Глава 6 Приглашение в гости

Тамара Злобина
На следующий день девушки с разрешения начальства вышли с территории МИДа и направились в сторону сталинских высоток, где проживала семья Самарских.
Елиизавету встретили очень приветливо — Мария уже все уши прожужжала своим какая замечательная у неё появилась подруга, поэтому и родители и старший брат Марии хотели познакомится с Элизабетиз — как назвал девушку брат Вадим.
 И хотя девушка явно была не их круга, но вести себя в новом незнакомом обществе умела — за словом в карман не лезла, давая отпор на происки Вадима ненавязчиво, не грубо и с доброй долей юмора, чем окончательно очаровала семейство Самарских — те высоко оценили и начитанность, и юмор девушки и её  неразрывную связь с простым народом.
Лизе тоже понравилась семья подруги — особенно она была в восторге от её мамы
-Такими наверное только артистки бывают! - сказала она Марии хотя в жизни не видела ни одной артистки — только в кино.
И добавила понизив голос:
-Вы с братом похожи на маму - только Вадим похож больше, а ты взглядом, рассуждениями похожа на отца — потому такая умная.
-Вадим умнее меня! - запротестовала Мария — он на 3-м курсе В МГУ учится на факультете журналистики и уже сейчас в нескольких газетах подрабатывает нештатным корреспондентом.
-Не стану спорить — отреагировала Лиза. - В такой интеллигентной, образованной семье, как ваша, иного и быть не может. - Это моя семья — простая, необразованная — я даже идти к вам боялась — боялась, что просто опозорюсь за столом — я же ни  ножом c вилкой не умею пользоваться, ни этикета не знаю.
- Скажешь тоже! - запротестовала Маша . - Я и сама в этом деле не эталон. Мама мне всё время высказывает претензии, когда мы ходим в гости к её друзьям. А с тобой никто из семьи не усмотрел никаких огрехов.
-Я быстро учусь - ответила Лиза. - Наша учительница поначалу называла меня маленькой обезьянкой поскольку я всему очень быстро училась. Лишь, когда соседский Витька назвал меня Саламандрой, она согласилась, что это подходит мне больше.
Мария впервые видела, как её старший брат пытается охмурить девушку — её подругу. Она перехватила Вадима на кухне и сказала недовольно:
-Ты что делаешь, Вадюша?!
-А что я делаю? - парировал тот с видом полного непонимания.
-Оставь Лизу в покое! Тренеруй свои способности на девицах -сокурсницах — они в этом как рыбы в воде. Лизе твои ужимки и прыжки совсем ни к чему — сейчас у неё на карте жизнь её семьи да и её будущее. А ты  поиграешь с ней как кот с мышкой и бросишь.
-Хорошего же ты мнения обо мне сестричка?! — пытался протестовать Вадим. - Значит в серьёзность моих намерений ты не веришь?
-Ты сам в этом виноват -ответила Маша. -Всё в твоей жизни хиханьки да хаханьки и я не дам тебе исковеркать жизнь  Лизе — она достойна лучшего!
-Так я и есть лучшее, сестрёнка — парировал парень.
-Кто это тебе сказал?! - начала сердиться Маша. -В общем: я тебе сказала — попытайся хоть раз услышать… Не оставишь  Лизу в покое я тебе мордашку немного поцарапаю — на большее меня, конечно, не хватит, но поцарапать точно смогу.
-Сначала до мордашки достань, сестричка — потом хвалиться будешь! - не сдавался брат.
Но, как видно, предупреждение младшей сестры Вадим всё же понял, потому что провожать девушек, как грозился, он не пошёл, и Мария немного успокоилась. Но не тут-то было — через неделю брат принёс Марии два билета в театр на оперу.
 -Быть в Москве и не побывать в оперном — это нонсенс! — сказал он. Отвечая на непонимающий взгляд Марии. - Вполне возможно больше такой возможности не предоставится… C трудом билеты достал!
