, их мотивации, поступков, характеров. И, хотя на большие произведения, наподобие повести или романа, я пока замахиваться не смел, но простые рассказы у меня уже вполне себе получались. Так, в 2000-м году, без особых усилий, исключительно по вдохновению, я за несколько дней написал рассказ «Друг», вобравший в себя и мои впечатления о жизни в городе Исилькуле, и сюжет простенькой «космической оперы» [1]. Этот рассказ в буквально поглощал меня, пока не оказался написанным на бумаге, а затем и набранным на компьютере. Публиковать его было негде, а потому он пролежал в ожидании читателей почти семнадцать лет.
Были и другие рассказы, но они оставались незаконченными из-за отсутствия идеи по их достойному завершению.
А тут, узнав про «Проза.ру», я получил отличную перспективу донести до людей свои миры. Причём, не прилагая никаких усилий для публикации.
В общем, где-то на рубеже 2015-2016 года я принял окончательное решение: моей странице на «Проза.ру» - быть!

3.

Задача, которую я поставил перед самим собой, оказалась весьма амбициозной. Помимо уже готового рассказа «Друг», я решил написать ещё один рассказ – на сюжет фильма «Терминатор». Тут следует оговориться, что данная киновселенная не является для меня самой любимой. С детства мне более по нраву «Звёздные войны». Но у меня родился сюжет в духе постапокалипсиса и для его реализации именно «Терминатор» подходил больше всего. Согласно канону все ключевые события этого фильма проходили на территории Америки, преимущественно в Калифорнии. Но атомная война, устроенная Скайнетом, носила глобальный характер. И можно себе представить, что произошло после этого в России. Для меня это не составило большого труда. И уже в январе 2016 года я написал план фантастического рассказа, получившего название «Образ девушки» [2].

4.

Сложно перечислить все отсылки и «пасхалки» к фильмам, имеющиеся в рассказе. Важнее отметить главный принцип, заложенный в повествование. Это принцип реализма. Хотелось показать беззащитность, беспомощность людей перед железными чудовищами с искусственным интеллектом, запрограммированных на уничтожение всего человечества. Американский режиссёр Джеймс Кэмерон, придумавший Терминатора, отчасти пощадил зрителя. Я же показываю, как даже крохотные, ничтожные победы на этом великом ристалище даются отрядам Сопротивления с величайшим трудом и чередой невосполнимых потерь. Герою рассказа несказанно везёт. Он один из тех, кто, как говорится, «родился в рубашке». Но и это везение не спасает его от общей участи миллионов, не даёт ни малейшего шанса вернуться в обычную, нормальную жизнь.
Обдумывание рассказа, написание и вычитывание его, заняло без малого полгода. Работу над ним притормаживал и другой задуманный мною рассказ – «Фантастический вид».

5.

Идея этого, странного, на первый взгляд, произведения, пришла мне где-то летом или осенью 2016-го. И овладела мной настолько, что я, отложив на время «Образ девушки», начал над ним активно работать.
Изначальные главы «Фантастического вида» носят отпечаток типичной российской мелодрамы. Но общий его жанр я до сих пор затрудняюсь определить. То ли это мелодрама с элементами фантастики, то ли фантастика с элементами мелодрамы. То ли просто фантастика. Но скорее что-то близкое к «офисной сказке», как я писал как-то в своём литературном дневнике. В некотором смысле, этот рассказ можно отнести к космической фантастике, но не намного более, чем, к примеру, фильм «Москвы не бывает».
Ключевая идея «Фантастического вида» заключается в том, насколько трудно реализовать внутренний потенциал закомплексованному человеку с заниженной самооценкой. Главный герой настолько боится людей и самого себя, что пользуется своими сверхспособностями только в ситуации исключительной безысходности.
Кажется, этот мой посыл мало кто понял. Одним не понравилась мелодраматичная затянутость в самом начале, другим – линия антагонистки, хотя, не будь её, герой так бы и остался сидеть в одиночестве, терзаемый страхами и сомнениями. Но из песни слов не выкинешь. И лично мне этот рассказик кажется вполне себе симпатичным [3].

6.

