Тот свет и этот, имена и строки

Владимир Каев
Пути слова неисповедимы. В прочитанном и перечитанном у разных авторов проступает схожее, созвучное, темы звучат вариациями, различаясь исполнением. Не очевидные исходно связи проявляют себя, образуя сочетания.

Николай Заболоцкий и Юнна Мориц, два поэта с ярко выраженными характерами. У каждого свой мир, своя модель существования.

Тот свет и этот свет. Чудесным образом поэтическая речь компактно выражает то, что составляет содержание громоздких талмудов, учений, поучений, свидетельств, что повторяется в молитвах из века в век. Повторю и я, сравнивая и сохраняя. Воспроизвожу в речи, полагая, что произнесённое вслух выводит за пределы бумаги и экрана в иное пространство, в иные времена.

Год 1952-й. Прощание с друзьями. Заболоцкий.

              В широких шляпах, длинных пиджаках,
              С тетрадями своих стихотворений,
              Давным-давно рассыпались вы в прах,
              Как ветки облетевшие сирени.

              Вы в той стране, где нет готовых форм,
              Где все разъято, смешано, разбито,
              Где вместо неба – лишь могильный холм
              И неподвижна лунная орбита.

Мир, в котором органика разъята, форма утрачена. Неподвижная лунная орбита – времени нет, оно остановилось…

              Там на ином, невнятном языке
              Поет синклит беззвучных насекомых,
              Там с маленьким фонариком в руке
              Жук-человек приветствует знакомых.

Насекомые, не лохматые создания с хвостами, рогами и вилами. Жук светится…

              Спокойно ль вам, товарищи мои?
              Легко ли вам? И всё ли вы забыли?
              Теперь вам братья – корни, муравьи,
              Травинки, вздохи, столбики из пыли.

              Теперь вам сёстры – цветики гвоздик,
              Соски сирени, щепочки, цыплята …
              И уж не в силах вспомнить ваш язык
              Там наверху оставленного брата.

Природа – храм и семья, всё сущее родственно, во всём братья и сёстры (сестры – губы сердечком, платочки, пасхальные лобзания – мимо, мимо…). Муравьи, травинки, вздохи, столбики пыли…

              Ему еще не место в тех краях,
              Где вы исчезли, легкие, как тени,
              В широких шляпах, длинных пиджаках,
              С тетрадями своих стихотворений.
               
Поэту времени жизни отпущено не так уж много, ещё шесть лет. Осенью 58-го я отправлюсь в первый класс, а Николай Алексеевич в ту страну, где нет готовых форм.

Слово даме. Тут образы иного рода и совсем другая парадигма: метемпсихоз, реинкарнация, а не растворение в мире внешнем.

                Как во сне, в тишине раскаленной,
                Оглянувшись на землю родную,
                Одуванчик из бездны зеленой
                Полетел, не дыша, в голубую.

                Подхватили его, укачали
                Ветры ясные и дождевые.
                Было жутко и дико вначале –
                Ведь казалось, что это впервые!

                Но душа, несомненно, крылата,–
                И летел он все выше и выше,
                Вспоминая, что где-то когда-то
                Это все уже видел и слышал.

                Он всегда это знал за собою,
                Совершал этот путь многократно:
                Из зеленого – в голубое,
                И обратно, туда – и обратно!

                Все он вспомнил душой окрыленной
                И узнал голубую дорогу,–
                Одуванчик из бездны зеленой,
                Он летит к одуванчику-богу.
               
Кто-то сказал, что если бы рыбы имели бога, он был бы огромной сияющей Рыбой. Всё сущее воспроизводит в себе мир через собственный образ, одновременно проецируя себя на мир. По образу и подобию… одуванчику – одуванчик, рыбе – рыба…

                Тот спасет его душу отныне,
                Воскресит его семя в пустыне,
                В путь разбудит, в зеленый, обратный:
                – Узнаешь ли,– он спросит,– мой сыне,
                Переход этот в зелень из сини?
                – Да, отец, да, мой бог благодатный,
                Одуванчиков свет необъятный!
               
Ничто не исчезает в голубом бесследно, оставляя в зелёном достаточно для продолжения рода.

В горизонтальном мире реальность раскрывается в масштабах, от квантовых корпускулярно-волновых до галактических, не имеющих пределов. В культуре мир человека получает небесную вертикаль и земную глубину.

Элементарные частицы где-то очень глубоко зарыты, а элементарное слово – вот оно, понятное, близкое, ощутимое… и невидимое в невидимом скрытое.

Вовсе не обязательно быть физиком, метафизиком или мистиком, чтобы принять, пережить чудо жизни, приходящей из бесконечности прошлого и уходящей в бесконечность будущего; равно как и признать циклический характер существования, выражающийся в возобновлении, повторении форм присутствия в мире того, что существенно. То, что видишь в зеркале, не настолько ценно, чтобы нельзя было переплавить во что-то иное. Придут иные времена, взойдут иные имена…

Придут иные времена, взойдут иные имена… откуда это?

                Пришли иные времена.
                Взошли иные имена.

                Они толкаются, бегут.
                Они врагов себе пекут,
                приносят неудобства
                и вызывают злобства.
                …

                Любая юность – воровство.
                И в этом – жизни волшебство:
                ничто в ней не уходит,
                а просто переходит.

                Ты не завидуй. Будь мудрей.
                Воров счастливых пожалей.
                Ведь как ни озоруют,
                их тоже обворуют.

                Придут иные времена.
                Взойдут иные имена.

Евтушенко, 1995 год. Никакой метафизики, никаких жуков с фонариками и одуванчиков в небе. Этот свет в полный рост. Для Евгения Александровича пребывание в земной реальности начало имеет в Сибири, год 1932. С 1991-го жил в Оклахоме, где и завершил земной путь в 2017-м.

На склоне лет в пёстрых прикидах выглядел сущим клоуном. Писал складно, но была в нём какая-то неистребимая, поющая птичьим голосом конъюнктурность. Свидетельские показания:

Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя.  (Иосиф Бродский)

Мещанский Авангард <…> Жалкий какой-то Женя. Кокетка <…> В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…
(Андрей Тарковский)

Самому мне не доводилось встречаться с Евтушенко. Свидетельства случайных знакомых, которые случайным же образом оказывались рядом с поэтом, соответствуют сказанному выше. Справедливости ради стоит сказать, что Иосиф и Андрей те ещё были характеры, Евгений Александрович с ними рядом просто мальчишка.

Что до стихов "жалкого Жени", не берусь судить о них. Профессиональный поэт, яркая персона. Иной раз хочется яркость убавить. А строки есть запоминающиеся. К примеру:

Битница

                Всё жестоко – и крыши, и стены,
                и над городом неспроста
                телевизионные антенны
                как распятия без Христа…

Казнь Стеньки Разина

                Над Москвой колокола гудут.
                К месту Лобному
                Стеньку ведут.
                Перед Стенькой,
                на ветру полоща,
                бьется кожаный передник палача,
                а в руках у палача
                над толпой
                голубой топор,
                как Волга, голубой.
                И плывут, серебрясь,
                по топору
                струги,
                струги,
                будто чайки поутру…

Если честно, в памяти было только несколько строк, в другой редакции. Сеть помогла, подсказала. Она всё помнит. Во всяком случае, больше, чем я.