-Надо же какой заботливый?! - съязвила Мария.- Лучше бы ты в драму достал или в оперетту.
-Какой примитив! - возмутился брат. - Знакомство с культурой нашей страны с оперы нужно начинать, а не с оперетки.
Предложение пойти в театр Лиза встретила с энтузиазмом — не часто удаётся вырваться из стен их заточения — не отпускают, а уж в Большой отпустят — это святое.
Мария видела с каким интересом подруга отзывается на всё, что она показывает и рассказывает ей. Всё дело чуть не испортил брат: если девушка всё своё внимание обратила на сцену то Вадим не отрывал взгляда от Элизабет, восхищаясь её непосредственности, восприятия всего нового, незнакомого. Эта девушка была совсем не похожа на тех, кто окружал её последние годы, и это восхищало парня, вызывая тёплые добрые чувства. Это не только удивляло но и слегка пугало парня — он понимал что начинает влюбляться в эту простушку.  Но это было так волнующе и ново, что он даже не попытался прекратить эксперимент над самим собой. Жаль, что вырвать девушку из цепких объятий министерства было почти не возможно — по крайней мере сейчас.
Вечером, когда Маша вернулась домой Вадим сказал:
-Очень интересная девушка эта твоя подруга!
-Кажется я уже тебе всё сказала по этому поводу?! - парировала Маша.- Строй глазки своим сокурсницам — они одной с тобой породы.
-А это уж моё дело сестрёнка! - оборвал её брат. - Я же не лезу в твои дела — не лезь и ты в мои. Молоко ещё не обсохло! Можно подумать что это ты моя старшая сестра?!
-И что в тебе девчонки находят? - вполне искренне удивилась Мария. - Вот и Элиз в полном восторге от твоей воспитанности ироничности и ума.
-Это правда?! - неожиданно обрадовался Вадим. - А я уже и не надеялся что она хоть как-то обратит на меня внимание. Значит смог, и её смог зацепить!
- Особенно не радуйся брат — заверила Мария — Лиза девушка умная и она быстро тебя раскусит — уж я помогу ей в этом с удовольствием.
-Иного от тебя и не ожидал — начал падать духом Вадим. - Начинаю сомневаться, что мы с тобой родные люди — родные друг другу помогают, а не подставляют.
-А мы с тобой не слишком и родные! - парировала Маша — Я в мамину породу а ты — в отцовскую. Моя порода — артистичная, душевная и страдающая а твоя — жёсткая, питающаяся людскими бедами и слезами.
-Ещё слово -посуровел Вадим  -и слёзы будут у тебя.
-Ну, вот поговорили называется! - воскликнула Маша. - Долго теперь общаться с таким не захочу. Если бы Лиза слышала это — тоже бы не захотела.
-Машка, пожалуйста, не говори ей ничего! - умоляюще выдал Вадим.
-Неужели и впрямь влюбился, братка? - предположила Маша. - Да не скажу — не скажу, я что изверг какой? А то ещё с горя сиганёшь с высотки или с моста, а мама потом от горя с ума сойдёт. Мне это надо?!
-Сестрёнка ты несправедлива ко мне — честное слово — я не настолько плох, как ты думаешь, и ничто человеческое мне не чуждо. Твоя Элизабет мне понравилась — очень-очень — она не похожа ни на одну знакомую девушку — она особенная!
-Согласна! - отреагировала Мария. - Но я боюсь что твои поползновения могут Лизе только навредить, а ей сейчас и без этого невыносимо тяжело.
-Обещаю не навредить! - поклялся Вадим подняв ладонь вверх. Напротив хочу поддержать девочку  -думаю что доброе отношение никому ещё не вредило.
На следующей неделе он принёс билеты в московский театр им Гоголя на спектакль по пьессе Афиногенова - Машенька.
-Мелкий подхалимаж? - поинтересовалась Мария.
