Реинкорнация

Юрий Елхов
(литературный сценарий игрового фильма)

   История эта основана на подлинных событиях, связанных с шотландским мальчиком из Глазго, который помнил свою прошлую жизнь. 
               
 
   Дом Марии.

   Мальчик играет с игрушечной черно-белой собачкой. Дергает ее за уши и смеется. Он подносит собачку к лицу и говорит ей:   
   - Привет! Меня зовут Ярослав.

      Дикторский текст:
   «Пятилетний Ярослав помнит свою прошлую жизнь на маяке, на отдаленном тихоокеанском острове «Шпанберг», на мысе «Край света», который находится на расстоянии более 7 000 километров от его дома в Минске».

   Ярослав продолжает общаться с собачкой:
   - Я жил в белом доме у маяка на «Краю света» с мамой, папой, братом, сестрой и такой же, как ты собачкой.

   Улицы Минска. 
   Мария подходит к высотному дому. Заходит в фойе. Поднимается на лифте.
   Выходит в просторный коридор и останавливается у двери кабинета.
 На двери табличка: «Борис Петрович Дементьев. Психолог».

      Дикторский текст:
   «Мать Ярослава Мария обратилась к известному белорусскому психологу Борису  Петровичу Дементьеву. Мария надеялась, что у него найдется рациональное объяснение этому феномену».

   Кабинет психолога.

      Мария:
   - … Он говорит: «Я жил на «Краю света», потом упал. И вот, я у тебя. Там была высокая скала. Я с нее свалился, когда собирал цветы для мамы».

      Психолог:
   - Многие дети говорят, что помнят свою прошлую жизнь. Это очень распространенное в мире явление.

      Мария:
   - С двух лет, Ярослав рассказывал мне эту историю. Со временем история не менялась. Только обрастала подробностями.
   Сначала я подумала, что он фантазирует. Откуда он может знать о мысе «Край света» на острове «Шпанберг»? На острове этом никто из нас не был. Мы никак с ним не связаны.

   Дом Марии.
      Ярослав (говорит Марии):
   - Мое любимое место на «Краю света» – это каменистый пляж на берегу океана. Я брал туда собаку и играл с ней. Брат и сестра тоже с нами играли.

   Кабинет психолога.

      Мария:
   - Он говорил: «Мой дом, это «Край света».

   Дом Марии.

      Ярослав:
   - С маяка был виден большой океан и маленькие корабли.

   Кабинет психолога.

      Мария:
   - Он говорил: «Это был большой океан и по нему плыли маленькие корабли».

   Дом Марии.

      Ярослав:
   - На «Краю света» много места, но людей и домов очень мало. Поэтому у меня там было мало друзей.

   Кабинет психолога.

      Мария:
   - Однажды я сказала, что мы полетим на «Край света» и Ярослав ответил: «Я покажу тебе свой дом и маму. Покажу маяк и остров. Сестру и брата. И свою черно-белую собаку».

   Дом Марии.

      Мария:
   - Познакомишь меня с твоим папой?
      Ярослав:
   - Нет.
      Мария:
   - Почему?
     Ярослав:
   - Он умер.
      Мария:
   - Умер?
   Ярослав утвердительно мотнул головой.

   Кабинет психолога.

      Мария:
   - Он сказал: «Был холодный ветер. Папа чинил крышу, заболел и умер».

      Психолог:
   - Ярослав помнит имя своего отца?

   Детская комната в доме Марии.

      Ярослав:
   - Папу звали Павел Зеленский.

      Мария:
   - Павел Зеленский?

      Ярослав:
   - Да.

      Мария:
   - Расскажи мне еще о нем.

      Ярослав:
   - Папа зажигал маяк.

      Марина:
   - И он умер?

   Ярослав утвердительно мотнул головой.

   Кабинет психолога.

      Мария:
   - Друзья тоже слышали эту историю. Соседка Анна знает Ярослава с рождения. Ее сын Антон растет вместе с ним. Им было по два года, когда Ярослав стал рассказывать о семье с «Края света».

   Дом Анны.

   В комнате Анна, ее сын Антон, Ярослав и Мария.

      Ярослав:
   - У меня там были брат, сестра и друзья…
      Анна:
   - У тебя там были друзья?

   Ярослав утвердительно мотнул головой.

      Ярослав:
   - Очень мало.

      Анна (Марии):
   - Дом и друзья на «Краю света». Ярослав убежден, что у него была другая семья.

