Независимость как пример бессмысленности

Игорь Вайсман
       С тех пор, как новоявленные оракулы «нового и передового» с начала 90-х годов принялись активно внедрять в массовое сознание свои «универсальные» ценности, независимость стала ассоциироваться с честностью, принципиальностью, смелостью, чуть ли не с героизмом. Однако стоит немного подумать, как она оборачивается полной бессмыслицей с большими претензиями, подобно многим другим либеральным ценностям.
       В самом деле, со времен Монтескье независимый суд почитается единственно правильным судом. Но суд априори зависим от закона, которому служит. А государственные законы, как показала историческая практика, имеют склонность меняться. Причем изменения вносят не судьи, а другие государственные служащие, мнения которых может с мнением судей и не совпадать.
       Или возьмем средства массовой информации. Известно, как гордится своей независимостью «Новая газета». Но она не может быть независимой от читателей, спонсоров, рекламодателей. Рядовые журналисты этой газеты в прямой зависимости от «отцов-основателей», и если их мнение не совпадет с мнением начальства, боюсь, им не поздоровится. Самое же главное – «Новая газета» в полной зависимости от либеральной идеологии, по сути являясь ее рупором на российских просторах, и потому несет не правду, а правду в преломлении кривого либерального зеркала.
       Тем же грешило и радио «Эхо Москвы». Но у его руководства хватило здравого смысла осознать, что навязывая слушателям «универсальные» ценности, они тем самым теряют значительную их часть.
       Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви Владимир Легойда в своей книге «Декларация зависимости» на целом ряде примеров показал, что независимым в существующем мире быть совершенно невозможно. Хотя он не отрицает того факта, что стремление освободиться от какой-либо зависимости нередко служило «двигателем материально-технического прогресса и источником социальных перемен».
       «Научно-технический прогресс значительно снизил нашу зависимость от природных условий и катаклизмов, – пишет Легойда. – Но он же предопределяет техногенные катастрофы. Достижения в области медицины позволяют нам чувствовать себя в безопасности (то есть быть независимыми) перед лицом многих болезней, которые в прошлом грозили человеку неминуемой смертью. Правда, выявляются новые, с которыми даже современная медицина справляется с трудом либо не справляется вовсе. А уровень развития техники приводит к тому, что в начале ХХI века она все чаще показывает человеку, кто в доме хозяин. Вряд ли кто-то будет не согласен с тезисом о том, что деньги дают независимость. Чем больше денег, тем больше возможностей и тем меньше ты зависишь от обстоятельств. Вместе с тем большие деньги непременно означают новую зависимость. Для кого-то это пресловутая страсть наживы, для кого-то – пристальное внимание криминала или государственных органов «финансовой опеки». Большие деньги начинают диктовать человеку образ жизни, круг знакомых и т.д.».
       Владимир Легойда делает общий вывод: «человек всегда стремится к независимости, более или менее успешно находит способы ее обретения и как правило попадает в новую зависимость». А вот христианская церковь, как он подчеркивает, напротив, абсолютно зависима. И главным образом, от Иисуса Христа. Христиане ценят свою зависимость и стремятся к ней. «Парадоксально – или, напротив, закономерно, – пишет Легойда, – именно такая зависимость делает нас совершенно свободными от любых иных видов порабощения».
       Этот вывод я бы дополнил применительно к атеистам, да и религиозным людям от этого хуже не станет. Поскольку быть независимым бессмысленно, нужно выбрать для себя такие зависимости, от которых выиграешь не только ты сам, но и окружающий мир. Зависимость от справедливости, правды, добра, здравого смысла, жизненной цели, внутреннего морального стержня, личной ответственности. А самое главное – зависимость от собственной совести.