-Ну ты же говорила, чтобы я лучше купил билеты в театр драматический или театр оперетты — вот я и взял — оправдывался Вадим - но вам бабам, как видно, никогда не угодить — привыкли вы  куражиться над нами
-Прости брат — ответила Мария — но сейчас нас никто не выпустит с территории — началось изучение языка, и у нас почти каждый день дополнительные занятия.
-Как скажешь, сестричка. - усмехнулся Вадим — найду другой  ход.
Тогда Мария пропустила это замечание мимо ушей — поняла только в понедельник когда её вызвали по телефону на пропускной пункт. Увидев там брата девушка возмутилась:
-Какого чёрта ты тут делаешь?!
-Соскучился — признался тот.
-Уж не по мне ли? - съязвила Маша.
-Естественно, нет! - в тот ответил Вадим — твою физиономию я лицезрею к сожалению каждый день — хотелось хоть одним глазком взглянуть на Элизабет.
-Ну и что должен записать дядя Ваня книге посещений — что ты воспылал нежными чувствами к одной из слушательниц и желаешь немедленно лицезреть её? И ты думаешь что после этого получишь пропуск? Как бы ни так! Изобретай другую причину брат!
-Я хочу устроиться в министерство на работу — мечтаю об этом с детских лет. -сразу нашёлся Вадим.
-Как скажешь братик — отвечать за все художества тебе самому. Не говори потом, что я тебя не предупреждала!
-Не переживай — не скажу! - почти зло бросил брат. - По моему это ты всегда все свои художества на меня сваливала — не я на тебя!
-Поговорим об этом дома! - оборвала его Мария и развернулась к выходу недовольно хлопая дверью.
Иван Васильевич заполнил очередную графу посещений заставил Вадима расписаться в ней  потом заполнил пропуск и протянул его парню.
-Как пройти в Отдел кадров? - Поинтересовался Вадим и дежурный наглядно показал куда и как пройти туда.
Вадим поблагодарил старика и двинулся по указанному адресу.
В Отделе Кадров вопреки ожиданию его встретила не женщина а плотный мужчина в звании подполковника с головой подёрнутой сединою как изморозью, с лицом строгим и жёстким словно вырубленным из камня.
-Здравия желаю, товарищ подполковник! - козырнул знанием Вадим.
-Здраствуйте, товарищ гражданский — без особого энтузиазма ответил тот. - Чем обязан?
-Хочу узнать о вакансиях в вашем ведомстве — хочу устроится на работу.
=Имеете специальное образование? - предположил ОК.
-Учусь на последнем курсе МГУ — признался Вадим — на  курсе журналистики. А с этого года принят в МГИМО — на факультет международная журналистика.
-Когда окончите курс — тогда и приходите устраиваться! - парировал подполковник. -Зачем нам недоучки?  И потом: как вы будете работать и учиться?
-Я могу перевестись на вечерний или заочный факультет — попытался успокоить подполковника Вадим.
-А вот это нам совсем ни к чему! - возразил тот. - Знаете, какой любимый анекдот у нашего замминистра по кадрам?
-Окуда?! - весьма натурально удивился Вадим.
-Почему соловей поёт, а воробей чирикает, хотя они окончили один институт? Потому что соловей учился очно, а воробей заочно.
-Не убедительно! - возразил Вадим. - Хотя и оригинально.
А для нашего министерства — более  чем убедительно — парировал подполковник. - Так что ваше предложение я вынужден отмести на корню. Только очное обучение и конечно без пропусков и хвостов. Вообще не понимаю зачем вам другое тождественное-почти тождественное образование? - пафосно воскликнул подполковник.
-Смею надеяться, что  курсантом меня всё таки возьмут, ведь вы сказали, что я подхожу по всем параметрам. И потом: не так уж много молодых людей подходящих друг к другу по всем показателям:  образованию, физическим параметрам и воспитанию — не для всех такая планка…
-Обещать не могу — ответил ОК — Как решит комиссия — так и будет. У меня слово только совещательное: предложить, охарактеризовать, проголосовать.
