История одной ошибки

Нина Тур
                Нина Турицын  nina-tur@yandex.ru
                История одной ошибки

                действие 1 карт.1

Действующие лица:
Людмила Ивановна, 49 лет
Павел Петрович, ее муж
Татьяна, ее подруга, 49 лет
Ася, 32 лет



Гостиная. Стол посредине. Диван. Шкаф с книгами и посудой. Слева — дверь в прихожую с вешалкой, зеркалом и пуфиком, оттуда виден коридор, ведущий в кухню.
Людмила в гостиной накрывает на стол, расставляет тарелки, ставит бутылку вина,  две рюмки.
Звонок в дверь.
Выходит в прихожую, не спрашивая, кто, открывает дверь.
Входит Татьяна, нарядная, накрашенная, в элегантном пальто и шляпе.
Л: Ой, цветет и пахнет! И шляпка новая.
Т: Привет, дорогая. Я не опоздала?
(целуются в щечку)
Л: Привет! Как раз вовремя. Давай помогу, сюда, на плечики! ( вешает ее пальто). А шляпку шикарную наверх. Где купила?
Т: Дочкина. Ей надоела — мне отдала.
Л: Никому не говори.
Т: Только тебе! Ты не проболтаешься!
Л: Я могила!
Т: Никогда так не говори.
Л: Тогда я партизан!
Т: Да! Молчи, коли не допрашивают.
(переобувается в свои нарядные домашние туфли, проходит в гостиную, ставит на стол коробку конфет.)
Л: Шикарные! Спасибо! Садись.
( идет на кухню, приносит поднос с угощением, раскладывает по тарелкам)
Ну, за встречу!
( чокнулись. Принимаются за салаты, затем пирог)
Т : У тебя, дорогая подруга, пирог — пальчики оближешь! Рецептик теста  дашь? 
Л: Дам, конечно! 
Т: Сейчас запишу...
Л: Так запомнишь. Я  для пышности немного минеральной воды добавляю, чтобы пузырилось. А если муж не заметит, могу  у него немного пива позаимствовать. Тогда оно  пойдет вместо минералки. Но в этот  раз я минеральную добавляла, чтобы и твоей внучке кусочек пирога завернуть. 
Т: Спасибо. Запомню. Минералку или пиво.
Л: Что тут не запомнить! Склероза пока нет!
Т: Склероз? Слово-то какое противное! Нужно  говорить: девичья память.
Л: Татьяна! Ну,  ты никогда не унываешь!
Т: А что прикажешь? Если супруга похоронила, так и самой рядом в гроб ложиться? Слава богу, не в Индии живем. Да и там уж отменили, поди? 
                1
(вздыхает)А жалко мне его, до смерти жалко, врач сказал:  «Меньше  бы  курил- дольше бы прожил». Ведь только первую пенсию успел получить!
Л: Царство небесное! ( крестится)
Т: Царство небесное!
Л: Давай еще рюмочку за упокой души. Земля ему пухом.
( выпивают не чокаясь, кушают)
 Т: Ну, спасибо тебе за угощение.
Л: А тебе за конфеты! Буду помаленьку баловаться. Диабет-то  в нашем возрасте, говорят,
незаметно подкрадывается.
Т:  В каком таком возрасте?
Л: Под 50!
Т: Надо говорить: за 40!
Л: Это 49-то  - за сорок?
Т: А ты считать умеешь? Вот: 40. А после ( загибает пальцы)- 41, 42, 43. Ну, стало быть, за сорок.
Л: Ха-ха-ха!
Т: Тебе ха-ха,  а мне твоя помощь нужна.
Л: Говори.
Т: С лета, с курорта, у меня двое знакомых.
Л: Мужчины?
Т: Ну, не бабы же! Два друга. Они и на курорт вдвоем приехали. Вот уже полтора  месяца перезваниваемся... В общем, я им сказала, что у меня подруга есть. Тебя имела в виду.
Л: А я при чем?
Т: Опять сосчитать не можешь? Как ты только школу кончила! Шучу, конечно...
Л: Как я ее кончила? Там было не до шуток. 
Т: Ладно, меня это не касается. Короче, что я хотела тебе сказать...
Л: Нет, это я тебе   хочу сказать! У меня муж все-таки, какой-никакой. Узнает — заревнует.
Т: «Ревнует — значит, любит». Пословицы просто так не сочиняют, в них мудрость народная.  Перчить надо жизнь совместную, чтобы пресной не была. И мужа надо время от времени встряхивать, чтобы не застоялся.