      Анна:
   - Как звали твоего папу?

      Ярослав:
   - Павел Зеленский. Он заболел и умер.

      Анна (Марии):
   Он повторяет всегда одно и то  же. Мне кажется, что он не фантазирует.

   Кабинет психолога.

      Мария:
   - Мой брат Андрей Луценко, дядя Ярослава, сначала считал рассказы племянника фантазиями, но со временем их становилось все труднее объяснить.

  Дом Марии.

  В комнате Мария, ее брат Андрей и Ярослав.

      Ярослав:
   - У мамы были длинные волосы. Она их отрезала и продала, чтобы купить козу. Она поила меня горячим козьим молоком, когда я болел.

      Андрей (Марии):
   - Он настаивает на одном и том же. История всегда одна и та же, но за три года он ни разу не ошибся. По его лицу видно, что он в нее искренне верит.

   Кабинет психолога.

      Мария:
   - Он говорил: «Я был с той мамой до тебя». Потом добавил: «Тебе бы она понравилась. Она хорошая!» Однажды я в шутку спросила: «Ты любишь меня или ту маму?» и он ответил: «Люблю обеих». Я думала, он скажет меня, но нет (смеется).

      Психолог:
   - Вы думаете, он любит ее больше, чем вас?

      Мария:
   - Не знаю. Но он все время говорит о маме с «Края света». Он так скучает по ней, что это превращается в настоящую проблему.
   Однажды он был в садике и очень загрустил. Он сказал, чтобы его забрала не я, а та мама и слезы лились из его глаз. И он повторял: «Я должен поехать на «Край света». Я должен! Моя семья скучает по мне». Что делать в таких случаях? Что говорить?

      Психолог:
   - Я убежден, что очень часто мы имеем дело с ложными воспоминаниями. У детей богатое воображение.

      Мария:
   Я верю, что Ярослав не фантазирует, что он на самом деле знает остров «Шпанберг» и маяк на мысе «Край света». Но не знаю откуда. Это меня обескураживает. Есть ли там такой дом и маяк на самом деле? Что вообще все это означает? Хотелось бы мне знать.

      Психолог:
   - Сегодня нам доступно телевидение и интернет. Как вы думаете, он мог увидеть что-то по телевизору? Какую-нибудь передачу о путешествиях?

      Мария:
   - Я не говорю, что это не возможно. Но я никогда не видела мыс «Край света» по телевизору. Я пытаюсь вспомнить смотрел ли Ярослав телевизор без меня. Но нет, я такого не припомню.

      Психолог:
   - Может быть, кто-нибудь рассказал Ярославу про жизнь на маяке, а потом уехал. Возможно такое?

      Мария:
   - Это не возможно. У нас узкий круг знакомств. Понимаете, я уверена на все сто процентов, что никто из нашего окружения ни говорил про мыс «Край света» на острове «Шпанберг». Я спрашивала у всех своих родственников – никто из них не связан с этим островом. Никто там никогда не был.

      Психолог:
   - Возможно, это исходит не от семьи. Он мог услышать про «Край света» из каких-то других источников. Но конечно я допускаю, что здесь происходит что-то весьма необычное и для меня необъяснимое.

   Улица в Минске.

   Мария в автобусе.

      Дикторский текст:
   «После посещения психолога, у Марии появилось еще больше вопросов. Может быть, это действительно фантазия Ярослава? И она отправляется к детскому психологу, специалисту по детским фантазиям».

   Кабинет детского психолога.

   Мария на приеме у психолога.

      Детский психолог:
   - … Это очень интересно. Особенно то, как он описывает свой мир. Потому что дети обычно описывают воображаемых друзей и воображаемые миры совсем иначе. Он говорит, что все это правда.  А даже маленькие дети так не делают. Они называют своих воображаемых друзей «мои невидимые друзья». Дети всегда чувствуют, что управляют своими мирами. Они определяют сами, что там происходит. А Ярослав этим миром не управляет. Есть определенная схема, и случай с Ярославом в эту схему не вписывается.  Я думаю, вам нужно обратится к другим специалистам, и узнать  их точки зрения, чтобы выяснить, что происходит с вашим ребенком на самом деле.

   Улица в Минске.

   Мария в трамвае.