-Для меня даже ваш один голос значит уже немало — признался Вадим и подполковник окончательно убедился, что дело тут не столько в работе — есть что-то ещё но парень не хочет или не может признаться в этом. Наконец, Ефим Михайлович решил:
-Девушка! Кто же ещё больше? Во всём виновата именно девушка — одна из наших слушательниц!
И это предположение только ухудшало дело, ведь каждая из слушательниц в недалёком  прошлом совершила какой-то проступок или даже преступление перед страной и это преступление ложилось на всех близких,  родных и даже любимых людей.
Впрочем, я могу не говорить об этой догадке — решил Ефим Михайлович — потому что через каких-то пять-шесть месяцев девчонок отправят на задание и они могут больше никогда не вернутся назад и больше не встретиться ни с родными, ни с любимыми людьми — это уж как кому повезёт. А парень останется здесь и может много сделать для нашего министерства, ведь журналисты-международники у нас очень ценятся, тем более со знаниями языков, как этот Самарский.
-Ещёспасибо скажут! - решил подполковник. На том дело и закончилось. Вадим попрощался с подполковником и ушёл из конторы.   На встречу ему строем шли девушки одетые в единое форменное одеяние. Но не смотря на казавшуюся одинаковость Вадим даже издалека узнал Лизу и сердце его сладко ёкнуло и сильно забилось в груди словно подтверждая, что он влюбился в эту девчонку даже против воли, и он решил что во что бы то ни стало добьётся работы здесь, чтобы каждый день хотя бы урывками, издалека видеть девушку, а там кто знает может и выпадет оказия более близкого общения и знакомства ведь сестра рассказывала как-то что руководительница их курса умудряется встречаться с любовником не отходя от рабочего места. Ну так далеко он не загадывает — для него достаточно было бы просто общения тем более Лиза в этом отношении диковата и даже от простого прикосновения шарахается как от чего то порочного. К тому же сестрица предупреждала,чтобы он даже в мыслях не допускал ничего такого, обещая большие неприятности, а эта девчонка слов на ветер не бросает — ему ли не знать этого?
Вадим так засмотрелся на девчонок, что едва не упал, споткнувшись о бордюр.
И тут как только он поравнялся с пристройкой к центральному зданию из дверей высыпала ватага парней — все как на подбор красавцы, стройные, одного роста с ним в прекрасно подогнанных по фигурам мундирах. Но то как они повели себя затем заставили щёки Вадима покрыться краской смущения.
Один из ватаги вскрикнул слегка петушиным голосом:
-Парни смотрите — курсисточки на завтрак идут!
И началось что-то непристойное: одни свистели, другие улюлюкали, третьи аплодировали, кто-то свершал непристойные телодвижения, кто-то посылал воздушные поцелуи И Вадим, не выдержав, воскликнул:
-Какое позорище! Вы же лицо такого уважаемого ведомства а ведёте себя, как кобелики вырвавшиеся на волю!
Тот кто начал эту катавасию поинтересовался:
Ты кто такой - проходящий?! Ну так проходи и не вякай, а то придётся записываться раньше времени на приём дантисту. Иди по хорошему, пока я тебе зубки не пересчитал.
-Не говори гоп — пока не перескочишь! - ответил  Вадим поднимая свой тренированный кулак на уровень чужого взора. Противник напрягся, сжимая и разжимая кулаки, а остальная братия заключила их в кру, сужая диаметр и подталкивая противников друг к другу, явно желая начала драки. Но тут с крыльца раздался командный голос:
-Отставить!
Вадим повернул голову на звук голоса — на крыльце стоял молодой человек явно старший по возрасту в звании старшего лейтенанта — видно их руководитель.
Молодой человек обратился он к Вадиму
— Простите моих охламонов — сегодня с ними происходит что то непонятное — с утра нарываются на скандал.