Л: Нет-нет-нет! На такие дела  ты меня даже   не подбивай!
( Татьяна хмуро молчит. Людмила, потупившись, вертит в руках салфетку, то ее квадратиком складывает, то треугольничком. Не поднимая головы) : А мужик-то хороший?
Т: Я тебе за 20 лет дружбы хоть что-нибудь плохое  подсовывала?
Л: (вздыхает, качает головой, то ли отрицательно, то ли положительно)
Т: Он мужчина видный, положительный. Не лысый! Не пузатый! 
Л: Что ж  такого хорошего себе не возьмешь?
Т: Ну, ты, смотрю, вправду сосчитать не можешь! Двое их — а я одна! Не разорваться  же мне!
Л: Вывернулась, называется.  А возраст?
Т: А у мужчин бывает возраст? Вот недавно прочитала. Так понравилось, даже переписала. Смеху-то, смеху! ( читает):
« Собственно, у мужчин нет признаков старения.
Морщины? Они только украшают мужчину, делая из юношески-аморфных черт — образ четкий и ясный.
Когда их станет неприлично много, можно отпустить бородку.
Шрамы? О, это намек на военные походы и боевые заслуги.
Хромота? Если мужчина ходит, слегка опираясь на элегантную трость, в нем появляется нечто байроническое. Ну, в крайнем случае, что-то от героя Лермонтова, Грушницкого.
Как мы помним, ни тому, ни другому его хромота не мешала.
Бальные вечера  теперь он может презрительно именовать танцульками.
                2
Пивной животик?
Любой мужчина возразит:
; Я не толстый — я уютный.
И будет прав! Кому нужны кости, обтянутые кожей?
Самые опытные скажут:
О, мы-то знаем главный признак старения мужчин!
Мы им возразим:
; А где же вы опыта понабрались?
Так что не будем ни о пошлом, ни о медицинском. У нас другой профиль.
Красота!
Мужчина любит глазами!
Кого?  Себя, конечно!
Глядя перед завтраком в маленькое зеркальце для бритья, он , как вы помните из литературы, поем по утрам.
Если найдется рядом меломанка, он непременно спросит ее:
; А я еще ничего? Не правда ли?
Попробуйте ему возразить! Ой, лучше не пробуйте! Себе дороже!
Нет, не такой уж он законченный эгоист. Просто он любит все красивое.
Да-да-да! Чтобы в ней — всё было красиво.
И лицо, и одежда, и душа, и мысли.  И ножки, и ручки, и всё, что спереди, и всё, что сзади. Чтобы с какой  точки ни посмотри,   всё было  красиво. И еще юбочка, можно покороче.
И блузочка, можно с декольте. И туфельки, желательно на каблучке, если он выше среднего роста и желательно без каблучка, изящные балетки, если он ниже среднего.
В конце он даже заглянет в глаза. И если найдет в них невинность и чистоту помыслов — он ваш!
Только не называйте ему свой паспортный возраст. Ведь и он, начиная с … лет, тщательно скрывает свой, кокетливо спрашивая:
; А сколько дадите?
Ну, дайте ему примерно столько, сколько нищему на паперти. Он не обидится.»
Нравится?
Л: Да, правда смешно. Интересно, если мужчине прочитать, ему тоже смешно будет?
Т: А что там обидного!
Л: Согласна.
Т:  Так я дам твой телефончик?
Л: Ой, так сразу телефон? 
Т:  Телефон — это не так сразу! Это, наоборот, постепенно. Можешь сообщать ему по  одной  цифирке в неделю.
Л: Таня, да ну тебя!
Т: Не да ну! Созвонитесь, поговорите... А хочешь, ко мне на дачу поедем? Вот это будет сразу.
Л: Да  какая  дача  в октябре? Мерзнуть да  грязь месить! 
Т: И то верно! Значит, пока даю  телефон? А ты, кстати, у своего мужа тоже не забывай телефончик проверять.
Л: Как так?  Сроду не проверяла.
Т: Ну, и зря! Доверяй, да  проверяй!
( поднимается из-за стола) Засиделась. Ноги затекли!