      Дикторский текст:
   «Вывод детского психолога убеждает Марию в том, что рассказы Ярослава о жизни на мысе «Край света» необычны. Они не похожи на воображаемые миры других детей, потому что он убежден в их реальности. Но он такой не один. За последние сорок лет стало известно о двух с половиной тысяч детей, которые утверждали, что помнят  свою прошлую жизнь.
   Недавно в Минске был создан независимый Центр по расследованию этих явлений. Психоаналитик Дмитрий Зайцев руководит исследовательским отделом этого Центра. К нему и направляется Мария».
 
   Кабинет психоаналитика.
   Дмитрий достает из сейфа папку с документами (рисунки, фотографии, страницы с текстом). Подходит к столу. Раскрывает папку и кладет на стол.

      Дмитрий:
   - Это мировой феномен. Он происходит в семьях, где верят в реинкарнацию и в тех, где в нее не верят. В некоторых случаях воспоминания детей подтверждаются. Таким воспоминаниям свойственно постоянство и множество подробностей. Дети обычно начинают говорить об этом очень рано – в два, три года. Одни просто констатируют факт, а другие проявляют много эмоций, описывая свою прошлую жизнь, и скучают по прошлым семьям. Одно из самых известных исследований связано с мальчиком из Америки.

   Дмитрий извлекает из папки несколько фотографий и детских рисунков, и передает их Марии.

      Дмитрий:
   - Это очень интересный случай. Мальчик утверждал, что был собственным дедушкой. Он сказал, что Бог прислал ему приглашение вернуться. Думаю, вот этот его рисунок и есть то самое приглашение.

   Эту картинку нарисовал мальчик Гастелло. С самого детства он убежден, что в прошлой жизни был своим собственным дедушкой. Сейчас Гассу 10 лет. Когда ему было полтора года, его отец менял ему памперс. Вдруг он посмотрел на отца и сказал: «Знаешь, в твоем возрасте я тоже менял тебе памперсы». Это было так странно и неожиданно.

   Гасса назвали в честь дедушки. Полное его имя Август. Дедушка умер за год до рождения Гасса. Так что они никогда не виделись. Но Гасс убежден, что он и есть дедушка Август.

   Когда родители вспоминали дедушку, Гасс говорил: «Это вы обо мне?» Он всегда настаивал на том, что мы должны знать, что он и есть дедушка. Когда ему давали семейный альбом, он показывал пальцем на дедушку и говорил, что это он в своей прошлой жизни.   Гасс  увидел семейный альбом  в  четыре года и к изумлению родителей узнал дедушку на старой школьной фотографии.

   Таким же образом он узнал свою первую машину.

   То есть, машину своего дедушки. Он сказал: «Это моя первая машина». Родителей это привело в шок. Они были обескуражены способностью Гасса, узнавать вещи дедушки.
 
   Но однажды слова Гасса вызвали у них настоящее потрясение. Он как обычно вспомнил о дедушке и мать его спросила: «Когда ты был дедушкой, у тебя были братья и сестры?» Он сказал: «Была сестра, но она погибла». Это привлекло внимание мамы, потому что в их семье никто не погибал, а он сказал: «Да, она погибла. Она стала рыбой. Ее убили плохие люди». Отец был потрясен, потому что Гасс говорил о том, о чем никогда не мог знать.

   А произошло вот что. Сестру дедушки убили, а ее тело сбросили в залив Сан-Франциско. Гасс никаким образом не мог знать про обстоятельства ее смерти, потому что это никогда не обсуждалось в кругу семьи. Слышать, как Гасс, не знавший своего дедушку и его убитую сестру говорит об этом, просто невероятно.
   Западным людям чужда идея о реинкарнации. Многие из них считают, что это просто успокоение, которое помогает людям, смирится со смертью. С одной стороны есть наука. Она говорит, ты умираешь и это все, ничего больше.  С другой стороны есть вера. Она говорит, что ты будешь жить, встретившись вновь с любимыми. Значит, ты будешь жить вечно. Конечно же, это утешение. Мы все этого хотим.
   Воспоминания Гасса о том, что он и есть его дедушка, не вписывались в религиозное воспитание его родителей. Они выросли в протестантской семье. Их родители были убежденными протестантами, и в их религии не было идеи о реинкарнации. Поэтому они были поражены, когда их сын заговорил об этом. Однажды Гасс остановился, посмотрел на мать и сказал: «Мама, мы умираем, а потом возвращаемся».

   И через паузу добавил: «Я был взрослым, а теперь – опять ребенок.