Вадим слегка наклонил голову как бы соглашаясь со старшим по званию.
А старший лейтенант продолжил теперь обращаясь к охламонам:
-Всё, терпение моё закончилось! И сейчас вместо завтрака у вас будут дополнительные занятия в спортивном зале. Направо! Бегом!
И вся ватага сорвалась в карьер. Руководитель взял под козырёк и отправился вслед за своими воспитанниками, а Вадим направился домой переживая в душе только что увиденное и услышанное, понимая что жизнь здешняя мёдом не покажется никому — ни курсантам, ни курсисткам.

Однако раскаяния в своём желании оказаться здесь во что бы то ни стало не испытывал хотя понимал, что сегодня ему ещё предстоит выдержать объяснение с родителями — Мария не приминет сообщить им, что старший брат, как видно умом тронулся, если решился на такой шаг, ведь она, если бы было можно, сломя голову, бежала из этого гадючника и даже не оглянулась, а он сам хочет сунуть свою голову в петлю. Как иначе можно охарактеризовать это решение? Мария давно для себя решила, что никакая любовь не стоит того, чтобы  поставить себя в такое унизительное положение полу-заключённых, полу-рабов, коими являются они.
Действительно вечером ему досталось по полной — не поддержал никто — даже отец на сей раз не понял его, А мать спросила:
-Зачем тебе учится лишних три года за два слова — международного класса? И после окончания МГУ ты можешь быть журналистом международником — диплом МГУ ценится не меньше,  чем диплом МГИМО.
 -Тут дело видимо совсем в другом? - предположила мать. - Причина такого решения девушка Лиза — я права?
Пришлось признаваться что он очень скучает по девушке и не может даже дышать, когда долго не видит её.
-Да, сын — дело швах — отреагировал отец. - Со мной было то же самое, когда я встретил вашу мать и полюбил её. Это тебе, видимо, передалось на генетическом уровне.
На этом проработка закончилась: родители решили, что старший сын уже достаточно взрослый, чтобы самому отвечать за свои решения.
Около недели Вадим собирал нужные документы и характеристики и мать очень обеспокоенными глазами следила за сыном параллельно старалась у дочери узнать как можно больше о её подруге в которую так неосмотрительно влюбился старший сын.
Мария как могла успокаивала мать уверяя её что Лиза не худший вариант для Вадима.
-Дочь — протестовала та — ты же понимаешь что даже если вы сможете выполнить задание возвращение домой может затянуться на года, а Вадим будет всё это время ждать Лизу и страдать. Какая мать пожелает такого своим детям?
- Мама, я ведь тоже буду там и вам всё равно придётся ждать как его так и меня! - протестовала Мария.
Но мать была непреклонна:
-Если бы я знала, что всё так обернётся, то никогда не пригласила бы Лизу в гости.
Отец ответил:
 -Чему быть — того не миновать мать! Не нужно жалеть — такова судьба нашего сына и через это ему нужно пройти.

И всё же Ирина Витальевна решила обрисовать сыну картину будущего чтобы он особенно не прельщался героической стойкостью и преданностью любимой девушке, обрекая себя на годы одиночества.
-У меня хватит сил мама и преданности! - заверил тот.
-Я ничуть не сомневаюсь в этом, сынок. - ответила мать. - Просто в отличие от тебя мне известно, что такое горечь одиночества и душевные страдания, когда не можешь даже увидеть дорогого тебе человека, и не день не месяц, а годы и годы. Никому не пожелаю этого,сынок — тем более своим детям!
Я еду Иран работать журналистом международником — мне уже обещана эта работа — ответил Вадим.
И Ирана Витальевна поняла что сын заранее предусмотрел именно такой выход из ситуации — поняла и удивилась предусмотрительности своего ещё сравнительно юного сына.
-Не такой уж он и безрассудный - констатировал отец когда узнал решение сына.