Л: Так пересядем на диван!  А хочешь, последнюю фотографию Артемчика тебе покажу? Ты его и не узнаешь!
( переходят на диван, Людмила достает из шкафа фото  в рамке)
Т: Ты,Людмила, такого красавца родила! А форма военная как ему идет!
Л: ( промокает уголки глаз)
                3
Т: Ты чего?
Л: Вся душа изболелась. Как он там? Хоть бы вернулся скорее.
Т: Вернется! Все будет хорошо.
Л: Думаешь?
Т: Уверена. Это я тебе говорю. А чего бояться? Войны нету.
Л: Объявленной  нету...
Т: Вот именно! Нету! Вернется живой и здоровый!
Л: А тут — сразу какая-нибудь вертихвостка подолом махнет — и от матери увела!
Т: Этого не  бойся: Артем твой парень умный и привила ты ему хороший вкус ! На дурочек и вертихвосток он не позарится. Вспомни, как в кружок танцевальный его водили! Как он на всяких смотрах-конкурсах первые призы получал! Он привык к успеху, а таких быстро не уводят! Он сам кому хочешь голову закружит! 
Л: Это у них такая руководительница была. Как умела дело поставить! И сама  - прелесть! Говорят, с раннего детства танцевала, а теперь судьей на краевые конкурсы ездит!
Т: Светлана Борисовна?  А мы, взрослые, ее Борисовной звали. Она умела и с родителями дружить. А вспомни, к ней в студию ходили от 5 лет — до 50! Ведь даже   мы с мужем соблазнились. Правда, долго он ходить не смог — дыхания ему не хватало. Ах, знать бы, что  у него уже тогда процесс в легких начался...  Мало мы с ним прозанимались... Зато ее  праздник надолго запомнился... 
Л: Ты только на одном была? А она на   каждый новый год корпоративы устраивала! Старшие группы уже приходили вместе со взрослыми. Все за столиками по кругу. Все закуски, фрукты, напитки — всё она организовывала! А какие программы интересные придумывала, и  всегда  новые! Каждый новый год!
Т: Я только один, наш с мужем помню, зато какой веселый!
(воодушевляясь, встает в позу, торжественным голосом):
Светлана Борисовна объявляет «Наш новогодний экспресс пошел!»   И все — по кругу друг за дружкой, как вагоны  поезда! Потом «Первая остановка -Вена!»
На экране — слайды: собор их знаменитый, улица шикарная Грабен... И все пары
танцуют венский вальс с фигурами (делает несколько па).
Опять экспресс мчится по кругу. «Вторая остановка — Мадрид!». Твой Артем выходит — пасадобль! 
Настоящий мачо! И партнерша у него была красотка! Где она теперь?
Л: Уехала в краевой центр. Поступила там в муз-пед на отделение хореографии.
Т: Переписываются?
Л: Теперь уже нет.
Т: Слушай, а ведь это ее тогда на новогоднем вечере Снегурочкой выбрали? Сначала  - от каждого столика по Снегурочке. И такой конкурс начался — почище городского! Девчонки столько заданий должны были выполнить: кто быстрее добежит, кто раньше других ответит на вопросы, кто удачнее рифму подберет к какому-нибудь стишку...
Л: К последней строке?
Т: Да! Ты тоже помнишь?
Л: А потом — на каждую  букву алфавита назвать какое-нибудь слово, как новогоднее пожелание.
Т: Ой, нам  эта игра так понравилась — у нас теперь, как соберется новая компания или родственники откуда приедут, мы им  после угощения и предлагаем  поиграть. Лучше, чем футбольные матчи обсуждать или старые  анекдоты  пересказывать.
Л: Помню я этот конкурс: Снегурочки всё выбывали, выбывали, и остались всего две претендентки: жена городского судьи, - моложе его на 25 лет,  он с ней тоже в школе танцев познакомился — и Артемкина партнерша. Тут им  - последний конкурс. Какая команда лучше  свою Снегурочку представит,  какая лучше и быстрее ее нарядит. У той-то, у судьевой жены, и так всё до предела навешано: и бусы, и серьги, и браслеты в пять рядов. Некуда  больше 
