О славянских обычаях обувать невесту

Сергей Курочкин 3
    Обычай обувать невесту и разувать жениха делит славян на русских и не очень, на восточных и западных. В нашей с вами истории есть три приметных случая с обувью, довольно подробно описанных, но зачем? Первый упомянут в летописи Нестором, второй в литературе Гоголем, третий и наглядно - в комедии Рязанова. По порядку и вкратце напомню сюжеты, а потом ответите на вопрос...

    Рогнеда Рогволодовна (др.-рус. Рогънеда, также Горислава; ок. 960 - ок. 1000) - княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, одна из жён великого князя киевского Владимира Святославича (Крестителя). Как она стала женой и почему насильно, знают все. По наущению дяди Добрыни Владимир изнасиловал девушку на глазах семьи, убил родителей. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, а брат Ярополка (незаконнорожденный от Малуши) Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако, был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга. Нас интересует в этой статье только свадебный обычай разувания/обувания, не вникая в дебаты, кем и кто был. На всякий случай историки и политики решили, что князь Рогволод, и упоминаемый вместе с ним в летописях князь туровский Тур, не принадлежали к Рюриковичам, княжившим в Киеве и остальных землях восточных славян. Ну и поделом им (напрашивается само собой). Хотя, причём тут Рюриковичи? Если кто-то желает подробностей - ссылка внизу - статья о том, как ордер призвал язычников с острова Рюген. От призвания 862 года до разорения Полоцка (978-980) и даты, когда Владимир принудительно взял в жёны Рогнеду, прошло почти 120 лет. В Белоруссии Рогволодовичи рассматриваются, как династия, стоявшая у основания белорусской государственности. Как было на самом деле, это тоже не сейчас. Была ли Рогнеда невестой Ярополка, от кого сын Изяслав, это будет в другой статье (этимология Рогволод и Рогнеда), сейчас нам интересен сам факт: не разула жениха - получай по заслугам. Исключительно в целях знакомства со славянскими обрядами. Девушка должна была разувать жениха?

    А вот ещё пример, но уже когда жених должен обуть невесту. Как бы наоборот. Тысячу лет спустя был описан ещё один случай с обувью в стародавние времена. Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному, хотя и в общих рамках периода с 1830 до зимы 1831—1832 годов. «Ночь перед Рождеством» - повесть Николая Васильевича Гоголя (входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II, последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 году и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи. Сюжет произведения разворачивается в украинской деревне Диканьке. Дома красавица Оксана одна, приходит Вакула (ненавистный чёрту кузнец). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». С горя Вакула решает утопиться, опомнившись, ухватив чёрта за хвост и угрожая его перекрестить, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петербург, прямо к царице». Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей в сопровождении Потёмкина и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина II обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки. Оксана всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца», но ещё ничего не знает. По прибытии обратно в деревню Вакула высек чёрта хворостиной - это напоминает образы святого Никиты Бесогона. Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к отцу невесты Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Оксана уже была готова выйти за кузнеца «и без черевичков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

    Третий случай смотрите завтра, называется «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» - советский двухсерийный телевизионный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, созданный в 1975 году и впервые показанный в Советском Союзе 1 января 1976 года в 17:45 по первой программе Центрального телевидения (ЦТ). Фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки о создании и повсеместном распространении типовых проектов... Затем баня, перелёты, путаница с "однушками" (заметьте, не двушками), в финале Питерская (Ленинградская) учительница - польская актриса Брыльская (бры - это бровь, брынь, сябры и т.п.) Надя прилетает в Москву и сжигает... не Кремль, но сердце доктора Жени. Возвращает веник. Мама согласна. Пересказывать сюжет не имеет смысла, все смотрели комедию уже 100 раз. На эпизод обувания, когда Женя на коленях застёгивает Наде молнию на сапогах, я никогда не обращал внимания. Помню, что застегнул сначала одну молнию, затем она скомандовала, - "Второй!", значит, о тех же, молниеносных временах. Скажу честно, завтра буду смотреть фильм с нетерпением и желанием, быстрее бы услышать, о чём они в тот момент разговаривают... Надеюсь, завтра ещё покажут.

    В декабре 2018 года с критикой традиции ежегодного показа данного фильма по телевидению 31 декабря выступил митрополит Рязанский Марк. По его мнению, идея фильма - «чтобы случилось чудо, не нужен труд, можно просто встретиться, посидеть, напиться» — подрывает устои христианства как неустанного труда над собой, а обретение героями новой любви построено на предательстве. Митрополит явно не в себе - этот фильм не о пьянке бездельников, они все уважаемые люди, а Женя так и вовсе человек не пьющий. Это откровенная библейская история в картинках ленты, но выстроенная не на предательстве, а на воровстве... Ну? Взгляните же иначе. Обкурившись опиума. Да что я буду уговаривать. И потом, причём тут христианство, если я иудо-буддист к примеру, или просто россиянин? Чтобы осознать о чём кино, помимо труда на ниве служения неплохо бы иметь, ну хоть какие-то знания, обращаюсь уже к примкнувшим "непроходимым тупицам".

     Обычай обувать невесту и разувать жениха делит славян на русских и не очень, на восточных и западных. Согласитесь сами, одно дело, ты ухаживаешь за девушкой, тратишься на сапожки или туфельки, затем на коленях застегиваешь молнию, а совсем другое дело, когда она снимает с тебя сапоги... Тут ты чувствуешь себя человеком. Перевоспитать может только любовь, что и случилось с москвичом Женей (Георгием то есть). Оказывается, по славянскому обычаю можно запросто определить кто есть кто, даже если ты не очень разбираешься в теологии и истории.

     С наступающим Новым Годом !
     30.12.2021, Санкт-Петербург

- "Не вздумай обчистить квартиру!
Я знаю твой адрес", - любя,
сказала Евгению Надя...
На улицу вон, выходя.

Кому-то, сегодня скажите...
И в мире такой не найдёшь.
Мечталось об этом всю жизнь ей!
- "Да что же ты, Надя, орёшь?"

Как молнию ей на сапожках
застёгивал Женя в кино.
Вторую поставила ножку:
- "Второй!" - Ухожу всё равно.

Один бы сапог, ещё ладно.
А он застегнул целых два.
И с целью какой, непонятно?
Тупица Вы, Женя, едва...

- "Тупица ты, непроходимый!"
Она вдруг на ты перешла...
- "Не вздумай обчистить квартиру!"
И хлопнула дверью, ушла.

Как быстро меняется время,
как чуяло сердце её...
Союза уж нет и Рассею,
Обчистило всё же, ворьё...

Обчистить (забытое русское слово), обнести и обворовать - три большие разницы.

31.12.2021, дописал во время просмотра фильма...