-Глупость! - ответила мать. - ты же жил там и знаешь, что ему нельзя будет видится с девушкой — не то общество не те традиции.
-Мама я всё понимаю, просто из двух зол выбираю меньшее. Без Элизабет  жизни не представляю.
Ирина Витальевнf неожиданно призналась что боится потерять их обоих в этой чужой и дикой стране. Увидев протестующий взгляд сына она добавила:
-Вы столько слышали рассказов отца, что вывод напрашивается сам собой. Кому то из вас нужно остаться!
-Прости мама мы не можем! - ответил, как можно мягче, Вадим, понимая что своим отказом разрывает сердце матери.
Мария тоже не понимала решение брата и потому спросила напрямую:
-Зачем это тебе нужно Вадим? Помочь ни Лизе, ни мне ты всё равно не сможешь — задание будет весьма специфическим — это ясно даже из поверхностного анализа. На что ты расчитываешь? Ведь Лизе даже о твоих чувствах ничего не известно — она не знает как к тебе относится.
-В этом вопросе ты могла бы помочь мне сестрёнка — ответил Вадим.
-Каким образом удивилась Маша. - Признаться вместо тебя в любви?!
-Просто намекнуть Лиз что люблю её больше всего на свете и готов для неё на всё.
-Даже на безрассудство? - попыталась съязвить девушка.
-В том числе!. - Вполне серьёзно ответил Вадим.
-Ну уж нет! - запротестовала Маша. -  В этом я не помощница — заварил кашу — сам её и расхлёбывай.
-Ну спасибо, сестричка — не ожидал от тебя такого ответа.
-Всегда пожалуйста, братец — кушай с булочкой!

После этого разговора Вадим решил открыть Лизе свои чувства опасаясь что его может опередить Олег Павлюченко вьющийся возле девушки, как назойливый шмель сверкая своим блестящим панцирем. понимая что редко какая девушка сможет устоять против такого блеска и напора.
С этого мгновенья он стал присматривать за этим блестящим и нахрапистым кадетом, ожидая от него любой подлости — особенно когда проводились совместные мероприятия: вечера отдыха, танцевальные вечера, подготовки к концертам не оставляя парня ни на минуту без внимания. Эта мера в дальнейшем позволила предотвратить очень плохое для Лизы последствие. Впрочем, пока это преждевременные сведения. Впереди объяснение между Вадимом и Елизаветой. Вадим решил что это объяснение не стоит делать в министерстве — слишком много заинтересованных и не очень дружелюбных глаз и ушей — лучше перенести его домой, когда сестра и Лиза придут на очередное занятие с отцом по языку. Что оно состоится вскоре юноша не сомневался так как шёл очень интересный  период, когда они вчетвером разрабатывали общение на разные темы — то втроём, то вдвоём, то все вместе. Темы различны — бытовые, жанровые, общественные, даже в какой-то степени интимные-особенно чувствительные и деликатные.
И каждая из тем имела свои нюансы, свои особенности и свои табу, на которые старший Самарский обращал особое внимание, ведь на малейшем несоответствии можно легко проколоться — а в результате лишиться в лучшем случае свободы, а в худшем — жизни.
-Прошу вас дети — обратился к своим слушателям мужчина — очень серьёзно отнестись к моим советам и предупреждениям — ваш педагог вряд ли знаком с такими мелочами которые должен знать каждый проживающий в Иране — всё более чем серьёзно — это может кому то из вас спасти жизнь. И, пожалуйста, доведите это до сведения остальных слушательниц вашего курса — вы все будете там под самым серьёзным наблюдением и будете отвечать друг за друга — это плохо когда посылается большая группа — мы проходили через это, хотя к нам отношение было более снисходительным — сами понимаете почему. В Иране мужчинам позволено то, что не позволено женщинам — это нужно знать твёрдо.

   Продолжение: http://proza.ru/2022/01/03/605