                4
наверчивать. А нашей — бусы с елки, на ушки — елочные шары, а какие у нее волосы были пышные, да еще уложены сбоку в косички — так ей в прическу елочную  звезду воткнули. Но больше всего она покорила своим задором: два шарика на  руках  повесила, как на ветках, а еще один  елочный шарик на ниточке   губами зажала.
Т: Помню!  Все прямо завизжали от восторга!
Л: А команда ее на руки подняла. Ясное дело, она и победила. Судья позеленел! Привык командовать, а тут такой облом! Помнишь, приз ей дали — большую красивую куклу.
Она даже смутилась: кукла была как грудной ребенок.
Т: Это с того вечера, что ли, она загордилась? Как это можно: своему парню в армию не писать?
Л: Ну, какой он ее парень? Партнер по танцам.
Т: Кто ему теперь пишет?
Л: Два друга.
Т: А она? Ну, уехала в столичный город, но этот факт письмам не мешает. Почта и там работает, небось еще лучше, чем у нас.
Л: Не может она ему писать: замуж выскочила  в 18 лет. Уже, говорят, ребенка ждет. Светлане Борисовне написала. 
Т: Ну, и зря поторопилась.
Л: Так и моя мама говорила: Кто рано выйдет — тому жизнь короткой покажется.
Т: Мудрая, видать, женщина была... Жаль, я так и не успела с ней познакомиться.
Л: Мда... Мудрая...
Т: Извини. Я   тебе напомнила.  Не грусти. 
Л: Давай по рюмашке.  ( чокаются)
Т: А потом Светлана  Борисовна  следующую остановку  объявляет : Мы в Рио-де-Жанейро. И на экране — Христос с горы над городом руки  простер. А наши в коротких юбчонках такое выделывают — святых выноси!
( показывает: раз-два-три — ча-ча,   раз-два-три — ча-ча) .
А потом Борисовна объявляет: Аргентина!
Л: Что там у них столицей?
Т: Аргентинское танго!
Л: Артем меня немного учил.
(встает  в пару) Раз-два-три- браш. Ой, ноги не держат. Помню только, что надо все время головой вертеть, так, что  отвалится. А, там голова не нужна.
Т: Это самый трудный танец. Сколько мы его учили! А ты не мучайся. Его все равно на курортах не танцуют.
Л  (садится, запыхавшись):Ах, сыночек. Как ты там? Уж теперь тебе не до танцев. Все забудет с ихней маршировкой.
Т: Ты за него больше переживаешь, чем он сам за себя. В письмах же ничего плохого не пишет?
Л: Он разве пожалуется! Понятно, он мужчина. Сдержанный. Строгий!
Т: Правильно! Что ему переживать? Парень — не девка. Чем позже женится — тем моложе себе возьмет.               
Л: Мужики  так себе и берут: всё моложе и моложе. А тут — опа! Статья уголовного кодекса!
Т: Ха-ха-ха! Помнишь, я к тебе пришла с внучкой, твой благоверный бутылку на стол поставил, а чтоб сын не подсматривал и чтоб внучка под ногами не путалась, Павел ему задание дал: Иди, говорит, с дитем поиграйся. Артемка твой в недоумении: Что я с ней делать
должен? Еще в педофилии обвинят! А папа ему: Размечтался!
Л: Да, смеху-то было!
Т: А ведь он скоро прийти должен. Засиделась я. Давай, готовься мужа встречать. Обо  всем, кажется,  поговорили. Об одном — даже договорились. Не подведи!
(выходят в прихожую)
                5
Пока, подруга. Целую! ( чмокает воздух, уходит).
Людмила закрывает за подругой дверь,  оглядывает себя в зеркало, висящее в прихожей, поправляет прическу, возвращается в зал, начинает убирать со стола . Всё составляет на поднос и уносит в кухню.
На столе только коробка конфет и две чашки.