Написав большую часть «Фантастического вида», глубокой осенью 2016-го, я вернулся к рассказу «Образ девушки». Планы будущей страницы пополнились идеей очерка о моей поездке в Америку, в Йеллоустонский национальный парк. Кстати говоря, не реализованной и поныне.
Наконец, наступил новый, 2017-й год, и я вплотную приблизился к возможности создания своей страницы. Но открыть её в самые первые дни не получилось, хотя я и планировал. И причина тому – мои грандиозные планы. Мне хотелось, чтобы читателю сразу была представлена возможность выбора для «большого чтива». Это потребовало дополнительной редакторской работы.
И вот, свершилось! 10 января 2017 года я разместил на только что созданной странице «Проза.ру» два своих первых рассказа: «Друг» и «Образ девушки».
Поначалу мне казалось, что я смогу публиковать рассказы и очерки едва ли не каждую неделю. И даже пообещал это читателям в своём писательском резюме. Но такое заявление оказалось преждевременным, и даже сейчас, в расцвете моего научного, художественного и краеведческого творчества, публиковать хоть что-то получается даже не каждый месяц. Да что там говорить, если уже готовый «Фантастический вид» - и тот я разместил лишь спустя две недели после открытия страницы!
Получил ли я радость от этих публикаций? Несомненно! Да, в них были (и, наверняка, до сих пор есть!) ошибки, не хватает профессиональной редактуры, но всё ж таки первый опыт показался мне очень удачным.
Я не стремился найти широкой аудитории, не ожидал признания от других писателей. Но заинтересованность в моём творчестве среди родных и знакомых была для меня большим достижением.
Получив новый источник вдохновения (а страница на «Проза.ру» безусловно обладает таким качеством), я продолжал писать. Одновременно я публиковал и небольшие заметки и свои мысли в литературном дневнике, достоинства которого оценил сразу же после открытия страницы. Этот дневник тоже стал заметной составляющей моего творчества [4], и я продолжаю пользоваться им до сих пор.

7.

Спустя полгода после первых публикаций (в августе 2017-го) начался новый этап в моей писательской жизни. Началось всё с того, что я решил одну из своих статей, опубликованную ранее в научном географическом сборнике. Статья была посвящена Аксёновской узкоколейной железной дороге (УЖД) [5]. Ведь научный сборник тот вышел в Томске, и омичи, интересующиеся краеведением, ознакомиться с ним практически не могли. После публикации статьи, я отправил ссылку на неё известному омскому блогеру и краеведу Игорю Фёдорову. Он заинтересовался, и сделал репост на своём ресурсе «Невидимый город» [6]. Статью прочитало очень много людей, и я в полной мере осознал значимость и актуальность краеведческой информации в Интернет-пространстве. После этого именно краеведение стало для меня главным направлением творческой деятельности.

8.

Параллельно с поиском краеведческого «эксклюзива», я нередко публиковал и свои давние произведения. Например, стихи и детские рассказы, дабы раскрыть читателям другие грани своего творчества. Будь я настоящим писателем, то не стал бы этого делать. Такие зарисовки обычно пишутся «в стол». Но современная сетература (а именно к ней относят все Интернет-ресурсы писательско-публицистической направленности), с жадностью вбирает в себя всё что угодно. И моим опусам в ней тоже есть место.
Я не стремился бесконечно увеличивать число публикаций, равно как и число читателей. Но интерес к новому, невиданному ранее общению с миром, придавал сил, стимулировал творческий поиск, вдохновлял, помогал преодолеть «писательский блок».
Очевидно, что значительная часть моей аудитории – это те, кто меня знает. И я репостил свои публикации в соцсетях, изредка отправляя ссылки тем друзьям и знакомым, кому они могли быть по-настоящему интересны.
В любом случае, решение о том, «Читать или не читать» всегда остаётся исключительно за читателем.

9.

Помимо отдельных публикаций (статей, стихов, рассказов), я работал и над их целыми циклами. Наиболее крупным и значимым стал цикл военно-исторических эссе «Они не забыты» [7]. Он выведен на моей странице в отдельную папку и создан на основе архивных сайтов Министерства обороны Российской Федерации: «Память народа», «Подвиг народа» и «Мемориал». В некотором смысле это авторская «Книга памяти», имеющая целью не только увековечить, и расширить информацию о вкладе воинов в Великую Победу, но и познакомить читателей с возможностями самостоятельных изысканий относительно Героев своей семьи, дедов, прадедов, тех, кто отдал жизнь за наше счастливое настоящее. Сейчас я пореже обращаюсь к этой тематике, планируя в будущем провести военно-исторические исследования краеведческой направленности, ради которых, собственно и задумывался данный проект.
Ещё один цикл родился при изучении дел Государственного исторического архива Омской области. Это несколько эссе по истории Омского электротранспорта (троллейбуса и трамвая). По материалам газет «Омская правда» я написал как-то очерк про общественный транспорт Омска 1950-х годов [8]. И теперь у меня появлялся шанс осветить его развитие по никогда ранее не публиковавшимся документам. Но точка в этом проекте ещё не поставлена. Материалов у меня хватит на несколько крупных статей, в том числе и научных.
Прошлый 2021 год ознаменовался началом ещё одного важного проекта под названием «Миру-мир» [9]. Он посвящён переосмыслению стоящих перед человечеством глобальных проблем. На этот счёт у меня есть мысли, идеи, и я собираюсь, после соответствующего их формулирования, представить в виде отдельных очерков.

10.

