Гондурасская литература 20 век Латинская Америка

Валерий Орлов-Корф
Гондурасская литература (20 век) – Латинская Америка.
Испанские колонизаторы с 1524 по 1539 годы полностью покорили индейские племена. Со временем эти племена частично смешались с испанцами, которые уничтожили и древнюю культуру покоренных народов. Испанский язык стал с этого времени главным. Историки отмечают, что в колониальный период в Гондурасе фактически не было индейской литературы, и только по прошествии длительного времени (1821 год – провозглашение независимости страны) стали появляться произведения, которые имели подражательный характер. История нам сохранила произведения священника Х. Тринидад а Трйеса (стихи религиозного и патриотического содержания, но эти произведения отталкивались от классицистических образцов). В небольших театральных пьесах («Пасторали») автор использовал испанские мотивы. В 19 веке местные поэты – Т.Агилюс и Х. Сиснерос тоже были под влиянием испанской литературы. Первый в своей оде «На независимость Центральной Америки» прославлял счастливое время свободы, второй – в поэме «Лемпира» изображал исторические моменты завоевания страны испанцами. Историки особенно отмечают творчество Х.А. Домингеса (ум. в 1903), который представил читателям философскую лирику. Проза в Гондурасе появилась в конце 19 века (мы рассматриваем романы и повести) – К. Гутьеррес (роман «Анхелина»,1898).
В начале 20 века в литературе Гондураса стали появляться модернистские течения. В произведениях писателей тяга к национальной самобытности смешивалась с влиянием символизма. Автор стихов и рассказов Х. Р. Молина (книга «Земли, моря и небеса»,1911) считается первым модернистом в литературе Гондураса этого периода. К писателям-модернистам принадлежал Ф. Турсиос (1878-1943) – ему принадлежит книга стихов и проза: «Строки», «Осенние листья» (1905), «Родная земля» (1911) и два романа – «Аннабель Ли» (1906) и «Вампир» (1911). Следующее поколение писателей больше стали увлекаться «постмодернизмом», который, по их мнению, давал более широкое понимание литературной жизни: А.Г. Силая (1878-1947) – рассматривал социальные вопросы в своих стихах; Р. Э. Валье (1891-1959) – в стихах и прозе славил свою страну: «Аромат родной земли» (1917), «Высохший сосуд» (1922). Наиболее остро социальные вопросы поднимаются в литературу Гондураса в 50-ые годы: А. Мехиа Ньето (1900-) – «Туземные рассказы», «Старые ботинки», роман «Беглец от самого себя»; В. А. Алеман(1912-) – сборник патриотических песен; Х. Каркамо (1917-1959) – стихи и проза; К. Исагирре (1894-1956) – роман «Под ливнем», где показана тяжелая жизнь трудящихся; Р. Амая Амадор  в романах «Рассвет», «Зеленая тюрьма» (1950) рассказывает о борьбе народа Гондураса против внешних врагов.
Познакомимся с творческим путем некоторых современных гондурасских писателей.
Маркос Кариас Сапата (1938-2018) – известный гондурасский писатель, историк. Он окончил Мадридский университет (философия и история Америки). Писатель занимался большой общественной работой. Его основные литературные работы посвящены жизни современной Америки: «Нежность, которую я ожидал» (1970), «Память и ее последствия» (1977), «Шоу с мобильными телефонами…» (1980), «Новые сказки волков» (1991), «католическая церковь в Гондурасе» (1991), «Параллельные жизни» (1992), «Хроники и летописцы завоевания Гондураса» (1998), «Ангел с золотым мячом» (2009).
Эдуардо Бер (1940-) – современный гондурасский писатель, сценарист. Он преподавал в Национальном университете Гондураса (латиноамериканская литература). Критики особо отметили его произведение – «История войны» (вооруженный конфликт между Гондурасом и Сальвадором» в 1969 году).
Хулио Эското (1944-) – гондурасский писатель, которого критика считает самым интересным рассказчиком в стране. Его перу принадлежат множество рассказов, романов, эссе. Его исторические романы критика отмечает за их правдивость и реалистические высказывания (роман «Рей дель Арболь-Мадругада»). В этом произведении автор критически оценил действия США в Гондурасе. Большой интерес для читателей представляли короткие рассказы автора («Под миндальным деревом… у вулкана»,1988).
Роберто Соса (1930-2011) – гондурасский писатель, который в своих книгах показывал жизнь народа. К 1990 году он опубликовал – шесть книг стихов, три прозы.
Рафаэль Элиодоро Валье (1891-1959) – писатель, историк. Его известные книги: «Как солнечный день», «Аромат родной земли», «Жаждущая амфора».
Отрывок из стихотворения «Лимоны»:
«Дни золотого чекана.
На черепице багряной –
Солнечный пестрый узор;
В переплетении веток –
Зори ярчайших расцветок,
Полон цветами весь двор»…
Клаудиа  Варрера (1911-) – известная поэтесса. Она автор сборников: «Вечный вопрос» и «Образ в памяти».
Отрывок из стихотворения «Все пройдет»:
«Все пройдет… Не будет ни следа
На песке, холодном и остылом.
Все исчезнет: светлая звезда,
Золотом прошитая руда,
Серый сон и слезы в детстве милом…
Все исчезнет. Но уйдет и боль
Жизни одинокой, несогретой,
Потому что люди мы с тобой»…
Помпейо дель Валье (1930-) – его считают мастером социальной лирики.
Отрывок из стихотворения «Освобожденная песня»:
«Я мечтаю о песне со звучаньем набата,
О песне свободной,
Как гражданская совесть солдата.
Эта песня должна быть народной,
Ни на что не похожей,
Чтобы ее услышал народ –
Он замечательно слышит
И верно поет»…

Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1964г.
2. Поэзия Латинской Америки. М., 1975г.
3. Подборка журналов иностранная литература 1970-1990 гг.