   Он очень этому радовался. Он сказал: «Бог дал мне билет, и я вошел в «канал» взрослым, а когда вышел из «канала», снова стал ребенком».
   Любопытно, что описания реинкарнации Гасса из Америки похожи на описание Ярослава из Белоруссии.

   Дом Анны.
   Анна, Мария, Антон и Ярослав.
      Мария:
   - Ярослав говорит, что упал с мыса «Конец света» сюда. Я спросила, как ты здесь оказался и он ответил: «Я был на острове «Шпанберг» у маяка, собирал цветы для мамы. Оступился, упал со скалы и оказался у тебя». Я спрашиваю, как это? А он говорит: «Была какая-то дыра. Я пролетел через нее. И вот я здесь!»

      Анна:
   - Антон и Ярослав играли вместе, и Антон сказал мне: «Смерть не страшная. Ярослав говорит, что мы возвращаемся в другом облике. Так что умирать не страшно».

   Мария:
   - Меня беспокоит реакция детей из детского сада. Когда Ярослав говорит им об этом и о своей прошлой жизни на «Краю света», они смеются над ним,
 и называют его дурачком. Ярослав обижается на них и плачет. Я даже хотела его забрать из садика, но воспитательница все уладила. Поэтому мы стараемся ни с кем не общаться, кроме близких друзей и родственников.

   Кабинет психоаналитика.

      Дмитрий:
   - Для меня становиться очевидным, что нет простых объяснений воспоминаниям Ярослава. Он постоянно просит вас, чтобы вы отвезли его на «Край света». И я  вам советую, как можно быстрее отправиться с ним в это путешествие.

      Мария:
   - Да, мы уже решили, что полетим на остров «Шпанберг» в ближайшее время, хотя некоторые наши друзья не советовали нам. Но я надеюсь, что поступаю правильно.

      Дмитрий:
   - Возможно, путешествие это подтвердит воспоминания Ярослава или же наоборот, положит им конец.

      Мария:
   - Я надеюсь, что Ярослав получит доказательства или может быть, приехав туда, он скажет, что это не «Край света». И хорошо! Тогда конец истории. Но мы должны туда поехать, чтобы разобраться. У нас нет другого выхода. 

   Улицы Минска.

   Дмитрий за рулем машины. Едет к Марии.

      Закадровый голос Дмитрия:
   «Я с интересом слежу за событиями. Случай Ярослава многообещающий. Он называет место, которое к счастью небольшое по площади. И так же он называет имя человека, своего отца. Мы попытаемся выяснить, соответствуют ли его слова реальности.
   Для меня проследить за развитием этой истории, уникальная возможность. Я поеду вместе с Марией и Ярославом и буду наблюдать за происходящим лично. Судя по всему, случай этот неординарный. И если его рассказы подтвердятся, то это станет неоспоримым доказательством того, что они действительно являются воспоминаниями из прошлой жизни.

   Дом Марии.

   Ярослав играет с трансформером. Мария сидит на диване, читает.
   Звонок в дверь. Мария встает и открывает. Входит Дмитрий.

      Дмитрий:
   - Добрый день!

      Мария:
   - Привет! Это Ярослав. Ярослав, ты поздоровался?

      Ярослав:
   - Нет.

      Дмитрий:
   - Я Дмитрий. Привет!

      Ярослав:
   - Привет!

   Дмитрий садится в кресло. Достает из сумки ноутбук. Включает его.

      Дмитрий:
   - Расскажи мне о доме, в котором ты жил.

      Ярослав:
   - Он белый.
   Дмитрий стучит по клавишам ноутбука, записывая ответы Ярослава.

      Дмитрий:
   - Белый. Сколько там было этажей? Один или больше?

      Ярослав:
   - Один.
      Дмитрий:
   - Один. А где был этот дом?

      Ярослав:
   - На «Краю света».

      Дмитрий:
   - На «Краю света». А что было рядом с домом?

      Ярослав:
   - Маяк.

      Дмитрий:
   - Маяк. Ты помнишь своего папу?

      Ярослав:
   - Да.

      Дмитрий:
   - Чем он занимался?

      Ярослав:
   - Он зажигал маяк.

      Дмитрий:
   - А потом, он заболел и умер? Да?

   Ярослав утвердительно кивает головой, продолжая играть с игрушкой.

      Дмитрий:
   - Помнишь его имя? Как его звали?

      Ярослав:
   - Павел. Павел Зеленский.