Но всё-таки главным личностным открытием, сделанным благодаря публикациям на «Проза.ру», стало осознание себя как краеведа-эссеиста. Собственно, краеведом по духу я был с самого детства, со времён жизни в военном городке Фогельзанге Демократической Республики Германия. По знаниям я стал таковым во времена студенчества и аспирантства. Но всё же именно работа над текстами «Проза.ру», а так же активная деятельность в Омском региональном отделении Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Омском государственном педагогическом университете, изыскания в Омской областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина и в Государственном историческом архиве Омской области помогли окончательно осознать эту мою главную миссию. Теперь очевидно, что для меня именно краеведение и есть та стезя, в которой я могу вести свою творческую и созидательную деятельность, получая вдохновение и радость открытий. Ну а публикации и Ютуб-каналы многих уважаемых мною представителей литературного творчества (в особенности Юрия Окунева [10, 11], Виктора Гавриловича Кротова [12], Кристины Джанбулат [13], Almaz’ы [14], Джулии Кэмерон [15] и моей мамы Валентины Демешко [16]) помогли мне раскрепоститься и подавать краеведческую информацию с отражением собственного мнения, эмоций, авторского видения, и даже возникающих чувств. Это избавило меня и от перфекционизма, и от необходимости облекать материал в клише научной статьи. Я понял, что читателю может быть интересен не только какой-то краеведческий факт, но и подробности его открытия.
Краеведение не случайно называют «самой народной из наук». Оно столь многолико, разнообразно и неожиданно, что позволяет исследователю находить бесконечное число тем для увлекательных изысканий. В этом отношении у меня рождается лишь одна ассоциация – с мультивселенной Стивена Хокига [17]. Одно только транспортное краеведение, столь интересное и значимое для меня, даёт огромное количество материала. И по городскому транспорту, и по железным дорогам широкой колеи, и по станциям, и по УЖД, и по топонимике, и по инфраструктуре. Естественно, из всего этого многообразия я выбираю только то, что для меня по-настоящему интересно.
«Краевед-эссеист» - вот определение моему творческому кредо. И идёт оно вторым номером после кредо №1: «географ».

11.

Увлечение краеведением не прекратило моего творческого поиска в художественной литературе. И у меня было время для написания рассказов. Один из них – «Защита от демона» - я обдумывал и писал несколько лет. Он стал моей первой пробой в жанре мистики и «хоррора» [18]. Были и другие идеи, в том числе приквел «Образа девушки». Но сюжет этого ненаписанного рассказа оказался слабоват, а общая идея практически «не цепляла». Но увлечение киновселенными способно на многое. И около года назад я принял решение вернуться к «истокам» с небольшой повестью о мире «Терминатора» С ней я познакомлю читателей в самое ближайшее время.

12.

Повесть эта относится к жанру боевой фантастики с элементами драмы и детектива. События разворачиваются в Таре - таёжном городке на севере Омской области, в самом конце войны со Скайнетом и его Терминаторами. В Америке ещё идут бои, а здесь, в Сибири, в глубоком тылу, люди восстанавливают разрушенное хозяйство, пашут землю, добывают лес. Большая часть мужчин отстраивает Омск, разрушенный атомным ударом, и все тяготы тяжкого труда ложатся на плечи женщин. Крохотный гарнизон, оставшийся в Таре на лето, вынужден каждый выходные отправляться с помощью устройства телепортации в Техас - добивать уцелевшие батальоны Скайнета. И вот, перед очередной отправкой на войну, в военкомат вызывают молодую школьную учительницу и на пару дней назначают её исполняющей обязанности начальника особого отдела…
Есть у моих произведений один приём, не рекомендованный для произведений в духе «экшен». Обычно, по мере развития повествования, я стараюсь «повышать градус» напряжения у читателя. Всё начинается с обычной жизни главного героя, в которой, вроде  бы, нет ничего примечательного. Но потом происходят всё более и более драматические события. И если произведение для публикации разбито на несколько частей, то каждая из них развивается по такой же схеме: наибольшие баталии происходят в самом конце.
Впервые такое изложение я применил в «Защите от демона». Этот рассказ начинается с описания утра обычного юноши и его конфликта с мачехой. Заканчивается же первая часть схваткой с чудовищем, похожим на оборотня. Продолжение начинается со свадьбы сводной сестры героя, а заканчивается нападением на юношу и его спутницу одержимых демоном мертвецов.
Подобные эмоциональные «качели» будут и в новой повести. И рейтинг у неё так же будет соответствующий: 18+.
Сразу же после публикации повести о Терминаторах, для тех, кто проявит к ней интерес, я опубликую её приквел. Это повесть о жизни главной героини до уже рассказанных событий так же в жанре боевой фантастики. Изначально я её писал для себя, поскольку не хотел «отпускать» покорившую меня историю. Но потом решил опубликовать в качестве своеобразного «художественного приложения». Но в отрыве от основной повести, как самостоятельной произведение, читать его будет  неинтересно.
А затем, завершив эти две публикации, я собираюсь познакомить читателей с ещё одним своим художественным произведением, отличающимся от всего написанного мною ранее. Это фантастический рассказ околокосмической тематики. Его действие будет происходить в Москве в относительно недалёком (а может, и очень далёком) будущем. Целевая аудитория этого рассказа – любители космоса и, отчасти, офисных мелодрам. Это не продолжение «Фантастического вида», хотя смешение жанров, как Вы видите, идентичен. Рейтинг у этого рассказа поменьше: 16+.
Названий новых произведений, а так же спойлеров относительно их содержания я приводить не буду. Прочитать их на моей странице можно будет в самые ближайшие дни.
Немаловажный момент: сплошной текст «Проза.ру», такой аскетичный, напоминающий электронный вариант советской «Роман-газеты», нравится далеко не всем. Так что если кто-то пожелает более изящный дизайн, то я приглашаю посетить мою страницу в книге фанфиков «Фикбук», где они появятся чуть позже. Поиск можно осуществить через любой Интернет-поисковик, набрав в командной строке «Фикбук Виталий Демешко», или по интерактивной ссылке внизу данного очерка. И далее – по списку произведений.
Вот так я и отмечу первый скромный юбилей своего творчества на сайте «Проза.ру».

