Большое видится на расстоянии

Михаил Кедровский
       «Их вражда, столь незначительная и по-детски мелочная в своих истоках, но затем, через кровавые усобицы и жесточайшие смуты приведшая к тирании и полному расстройству дел в государстве, показывает, сколь мудрым и сведущим в общественных недугах человеком был Еврипид, который советовал остерегаться честолюбия, как демона, самого злого и пагубного для каждого, кто им одержим». Цитата взята мною из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

       Речь идет о Марии и Сулле -- лидерах двух соперничавших коалиций Древнего Рима периода поздней республики. Первую называли «партией популяров», вторую – «партией оптиматов». Их кровавая борьба велась не только на Форуме, где располагались сенат и народное собрание, но и по всей стране и даже за ее пределами. Именно тогда, в начале первого века до Рождества Христова, появилось грозное слово «проскрипции». Это были вывешиваемые на стендах списки на уничтожение для неугодных, чаще всего богатых людей. Целью этого целеустремленного политического террора были, прежде всего, захват собственности и ее перераспределение от наворовавших к желающим встать на их место. Доносительство зашкаливало, доносчикам полагалась значительная часть имущества репрессируемых, но доносчиков ждала та же участь.

       Гай Марий (156–86 до н. э.) родился в небогатой провинциальной семье, а Луций Сулла (138–78 до н. э.) происходил из обедневшей столичной аристократии. Оба достигли необычайного жизненного успеха, непостижимо высокого положения и огромного политического влияния за счет собственных усилий. Оба, что важно в эпоху революционных перемен, не были убиты, умерли своей смертью.

        Между тем уверять, что их амбиции, их личная вражда привели к крушению Римской республики, сегодня мало кому придет в голову. Невиданный рост общественного благосостояния, невиданный рост благополучия граждан и неграждан, всего населения Древнего Рима, связанный с ограблением после падения Карфагена остального существовавшего тогда мира, имел неизбежные негативные последствия. Знать обмельчала, ее место заняли многочисленные выскочки из низших слоев, происходило чрезмерное обогащение ничтожеств, народ обленился, образование просело. Всё это сдабривалось проникновением на территорию Града на семи холмах миллионных эмиграционных потоков.

       «Хлеба и зрелищ» был лозунг праздного сброда, который еще недавно   защищал в качестве народа, в качестве патриотов под руководством Мария и Суллы Апеннинский полуостров от нашествия варваров из Ютландии.

       «Большое видится на расстоянии». Эти слова по историческим меркам не так давно были сказаны Сергеем Есениным. Мы пока толком не разглядели, как устроены сами по себе развитие и деградация, идущие рука об руку. Мы пока толком не знаем, способен ли человеческий разум преодолеть сумятицу в головах или нечто выше человеческих разумений господствует над вселенной.

       Конечно, всё, что нам предстоит, уже некогда было, однако всегда остается надежда на то, что когда-либо будет найден выход из замкнутого круга.

31.12.2021