      Дмитрий:
   - Павел Зеленский (записывает в ноутбук). Как он выглядел?

      Ярослав:
   - У него были лохматые волосы, и он все время курил.

      Дмитрий:
   - Лохматые волосы (записывает).

      Дмитрий:
   - А маму свою помнишь?

      Ярослав:
   - Помню. Она меня очень любила, и когда я болел, поила козьим молоком.

      Мария:
   - Он даже убеждал меня, что я не его мама. Просто я его усыновила. А он не мой ребенок.

      Дмитрий:
   - Сейчас он успокоился или нет?

      Мария:
   - Успокаивается ненадолго, но потом все возобновляется.

      Дмитрий:
   - Он ждет поездки?

      Мария:
   - Да. Очень!

   Салон самолета.

   Мария, Ярослав и Дмитрий сидят в одном ряду. Ярослав - у окна.

      Закадровый голос Дмитрия:
   «После трех лет воспоминаний Ярослава о жизни на «Краю света», Мария с ним летит к месту его прошлой жизни. Я тоже лечу с ними».

      Закадровый голос Марии:
   «Как он отреагирует? Что, если он расстроится? А если мы увидим все в точности, как он описывал? Что тогда?»

      Закадровый голос Дмитрия:
   «Ярослав, наконец, увидит место, которое он считает своим домом». Он говорит, что его фамилия Зеленский и он жил в большом белом доме у маяка вместе с родителями, братом, сестрой и черно-белой собакой. Из дома был виден океан и корабли, проплывающие мимо. Соответствуют ли эти воспоминания реальности? Было опасение, что если это действительно воспоминания из прошлой жизни, то посещение этого места может его травмировать. Но обычно бывает наоборот. Такие поездки дают выход воспоминаниям, и после этого ребенок успокаивается. И со временем может и вовсе о них забыть».


   Салон самолета.

   Они подлетают к острову. Видны корабли у причала.

      Ярослав:
   - Корабли в океане! Я же тебе говорил.

   Летное поле островного аэропорта.

   Они выходят из самолета.
   Садятся в автобус.
   Едут в гостиницу.

   Ярослав глядит в окно, прижавшись носом к стеклу. Ему все интересно.
      Мария:
   - Ты узнаешь эти места?

      Ярослав:
   - Да. Вот видишь, это правда!

      Мария:
   - Ты рад, что приехал сюда?

      Ярослав:
   - Да. Здесь хорошо! Очень хорошо!

      Закадровый голос Марии:
   «Он говорил, что они гуляли там, смотрели на радугу, играли с собакой».

      Закадровый голос Дмитрия:
   «Это хорошее начало. Он узнает место. Говорит маме: «Видишь, это правда!» И он очень рад, что приехал сюда».

      Ярослав:
   - Я гулял здесь на берегу океана. Там еще были большие камни.

      Мария:
   - Правда?

   Ярослав утвердительно кивает головой.

      Мария:
   - Ты мне все это покажешь?

   Ярослав утвердительно кивает головой.

      Закадровый голос Дмитрия:
   «Если мы найдем подтверждения его словам, это будет прекрасно. Похоже, остров не очень изменился. Надеюсь, он кое-что узнает».

      Ярослав:
   - Я счастлив, что вернулся!

      Мария:
   - Счастлив! Правда?

   Ярослав утвердительно кивает головой и улыбается.

      Мария:
   - Видно, что ты счастлив!

      Ярослав:
   - Может, мы будем проезжать мой дом?

      Мария:
   - Давай смотреть.

   Они проезжают мимо одинокого дома рыбака.

      Ярослав:
   - Я знаю, кто здесь жил.

      Мария:
   - Правда? Ты знаешь, кто здесь жил?

      Ярослав:
   - Да. Но не могу вспомнить. Я узнаю здесь все.

      Мария:
   - Ты веришь, что ты на «Краю света»?

      Ярослав:
   - Да. Здесь все так же.

      Мария:
   - Здесь очень красиво!

      Ярослав:
   - Да, да, да!


   Двухэтажная гостиница.

   Автобус останавливается у входа. Мария, Ярослав и Дмитрий выходят.

   Гостиничный номер.

   Мария укладывает Ярослава спать.

      Мария:
   - Что будем делать завтра?

      Ярослав:
   - Поедем ко мне домой.
      Мария:
   - Поедем к тебе домой?

      Ярослав:
   - Да. Я покажу тебе, что я там делал.

