О народных преданиях и магии

Иван Сущенко-Званный
Слово о полку Сказочном.
Как будто дремучая древность вдруг всплыла передо мной, как сказочная чудо-юдо рыба-кит, вся поросшая непроходимым лесом, где водятся лешие, в болотах живут кикиморы и пляшут по ночам блуждающие, манящие болотные огни. Всплыли в памяти рассказы бабушки о том, что в нашем лесу есть лесовик, его можно увидеть висящем на ветке. Если ты не побоишься и подойдешь к нему, дотронешься, то он рассыплется кучей золотых монет. Поля вокруг дремучего леса поросли желтым житом, и в нем затаились полевые росалки, голые и с распущенными волосами. Они поджидают проходящих мимо мужчин, нападают на них и защекочивают насмерть. А в селе, приютившемся рядом с лесом, живут не только обычные люди. По ночам там летают ведьмы в ступе, колдуны что-то варят в своем волшебном котле, а в хатках на краю села живут бабушки-знахарки, у которых по стенам развешаны пахучие травы и грибы.
Мир этот не умер, оказалось, он просто нырнул глубоко в окиян-море, где-то затаился, от него иногда исходило таинственное сияние, которое прорывалось через народные сказки, рассказы бабушек и дедушек, древнесусские тексты, упоминающие о Даждь-Боге и Велесе. Гром в детстве напоминал нам о грозном Перуне, который парил в облаках и бросал на землю быстрые молнии. Летом, когда мы жгли костры на берегу Сейма, вместе с нами через огонь прыгал Иван Купайло, мы видели его туманный облик в языках пламени и в отблесках зари на воде. Кто-то при этом объязательно рассказывал о цветущем папоротнике и его колдовской силе. А перед Новым годом возле елки этот забытый мир вдруг давал о себе знать Дедом Морозом и Снегурочкой. Нам в детстве казалось, что в него превращался наш родной Дюдя, о котором все время упоминала мама, кутая наши руки и лицо, когда в январе мы выбегали на улицу: «Надинь рукавыци, а то Дюдя заморозэ».
В этом мире по ночам в темном уголке за печью жил странный домовой. Иногда он мог и днем выть в трубе, попугивая и напоминая о себе. Из сказочных стран прилетали к нам и Божьи птицы – ласточки и чорногузы. Из упоминай взрослых мы знали, что Бог превратил в чорногуза человека, и нельзя убивать ни его, ни ласточку, потому что Бог поставил ласточку дом стеречь, а чорногуза – потому что это человек, он исполняет волю Бога, жаб да змей собирает и всякую нечисть.
Весь этот мир, наполненный магией и волшебством, чудесами, таиственными и страшными превращениями, вдруг всплыл и предстал перед глазами, пока читал тексты заговоров,написанные в тетрадке женским почерком. Их совершенно случайно нашел в заброшенном сельском доме. Оказалось, что мир этот жив, никуда он не утонул, не растворился в океане прошлого, он просто все время прятался в потаенных уголках нашей нынешней жизни. И всплывает он в сознании любого русского стоит только рассказать ему былину об Илье Муромце, или сказку о мече-кладенце, Бабе-Яге и Кащее Бессмертном. И сразу же выветриваются в душе русского весь иноземный флёр и пахнет русским духом...