А зори здесь волчьи

Алексей Мирончук
Когда я рассказал своему старому другу и, безусловному мастеру зверовых охот, Сергею, ту историю, которую собираюсь поведать и вам, первое, что я услышал от него – «Ха! Ты забыл мой совет! - идешь на зверя – не думай о нём, а тем более не говори об этом вслух! Убедился?!» Пора уже мне прислушаться к его поучениям, а не ухмыляться снисходительно, улавливая в них лёгкий налёт мистики и ненавязчивого антропоморфизма навеянные книгами то ли Арсентьева, то ли Моуэта.

Сегодня я, честное слово, не собирался ни на медведя, ни на волка. Поднявшись задолго до рассвета выехал за город половить щеглов и выбрать парочку красномордых для утешения себя любимого долгой зимой. Мелкую – свою верную мелкашечку в калибре 5.6 мм, а в ныне принятой классификации 22 LR, я не оставил скучать в сейфе, - взял выгулять больше по привычке, чем с какой-то специальной надобностью. Собственно, тепловизорная «гляделка» и кричащий раненым зайцем «Предатор», входили в комплектацию моей машины на правах завсегдатаев, на ровне с запаской, набором ключей и аптечкой.

Проезжая по единственной, но асфальтированной и по городскому освещенной улочке хутора, растянувшегося вдоль неторопливо текущей среди тростников степной речки, я вспоминал как в былые времена сотенное стадо «свийских» коров, поднимая клубы дорожной пыли неторопливо разбредалось здесь по своим дворам, лениво пощипывая ковер спорыша по обочинам, доедаясь перед вечерней дойкой. Несмотря на то, что для сельской местности этот час считается далеко не «ранним утром» и в современных коттеджах, и в стареньких домишках редко где светились окна - «Зажил народ!» - незачем вставать «с петухами», управлять хозяйство или спешить на вахтовый «Пазик», развозивший доярок и скотников по фермам. Не стало колхоза, нет и ферм. 

Ан нет, вот смотрю мощный светодиодный фонарь, озаряет новенький загон на территории много лет пустовавшего коровника. Пара десятков бычков дремлет неприкаянно под искусственным солнцем. Кто-то предприимчивый решил возродить животноводство. «И правильно, что не овцеводство!», - рассуждаю про себя, вспоминая недавно где-то прочитанное мнение о том, что переход от выращивания крупного рогатого скота к овцам – шаг к упрощению, экстенсивности труда, а значит и к деградации общества в целом, возврат к кочевому образу жизни.

Свернув с улочки на проселок, понимаю, что поторопился с выездом – темень непроглядная, спешить некуда. Съезжаю с дороги в разрыв полезащитной лесополосы, чтобы осмотреть окрестности в тепловизор – почему бы не попытаться выманить лисицу или шакала истошными воплями «Предатора»? Зверьё за ночь обгулялось, чувствует себя уверенно, вдруг кто-нибудь прибежит.

Заглушив двигатель, сижу в машине, привыкаю к темноте. Расчехляю карабин, мягким щелчком вставляю, кажущуюся игрушечной обойму с пятью резаными крест-накрест для усиления убойности патрончиками – мои «колхозные» опыты с релоадингом, (тьфу, назовут же благое дело!),- которым с незапамятных времен занимались многие владельцы охотничьих мелкашек. Бережно устанавливаю оружие на капот, поднимаю на удобную высоту обрезиненные ножки китайских а-ля «Харрис», плавно отрабатываю затвором и включаю предохранитель.

После не хитрых приготовлений активирую тепловизор. На озими перед коровником, до которого не больше 300 метров, как не странно, ни одной живой души. Перехожу на проселок, а там, на поле с оставленными в зиму парами, россыпь ярко светящихся теплом точек. Регулирую резкость и ошалеваю от картины, которая в наших краях характерна для конца января – в одном месте «хороводят» не меньше десятка русаков, а это ни что иное как заячья свадьба, а ведь сегодня 8 декабря! А чему удивляться если градусник днём показывал + 20?!