      Мария:
   - А что ты там делал?

      Ярослав:
   - Завтра покажу. А где моя черно-белая собачка? Я возьму ее с собой.

   Двухэтажная гостиница.

   Утром к отелю подъезжает внедорожник «Нисан». За рулем сын смотрителя маяка. Мария, Ярослав и Дмитрий садятся в машину.

   Проезд по острову.

   Они едут в сторону мыса «Конец света». Ярослав прижимает к груди свою любимую игрушку – черно-белую собачку.

   Мария:
   - Ты счастлив, Ярослав?

   Ярослав:
   - Да! Разве ты не видишь?

   Закадровый голос Марии:
   «Иногда мне хочется проникнуть в его мысли на пять минут, чтобы понять, что он чувствует, потому что для него вся эта история вполне реальна».

   Закадровый голос Дмитрия:
   «Ярослав смотрит по сторонам, узнавая места своей прошлой жизни. Его лицо буквально светится от неописуемого восторга и счастья».

   Дорога к маяку.

   Они проезжают вдоль скалистого берега океана.
   Уже виден вдалеке силуэт маяка.
   Живописный мыс «Край света» оправдывает свое название. Дальше уже за ним ничего нет, кроме безбрежных просторов сурового «Тихого океана».

 
   Они въезжают на каменистое плато.
   Поворот и маяк перед ними.
   Они выходят из машины и направляются к дому смотрителя.
   Неожиданно Ярослав загрустил. Остановился. Отвернулся от дома и прижался к Марии, обхватив ее руками.

      Мария:
   - Что такое? Что с тобой? Это же твой дом? Да?

   Ярослав молчит.

      Мария:
   - Не грусти. Все  будет хорошо!

      Дмитрий:
   - Что случилось?

      Мария:
   - Немного расстроился (берет сына на руки). Почему ты грустишь?

   Общительный Ярослав вдруг замкнулся в себе.

    Большая рыжая собака, привязанная к деревянной будке, залаяла хрипло на незнакомцев, натягивая цепь.

      Дмитрий:
   - Наверное, испугался собаки.

      Мария:
   - Да нет. Думаю, он удивлен, и не понимает своих чувств.

      Ярослав:
   - Вот место, где я упал.

   Ярослав указал рукой на обрыв за оградой маяка.

      Мария:
   - А потом, оказался у меня? – попыталась смягчить ситуацию Мария.

   Ярослав утвердительно кивнул головой.

   Из дома вышел мужчина в рабочей куртке с какой-то надписью на спине, загнал собаку в будку и направился к ним.

      Мария:
   - Добрый день!

      Смотритель:
   - Здравствуйте!

      Мария:
   - Мы к вам.

      Смотритель:
   - Да конечно. Заходите. Мне о вас уже говорили.

   Мария опускает Ярослава на землю, берет его за руку.
   Все входят в дом.

   Дом смотрителя.
   Ярослав крепко держится за руку Марии, прижимаясь к ней. В другой руке у него зажата его любимая игрушка – черно-белая собака, которую он привез с собой из Минска. Он идет по дому, осматриваясь по сторонам, пытаясь что-то вспомнить. И хотя интерьер изменился, некоторые детали, например, кирпичная печь, остались прежними. Он долго ее осматривает, гладит рукой.

      Закадровый голос Ярослава:
   «… У нас была коза, и мама меня поила горячим козьим молоком, когда я болел…»

   Потом Ярослав подходит к окну. Останавливается. Смотрит в него.

      Закадровый голос Ярослава:
   «… Мы с собакой часто гуляли во дворе у маяка и играли там с братом и сестрой. Собака была черно-белая и очень смешная…»
   Ярослав улыбается, вспоминая сестру и брата и их черно-белую собаку, прижимая к груди свою любимую игрушку – такую же черно-белую собачку. Возможно, в его воображении оживает эта ностальгическая для него картина.

      Мария:
   - В какой комнате ты жил? – прерывает видение Ярослава Мария.
   Ярослав ведет Марию в комнату, где на столе стоит ноутбук с подключенным модемом для входа в интернет и алюминиевая кружка с чаем.

      Мария:
   - Здесь было так же?
   Ярослав отрицательно махнул головой.

      Дмитрий:
   - Ты рад, что приехал сюда?

   Ярослав утвердительно махнул головой.

      Мария:
   - Ты думал, твоя мама будет здесь? Нет?

   Ярослав отрицательно махнул головой. Взгляд его очень грустный.

