Чёрная кошка Карельского фронта. 6

Евгений Пекки
6. Кошка на хвосте.
Перед очередным вылетом, при постановке боевой задачи командир эскадрильи истребителей рассматривал варианты, которые могут произойти в бою, особенностях местности, которую он сам знал досконально.
Гальченко щедро делился с лётчиками своей эскадрильи накопленным опытом, знаниями тактики противника. И сам он умел слушать, умел учиться у других. Ведь опыт приобретает каждый воздушный боец. И каждый опыт ценен. Командование дивизии поручило ему поделиться своим опытом боёв в печати. Так появилась  статья "О тактике противника в воздушных боях опубликованная в газете "Часовой Севера"  в сентябре 1941 года.  В ней  подчёркивалась необходимость правильно оценивать обстановку боя, знать ухищрения противника, разгадывать его замыслы. Статья с большим интересом обсуждалась всеми лётчиками.
После каждого воздушного боя Гальченко разбирал действия пар и каждого в отдельности, анализировал тактические приёмы противника. Если позволяло время и обстановка, наиболее важные задания проигрывались перед полётом. Лётчики заранее знали своё место в боевом порядке и проигрывали  в воображаемом полёте  действия в пути при сопровождении бомбардировщиков  или в воздушном бою.
Это давало свой результат. Соотношение потерь в полку и сбитых самолетов противника было значительно лучше, чем в других истребительных полках. 
Истребительному 145 полку командованием 14 армии ставились самые разнообразные задачи. Чаще всего это было сопровождение бомбардировщиков, работавших по нанесению ударов  по аэродромам и складам  противника. Главное было не допустить к ним истребители Люфтваффе и дать возможность выполнить задачу. Иногда главной целью ставились поддержка пехоты и штурмовка наступающего  противника. В этом случае так же эскадрильям определялись разные действия: одни штурмуют передний край,  работают по танкам и средствам ПВО,  другие их прикрывают от вражеских истребителей. 
Не раз Гальченко и его  товарищам по оружию приходилось приземляться на свой аэродром с пробоинами в крыльях и бортах от пуль  и осколков снарядов ПВО противника. Как правило, авиатехники, залатав и отладив боевую машину уже на утро докладывали о готовности её к полёту.
В один из таких дней, погладив зашлифованные заплатки на фюзеляже, и, глядя как техник закрашивает восстановленную обшивку на хвосте, комэска взял у него банку с белой краской  и нарисовал на хвосте своей  боевой машины кошку. Благо навыки от уроков рисования у него остались неплохие.
Замполиту полка, тут же доложили, что на ЛаГГ-3  у командира самой результативной эскадрильи  вместо красной звезды, которую положено наносить на хвостовое оперение, красуется кошка, изготовившаяся к прыжку.  Гальченко был вызван «на ковёр». Однако, когда посыльный за ним прибежал командир эскадрильи во главе группы уже взлетел на штурмовку врага.
Во время доклада о выполнении боевой задачи в кабинет командира полка вошел комиссар полка. Поздравив комэска-2 за отличную работу и возвращение всей группы без потерь, задал вопрос:
- А что это вы, товарищ капитан, нарушаете правила раскраски боевой техники?
-  Вы про звёздочки на борту?
- Нет, я не про те семь звёздочек за сбитые немецкие самолёты. Я про  отсутствие звезды на хвосте вашей боевой машины, вместо которой красуется кошка, да, говорят еще и с мышью, которую она ловит. Это что за нововведение?   Георгий Александрович, вы в курсе этого художества?
- Отвечайте, капитан, вам вопрос задан.
-  Лечу я, товарищ полковник, в полярном небе сопровождаю наших бомберов, а нам навстречу  желтоносые «мессеры». Я первому пошёл в лоб, а он, подлец, от боя уклонился, нырнул к земле и ушел из-под линии огня, а у самого морда леопарда  на  хвосте намалёвана. Значит, не простой летун в кабине сидел. Пришлось мне с ним покрутиться как кошке с мышью. Честно говоря, сбить он себя не дал, но и помешать нашим СБ  их склады разнести,   тоже не сумел. Вот я и подумал тогда: «Да что мы, хуже летаем?». Мне не раз встречались эти крутые парни из люфтваффе с тузами на борту или с мордами зверюг, а гонял-то я его, жаль скорости не хватило. Вот я и решил: пусть знают, кто здесь кошка, а кто мышь.
Командир полка захохотал.
-Ладно,    Алексей Артемьевич,  не хмурься. Ты же вчера представление на награждение этого сокола вместе со мной подписывал. Пусть со своей кошкой страху нагоняет.


24 сентября Гальченко и Миронов вылетели в район Луостари на свободную охоту. Они долго искали подходящую цель, пока не заметили вражеский аэродром. Решение созрело сразу: атаковать. Лишь только наши самолёты стали приближаться к аэродрому, как заработали вражеские зенитки.

- Бери зенитки на себя, - скомандовал Гальченко своему напарнику Миронову. - А я тем временем ударю по аэродрому.
Миронов тут же спикировал на батарею зенитной артиллерии, ударил по ней из всех огневых точек. В это время Гальченко пронёсся над стоянкой вражеских самолётов и зажёг несколько Ме-109.
Уже к концу сентября 1941 года командир эскадрильи 145-го истребительного авиаполка капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил лично 7 вражеских самолётов. Лётчики его эскадрильи совершили 860 самолётовылетов, выполняя различные задачи. За это время в 76 воздушных боях ими было  сбито 26 самолётов противника.