В глубинах норвежских фьордов

Вячеслав Прытков
                В   ГЛУБИНАХ   НОРВЕЖСКИХ   ФЬОРДОВ


« -  На  погруженье! – огневой  приказ, и  все  застыли  на  своих  постах –
Работа  погруженья  не  проста, а  впрочем, на  войне, как  на  войне:
И  риск  вдвойне, и  тяготы  вдвойне. Подлодка  уплывает  в  глубину,
Под  айсберги, в  подводную  войну, где  курс  её  насторожён  и  крут,
Где  может  стать  последним  каждый  фут!»
                Н. Журавлёв


Не  первый  год  Виктор  Фёдорович  Тамман  командовал  подводными  лодками. В  1940  году  он  был  назначен  командиром  на  новую  лодку  «Л – 20» - «Ленинец», построенную  в  Ленинграде. В  1941  году  эта  лодка, также  как  и  однотипная  с  ней  «Л – 22», совершила  переход  с  Балтики  на  север, в  Белое  море. Там  корабли  прошли  испытания  и  курс  боевой  подготовки, а  затем  были  включены  в  состав  Бригады  подводных  лодок  Северного  флота.

Эти  подводные  лодки  выходили  на  боевые  задания  поочерёдно: ставили  мины  в  открытой  части  моря  перед  фьордами, заходили  для  минирования  вглубь  их, под  самым  носом  у  врага, что  было  очень  опасно. Выполнив  постановку  мин, подстерегали  транспорты, производя  торпедные  атаки. Встречи  командиров  подводных  лодок  на  берегу  происходили  нечасто.
Поэтому, когда  В. Тамман  застал  до  выхода  в  море  командира  подводной  лодки  «Л – 22»  Валентина  Дмитриевича  Афонина, был  очень  рад  увидеть  своего  друга.
«Что, Валя – гренадёр? (Афонин  действительно  отличался  атлетическим  телосложением  и  высоким  ростом, за  что  и  получил  такое  прозвище). Теперь, наверно, посвободнее  тебе  в  отсеках  новой  лодки, а  то  привык  к  своей  «малютке»  (ранее  Валентин  служил  на  ней)  ходить  полусогнутым?»

«Да, Витя, лодка  действительно  большая, есть  где  развернуться. Да  и  повоевать  возможностей  побольше: ставь  мины, стреляй  торпедами, вступай  в  артиллерийскую  дуэль  с  надводными  кораблями, сбивай  из  зенитки  самолёты  врага.

«А  помнишь, как  ещё  на  заводе  внимательно  изучали  эти  лодки  при  постройке, когда  всё  делалось  прямо  на  наших  глазах, как  облазили  их  уголки, узнав  до  совершенства.»

«Узнать – то  узнали, но  ведь  этого  мало, сейчас  всё  будет  зависеть  от  экипажа, его  слаженности  в  бою.»

«Ты  прав, Валя. Наша  с  тобой  задача – обучить  его  воевать.»


Разговор  двух  командиров  был  коротким, Афонин  на  этот  раз  уходил  в  море, и  Тамман  пожелал  ему  удачи.


На  минах, поставленных  «Л – 20»  на  углубление, подрывались  вражеские  корабли. Лодка  совершила  шесть  боевых  походов  по  постановке  минных  заграждений. Удача  сопутствовала  ей  и  в  торпедных  атаках: потоплен  транспорт  «Муанса», затем – «Оттмаршен».
«Л – 20» ходила  на  перехват  немецких  линкоров  «Тирпиц»  и  «Шарнхорст», а  с  декабря  1942  года  по  январь  1943 – го, участвовала  в  прикрытии  союзных  конвоев  «JW – 51A», «JW – 51B»  и  «RA – 51».

Успешно  выполняла  боевые  задачи  и  «Л – 22». В  боях  с  врагом  росла  и  крепла  слаженность  экипажей  подводных  лодок, проявлялись  стойкость  и  мужество  подводников  Северного флота. В  этом  заслуга  командиров, которые  в  суровых  условиях  севера  прививали  им  такие  качества.


Немного  о  самих  лодках  типа  «Л» - классе  минных  заградителей, которые  в  двух  минных  трубах  имели  двадцать  больших  мин  со  сбрасывающим  устройством. На  вооружении  таких  лодок  было  шесть  носовых  и   два  кормовых  торпедных аппаратов, кроме  того –  100  мм  пушка  и  45  мм  зенитное  орудие, а  также  выносные  пулемёты. Впервые  на  лодках  устанавливались  бескомпрессорные  дизели.
Перед  войной  насчитывалось девятнадцать  лодок  типа  «Л». Их  главным  конструктором  был  Борис  Михайлович  Малинин.

2  января 2022  года                Вячеслав  Прытков