      Мария:
   - Ты скучаешь по ней?

   Ярослав утвердительно кивнул головой и прижался к Марии, обнимая ее.
   Мария нагнулась, поцеловала сына.

      Мария:
   - Но у тебя есть я. Да?

   Ярослав утвердительно махнул головой, смахивая рукой накатившиеся слезы.

      Смотритель:
   - Хочешь посмотреть маяк?

   Ярослав утвердительно кивнул головой, размазывая слезы по щекам.

   Мария вытащила носовой платок и вытерла заплаканное лицо сына.

      Мария:
   - Ну, вот и хорошо! Не плачь, милый (целует Ярослава).

   Двор маяка.

   Смотритель ведет их к маяку.

   Собака виляет прижатым хвостом, приноравливаясь к гостеприимству хозяина.

   Они заходят внутрь.

   Внутри маяка.

   Проходят по коридору пристройки.
   Синие двери. Синие панели. Все, как в былые времена.
   На стенах висит галерея портретов героев Отечественной войны, оставшаяся здесь со времен СССР.

   Ярослав оживляется, узнавая знакомую обстановку.

      Ярослав:
   - Это герои войны, - говорит он, обращаясь к Марии.

      Мария:
   - Герои войны? Откуда ты знаешь?

      Ярослав:
   - Мне папа говорил. И мама тоже.

      Дмитрий:
   - А это чей портрет на красном фоне?

      Ярослав:
   - Это Ленин.

      Дмитрий:
   - И ты знаешь кто он?

      Ярослав:
   - Вождь.
   У смотрителя от удивления глаза лезут на лоб. Сегодня не только дошкольники, но и десятиклассники порой уже не знают, кто такой Ленин.

   Они поднимаются по металлической лестнице-трапу на верхний ярус маяка.
   Ярослав гладит рукой дубовые панели, которыми облицованы стены.

      Ярослав:
   - Это сделали французы.

      Мария:
   - Французы?

      Ярослав:
   - Да.  Мне папа говорил.

  Продолжая удивляться, смотритель показывает Марии и Дмитрию медную табличку с надписью по-французски, где выбита чеканкой дата – 1891 год.

      Дмитрий:
- Ты видел, как папа зажигал маяк?

      Ярослав:
   - Да. Я был с папой здесь много раз.

    Ярослав обходит вокруг стеклянных линз маяка и важно, со знанием дела, говорит, обращаясь к Марии и Дмитрию:

   - Это линзы. А там, лампочка.

      Мария:
   - Это тебе говорил папа?

      Ярослав:
   - Да. Когда ночью горит маяк, моряки в океане знают, куда им плыть.

      Закадровый голос Дмитрия:
   «Наконец, все становиться на свои места. Рассказы Ярослава о прошлой жизни на «Краю света» находят здесь материальное подтверждение. И даже для самого Ярослава это становиться той реальностью, в которую он опять возвратился. Как он это переживет? Захочет ли вернуться обратно в Минск? Или попросит оставить его здесь на какое-то время? И чтобы не травмировать ребенка дальнейшими ностальгическими воспоминаниями, его нужно увезти отсюда, как можно быстрее»

      Дмитрий:   
   - Ты готов ехать домой?

   Ярослав молчит, насупив брови.

      Дмитрий:
   - Ты увидел здесь то, о чем говорил. Теперь пора возвращаться. Тебе в детский садик, а маме и мне на работу.

   Ярослав продолжает молчать.
   Понятно, что ему не хочется уезжать отсюда.

      Смотритель:
   - Сегодня сын отвезти вас не сможет. У него вечерняя вахта. Оставайтесь до завтра. У нас есть гостевой домик.

   Гостевой домик.

Анна укладывает Ярослава спать.

Ярослав:
   - Я не хочу уезжать отсюда. Это мой дом. Давай останемся здесь жить.
 
Анна:
   - Нам нужно вернуться в Минск, Ярослав. Там наш дом. Мы здесь в гостях. Спи. Завтра обо всем поговорим.

Глаза у Ярослава увлажняются. Он прижимает к себе свою черно-белую собачку и отворачивается к стенке.
   

  Дом смотрителя.

   Ночь. За столом в доме смотрителя - Мария, Дмитрий, хозяин и его жена.
   На столе неказистое угощение, стеклянные рюмки и наполовину выпитая бутылка водки.

