Чёрная плесень

Любовь Матвеева-Поротикова
 
       «Ученья корень горек, да плод сладок»,
       «Ученье – свет, неученье – тьма»(русск. пог)

       Я примчалась из библиотеки, помыла руки,  рухнула на диван, открыла книжку, и с головой погрузилась в мир Голсуорси - атмосферу конца девятнадцатого века: Лондон, район Гайд-парка, знакомое семейство...  Что-то захотелось перечитать "Сагу о Форсайтах!... 
       Звонок в дверь! Я с досадой возвращаюсь к реальности, встаю, открываю. Это Денис, сын моей соседки со второго этажа, Нины. На моих глазах вырос! Был таким невинным мальчиком, потом повзрослел, женился, бросил жену с ребёнком, и превратился в демона!
        Пьяный, он мучил мать, которая сбегала ночевать к соседке. Мучил свою собаку, которая выла днём и ночью. Бросался на людей – ударил моего мужа, к которому иногда обращался за помощью, за деньгами в долг. Потом чуть не задушил соседку! Обманывал таксистов – разъезжал подолгу без денег, а потом скрывался, не расплачиваясь. Однажды они устроили у нашего подъезда манифестацию – съехались много машин и гудели – его уже знали...  Бедная мать  Нина в тот раз заплатила. А зачем она назвала сына в честь бога вина и веселья – Дионисия? 
        Потом парень каким-то образом очухался, бросил пить, сам стал таксистом, нашёл подругу, и они уехали в деревню – тут недалеко от города. Завели хозяйство, даже лошадей стали держать, продолжал таксовать. Иногда бывал у матери, которая, конечно, за всё его простила, но бесследно поведение сына для неё не прошло, заболела...
           Однажды я видела, как прямо перед моим окном, у него в машине под капотом вспыхнул огонь, машина загорелась – прямо вот так, ни с того, ни с сего,  пустая машина! Минута – и вся она была охвачена огнём!  Выскочил Денис, вызвал пожарных...
            Потом Нина умерла – совсем рано... Денис стал сдавать квартиру за неплохие деньги. Квартиранты беспокойные. Это молодая семья с двумя маленькими детьми.  У них часто бывают гости, а то сами ездят к друзьям с детьми и возвращаются за полночь. По вечерам и в первую половину ночи жена орёт благим матом на детей и на мужа, вместо того, чтобы заняться с ним делом, а потом спать, как убитая. Нет, сами не спят, и детям не дают!  В первом, а то и во втором часу ночи криком кричит грудной ребёнок. «Я есть хочу!» – кричит на мать и старшенькая, Ирочка, которая ходит в первый класс. Она бойкая девочка, и умеет постоять за себя. Мать что-то кричит ей в ответ.  Окна открыты нараспашку, и перебранку слышно во дворе. А утром Ирочка идёт невыспавшаяся в школу, в первый класс...
            Теперь владелец квартиры Денис - это высокий мужчина за сорок, с нездоровым цветом лица. Он приезжает раз в месяц за квартплатой. И вот он стоит на пороге:
             - Тётя Люба! – говорит он мне. – Что делать? Посмотрите, до чего квартиранты довели квартиру! – и показывает на телефоне  чёрные углы и чёрный потолок в своей квартире, они покрыты плесенью. – Никогда же такого не было! Что это? Может, мать на том свете не хочет, чтобы я сдавал квартиру чужим людям? – искренне недоумевает он.
            - Давай рассуждать здраво, мистика тут ни при чём! – предлагаю я, и сначала сама недоумеваю: ни у кого в подъезде, как и у меня,  отродясь такого не  бывало! – Плесень бывает от сырости, значит, у них очень сырой воздух! А чёрная плесень вообще очень страшная штука – она не только на стенах, она в воздухе! Это – грибок Кандида! Например, рак – это и есть дрожжевой грибок Кандида! В последнее время гриб активизировался, чёрная плесень набрасывается на людей, поражает органы и пожирает! Людям вырезают носы, языки, щёки, интимные органы! Грибок теперь не только в вашей квартире, он – и в воздухе в подъезде! И всё это – исключительно от сырости, больше не от чего! – ставлю я окончательный вердикт.  - Значит, не проветривают... Раньше у них всегда были окна открыты - и плесени не было. А теперь зима, холодно, в квартире маленькие дети, стирка, готовка... И почему им не подскажет мать, которая часто у них бывает? – недоумеваю я.
             Денис возвращается к квартирантам, а я  возвращаюсь  на свой диван. Беру в руки пожелтевшую от времени книгу, смотрю на первую страницу под обложкой: я первая читательница! Заглядываю на последний лист - издана в 1982 году в полумиллионном количестве экземпляров! С тех пор её никто в руки не брал, кроме библиотекаря и меня... Обидно... А ведь она способна подарить столько наслаждения! Открываю книгу, и на машине Времени снова попадаю в Англию конца девятнадцатого века. До чего чудесная вещь – КНИГА! Она позволяет не только перемещаться по миру, но понимать, что происходит вокруг! А Денис ни одной книжки не прочитал, как и его квартиранты – уверена я.
              Вечером выхожу прогуляться и прогулять кошек. Мороз! Поднимаю глаза на окна нашей пятиэтажки – у кого стёкла сухие, у кого замороженные, а со стёкол бывшей Нининой квартиры внутри стекают ручьи конденсата! Я вспоминаю о том обстоятельстве, что мать квартирантки Аня, которая  живёт в соседнем подъезде, очень больна, хоть совсем не старая, и даже ходит уже с тросточкой. Врачи недоумевают – что с ней? Что-то с лёгкими. Обхожу дом, нахожу окна Анны – та же картина: со стёкол стекают потоки испарины!.. Неужели её пожирает чёрная плесень?.. Надо с ней поговорить, хоть она перестала со мной здороваться после того, как я ей открытым текстом, при дочери, сказала, что та её доконает своим поведением.
               Как страшно – оказывается, невежество не только предосудительно, но может стать причиной смерти...

               На фото мои книги, изданные в бумажном варианте. И шесть - в электронном...