13.

И в заключении – ещё немного о значимости страницы на сайте «Проза.ру» лично для меня.
Я – преподаватель. И в мои служебные обязанности входит написание научных и учебно-методических работ. Для этого мне необходимо постоянно поддерживать, развивать и совершенствовать навыки письма, обработки, анализа информации. С этих позиций «Проза.ру» - своеобразная тренировочная база, инструмент научного и творческого саморазвития. Не всё, что я здесь пишу, имеет ценность и эксклюзивность. Для меня это и практикум, и челлендж, и даже своеобразная творческая «лаборатория». Но каждое из моих произведений, своеобразная частица меня, рано или поздно, но обязательной найдёт своего читателя.

14.

Позади у меня огромный путь, а впереди – новые горизонты. И если я на своей странице долгое время ничего не публикую, это не означает, что я утратил интерес к творчеству. Ни вдохновение, ни интерес уже не уйдут. И в обозримом будущем я обязательно представлю читателям что-нибудь новое.
У меня много и материалов, и нереализованных идей, так что и рассказы, и очерки, и эссе ещё пополнят список моих произведений.
И я благодарю сайт «Проза.ру» за эту замечательную возможность.
 
Список литературы:

1. Демешко В. Друг. Фантастический рассказ. // http://proza.ru/2017/01/10/801
2. Демешко В. Образ девушки. Фантастический рассказ. // http://proza.ru/2017/01/10/810
3. Демешко В. Фантастический вид. Фантастический рассказ. // http://proza.ru/2017/01/20/2256
4. Демешко В. Зачем мне дневник на «Проза.ру». Литературное эссе. // http://proza.ru/2020/10/15/139
5. Демешко В. Аксёновская узкоколейная железная дорога. // http://proza.ru/2017/08/19/608
6. Невидимый город. Страница ЖЖ // https://omchanin.livejournal.com
7. Демешко В. О проекте «Они не забыты». Вводное эссе // http://proza.ru/2019/01/12/128
8. Демешко В. Общественный транспорт г. Омска в 1950-х годах. Публицистическое эссе. // http://proza.ru/2018/06/03/115
9. Демешко В. О проекте «Миру - мир». Публицистическое эссе // http://proza.ru/2021/07/01/130
10. Окунев Ю. Последняя ошибка начинающего писателя. [б.м.]: Издательские решения, 2019. – 180 с.
11. Юрий Окунев. Как стать писателем. Ютуб-канал // https://www.youtube.com
12. Кротов В.Г. Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя. Проект «Алые паруса». // https://www.youtube.com
13. Кристина Лале. Ютуб-канал // https://www.youtube.com
14. AlmaZa. Ютуб-канал // https://www.youtube.com
15. Кэмерон Д. Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни. – М.: Livebook, 2015. – 304 с.
16. Демешко Валентина. Страница на сайте «Стихи.ру» // https://stihi.ru/avtor/valnd
17. Демешко В. Об идее мультивселенной Стивена Хокинга. Околоастрономическое эссе // http://proza.ru/2021/05/16/257
18. Демешко В. Защита от демона. Мистический рассказ. // http://proza.ru/2020/07/26/277

Город Омск, лето-осень 2021 года.

На изображении – электронный кабинет автора на «Проза.ру».

Полный интерактивный список произведений автора на «Проза.ру»: http://proza.ru/avtor/demits

Полный интерактивный список произведений автора на «Фикбуке»: https://ficbook.net/authors/2807003