   Смотритель;
   - … Павел Иванович Зеленский работал смотрителем на этом маяке в семидесятые годы. Я еще пацаном тогда был, и жили мы в Находке. Но мне о нем рассказывал человек, который был здесь смотрителем после его смерти.

   Мария:
   - А отчего он умер?

   Смотритель:
   - У нас здесь частые цунами с ледяным шквалистым ветром. Крыши сносит, двери с петель срывает. Мы даже собаку во двор не выпускаем. Вот и простудился, когда крышу латал. Воспаление легких. До больницы далеко. Думал, что отлежится. Через неделю умер. Смотрителем стала его жена Мария.

   Мария;
   - Мария!?

   Смотритель:
   - Да. Так, кажется, ее звали.

   Дмитрий:
    - А дети у него были?

   Жена смотрителя:
   - Я слышала, что у него было трое детей. Старший мальчик, через год после смерти отца, трагически погиб, упав с обрыва.
   С тех пор вокруг маяка поставили ограду. Хотя пройти к обрыву можно при желании.

   Мария встрепенулась, вспомнив слова Ярослава.

   Закадровый голос Ярослава:
   «… Я был на острове «Шпанберг» у маяка. Собирал цветы для мамы. Оступился, упал со скалы. И оказался у тебя».

   Закадровый голос Марии:
   «Как это?»

   Закадровый голос Ярослава:
   «Была какая-то дыра. Я пролетел через нее. И вот, я здесь!»

   Мария:
   - А где живет сейчас Мария и дети ее, вы не знаете?

   Смотритель:
   - Говорили, что уехала с детьми на материк, когда нового смотрителя прислали. А где живет сейчас, никто не знает. Давайте выпьем за вашего Ярослава! Думаю, что он этого заслуживает.

   Хозяин разливает водку в рюмки.
   Все чёкаются и пьют.

   В комнате повисает тревожная тишина.
   Слышны лишь звуки чавканья жующих ртов и скрежет вилок по тарелкам.
   Со двора донесся вой собаки. Протяжный и натужный.

   Мария встрепенулась, почуяв беду.

  И в это самое время в комнату влетел сын смотрителя и заорал, обращаясь к Марии:

   - Ваш мальчик упал со скалы!
   Марина (в ужасе):
   - Как упал!?

   Сын смотрителя:
   - Пролез через дыру в ограде… Было темно… Он не увидел обрыва…

   Все кинулись из комнаты во двор.
   Мария бежала впереди. Она знала куда бежать.

   Закадровый голос Ярослава:
   «… Вот место, где я упал…»

   Слезы заливали глаза Марии.
   Рыдая, она проскочила сквозь дыру в ограде и кинулась к обрыву. Смотритель пытался ее удержать, но она отчаянно вырывалась, отдирая от себя его руки.

   Закадровый голос Ярослава:
   «… Была какая-то дыра. Я пролетел через нее. И вот я здесь!»

   Смотрителю все же удалось удержать Марию у самого обрыва.
   Она продолжала рыдать, уже не сопротивляясь, то попадая в свет маяка, то проваливаясь в ночной черноте.

   Дмитрий, жена смотрителя и ее сын стояли перед оградой в оцепенении, впившись руками в металлическую сетку.

   Собака продолжала натужно выть.
 
   На земле у края обрыва рядом с рассыпанным букетом пурпурных полевых цветов лежала любимая игрушка Ярослава – черно-белая собачка, то попадая в свет маяка, то проваливаясь в ночной черноте.

   На этом фоне идут финальные титры фильма.

                РОЛИ

1. Ярослав (5-6 лет)
2. Мария (мать Ярослава)
3. Дмитрий Зайцев (психоаналитик)
4. Борис Петрович Дементьев (психолог)
5. Детский психолог
6. Анна (подруга Марии)
7. Антон (сын Анны, 5 лет)
8. Андрей Луценко (брат Марии)
9. Смотритель маяка
10. Сын смотрителя Маяка
11. Жена смотрителя маяка

        ОБЪЕКТЫ

1. Дом Марии
2. Дом Анны
3. Кабинет Психолога
4. Кабинет детского психолога
5. Кабинет психоаналитика
6. Улицы Минска
7. Пейзажи на острове «Шикотан» (Курильская гряда)
8. Аэропорт  в Находке
9. Гостиница в Находке
10.     Маяк на острове «Вихревой» (близ Находки, Приморский край)

                Юрий Елхов
                yelkhov@list.ru