Низкая облачность по всей округе подсвечена электрическим заревом станиц, фермерских усадеб, теплиц. Тишина, разбавлена криками хуторских петухов и шумом недалёкой трасы – сквозь придорожную лесополосу, мелькают огоньки фар. Забыв о манке, наблюдаю за заячьими игрищами. В посадке, шурша опавшей листвой, шмыгают «светлячки» - в этом году не только обилие зайцев, но и их пищевых конкурентов – мышей. Не перестаю восхищаться тепловизором! Сколько интересного и ранее скрытого от человеческих глаз узнаёшь благодаря этому прибору! Вряд ли ошибусь, если предположу, что изобретался он в первую очередь не для охоты.

Чуть заметной полоской на горизонте улавливается заря. Берусь за дело - выдуваю манком терзающий заячьи души крик их раненного собрата. И снова обращаюсь к «голубому экрану» теплоглядеделки. Ушастое племя ненадолго замерло в напряженных позах, прислушалось и вновь занялось своими насущными заботами. Вокруг меня с щелканьем закружила сова, привлеченная интригующими звуками. Выждав немного, возвращаюсь к машине. На капоте в агрессивной стойке застыла Мелкая, обвешанная китайской трубой и китайским же фонарем.

Без особой надежды вновь возбуждаю дисплей тепловизора, осматриваю по-прежнему пустующую озимь и в изумлении вижу, как у стен коровника, мимо которого я только что проезжал, словно из ниоткуда появляется яркий и огромный, по сравнению с заячьим, силуэт хищника! Вслед за ним в объектив «заплывает» другой такой же монстр. Включая режим видеозаписи, я уже понимал, что на мой манок повелись те самые, о которых нельзя говорить в слух, ни до, ни вовремя охоты! Но я все же не удержался и прохрипел - «волчары!», сам не узнав свой вдруг изменившийся голос.

«Кино», которое я в этот момент снимал напомнило мне эпизод из художественного фильма «А зори здесь тихие», когда старшина со своими бойцами – девчатами, затаившись у реки следили за крадущимися на противоположном берегу фрицами, с нарастающей тревогой считая очередного появившегося в поле зрения фашистского диверсанта. Так и я, ошеломленный, прилипнув к окуляру расширенным, в том числе от удивления зрачком, наблюдал как за вторым волком выходит третий, за ним четвертый, за четвертым пятый…

Освещение улицы, очертания жилых домов, корпуса фермы, «искусственное солнце» над загоном - вот тот антураж, который придавал сюрреализма уверенному поведению «синантропной волчьей группировке», как окрестил подобное явление в своей монографии А.Н. Кудактин. Признаться, я на какой-то миг засомневался - реальная ли это картинка или рожденная моим воображением. Если бы сорок лет назад, когда я только начинал охотиться, кто-то сказал мне, что стаи волков будут безбоязненно рыскать по околицам наших хуторов и станиц, я бы, ответил, мягко говоря - «Не верю»! На, вот, получай - «Фома не верующий»!

Тем временем, один из членов «грозной пятерки», (выглядела это группа совсем не добродушно), отделившись от коллектива направился в мою сторону. По опыту предыдущих охот знаю, с какой, достойной ювелира погрешностью, хищники пеленгует точку из которой прозвучал заинтересовавший их звук. Вот и сейчас, судя по поведению не этого года «выпуска» кобель, шел прямо на меня, не торопясь, я бы сказал вальяжно. Чувствовалось, был он переполнен уверенности в том, что легко разберется с хамом, позарившемуся на принадлежащую только его стае зайчатину. Не знаю, почему, но я не прекратил видеосъёмку даже тогда, когда до волка оставались уверенно пристрелянные из моей «Чезетки» 75 метров! (Это я потом уже днём промерил дальномером).

Калибр 5,6 мм, конечно же далеко не «волкобойный», но в умелых руках, способен остановить любого четырехлапого, соизмеримого по массе с волком, нанеся ему урон не совместимый с его жизнью. Важно отработать выстрел спокойно, не суетясь, как в тире «по бумаге». Уложив экспансивную пульку по нужному месту, без отрыва от точки прицеливания, можно с большой долей вероятности рассчитывать на успех. У меня, без ложной скромности, получалось управлять этим «микрохирургическим инструментом».

Рассчитывал ли я на успех? - затрудняюсь ответить. Мне кажется я просто «заигрался» в кинооператора. Теперь я понимаю людей, которые снимая процесс охоты, зачастую забывают об оружие! Вспомнил я о карабине только после того, как зверюга неожиданно скрылся в лесополосе.

Оставшаяся четверка, держась на значительном удалении, продолжала пристально смотреть в мою сторону. Подозревая, что вот-вот наступит развязка - меня учуют или идентифицируют в зачинающемся рассвете, я решил подстегнуть интерес одиночки, зашедшего в лесополосу и выманить его на чистое.

У моего «Предатора» имеется ещё одна «фишка» - им можно издавать звуки, отдаленно напоминающие писк косулёнка. До сих пор пытаюсь понять почему после этого писка, волки тут же сорвались и стелясь по озими стали уходить от меня? Возможно, будь на моем месте кто-то другой, с более убойным калибром с соответствующей оптикой, он смог бы остановить одного – другого хищника. Я, естественно, об этом даже не помышлял. Но, у меня «в запасе» оставался еще один зверь! Где он, я по-прежнему не знал, всё же надеясь, увидеть его ещё раз.

Выскочив в туже секунду на махах из лесополосы, он не дал мне шанса поймать хотя бы блеск его глаз в зеленом свете подствольного фонаря. Безуспешно я пытался уловить его в окуляре дешёвой китайской оптики. Вновь взяв в руки тепловизор, я увидел вдалеке силуэты уходящей гуськом волчьей стаи. Вместе с ней уходила ещё одна подаренная мне богами возможность открыть личный счёт в моём долгом, но чертовски захватывающем поединке с этими потрясающими хищниками.

За две минуты «наедине с волками» я наверно не дышал и вместе с скопившемся в лёгких углекислым газом выдохнул сгусток накипевших эмоций. Меня словно «догнало» после только что выпитой стопки доброй чачи – обдало изнутри приятным теплом и неудержимо потянуло на разговоры - так и порывало незамедлительно позвонить кому ни будь из друзей и рассказать о своей удаче. Кто-то скажет, что отпустить подставившуюся волчью стаю без выстрела – сомнительная удача, я спорить не буду, в какой-то мере он будет прав. Обуздав всё-таки свои душевные порывы, я благоразумно не стал никого беспокоить. Когда рассвело, сфотографировал волчьи следы, скачал через «Стрим вижен» отснятые кадры, чуток осмыслил произошедшее.

Весь день прошел под впечатлением этого приключения. Раз за разом я с упоением пересматривал кадры съемки. Не единожды рассказал в мельчайших подробностях историю с волками всем, кому это было интересно и не очень. Те, кому «не очень», в частности моя дорогая супруга, с ужасом смотрели на кадры «волчьей зари» и изрекали примерно одно и тоже: "И как тебе не страшно было?!". Кому было интересно, например, как мой старый друг Сергей, выпытывали мельчайшие подробности, которые могут интересовать только профессионалов.

Ночью я не спал, а вместе со своим товарищем, вооруженным уже специальным карабином со специальной оптикой, «термовизировал» окрестные поля. Увы. Не помогли ни набор кричащих, пищащих, блеющих и тому подобных манков, ни ваба, мастерски исполняемая напарником, в расчете на ответную агрессивную реакцию хозяев территории. Кроме лисиц, шакалов и многочисленных представителей заячьего семейства в поле зрения так никто и не появился. Пожалуй, слишком много разговоров было перед этим о волках, а волки, как вы помните, не любят этого.