               




                Картина 2

Прихожая. Дверь в коридор, оттуда в кухню и ванную. Муж открывает ключом дверь, вешает куртку, кепку.

Л ( выскакивая) : Дорогой! Что не звонишь? Я бы сама тебе открыла.
Павел Петрович ( проходит): Кого тут без меня в парадной  принимала? (оглядывает стол, на котором уже всё убрано, осталась только коробка конфет и чашки)
Л: Татьяна приходила. На кухне нынче уже  не сидят. Не советское время!  Теперь гостей  принимают в гостиной.
ПП: Ну, а я уж на кухню. Есть че пожрать, кроме конфет? ( Уходит в ванную, плещется там)
Л: Мужа, говоришь, надо встряхивать? ( Встряхивает его куртку, достает телефон, читает смс: «ДорогОй не ходи. Нас увидят».
(Охает и садится на пуфик в прихожей. Муж выходит из ванной)
ПП: Тебе плохо?
Л: Мне хорошо. Плохо сейчас будет тебе! ( Читает вслух смс) ДорогОй не ходи нас увидят.
ПП: Ну?
Л: Вот и я говорю: Ну?
ПП: Так ты ударяй правильно! Не дорогОй, а дорОгой! Сослуживцы написали.  Чтоб дорогой не ходил.
Л: А «нас увидят»?
ПП: Патрули! Смотрят , чтоб ходили по тротуару, а не по проезжей части. Постановление последнее читала? Сейчас с этим строго будет. После последней аварии. Семь машин столкнулись, не шутка!
Л: Где?
ПП: В Мексике или в Мехике.
Л: Или в Гондурасе?
ПП: Зря вот ты так, дорогая.
Л: Дорогая, дорогой. Дорогие оба.
ПП:  Дорогая дорогого довела до гроба.
Л: Как раз наоборот!  Дорогой мой, дорогую  доведешь  до гроба.
ПП: Это я-то? Да я чист как лед. То есть как снег!  Ладно! Пошел я ужинать. Аппетит мне после работы не порти. ( проходит в кухню)
Л: ( провожает, на пороге ядовито): Приятного аппетита, дорогой. 

 ( В дверь звонят. Людмила выходит в прихожую,  открывает дверь. На  пороге — молодая женщина лет 30)
Л (тянет слово):Таааак...  Я Вас слушаю.
Ася: Вы — Людмила Ивановна?
Л ( четко выговаривая каждое слово, с вызовом): Да. Я — Людмила Ивановна!
                6
( женщина смотрит на нее жадно, словно желая вобрать взглядом. Людмила  невольно отступает. Женщина входит, прикрывая за собой дверь)
А: А я  - Ася.
Л: Исчерпывающая информация.  (грозно) И что?
А (торопливо, боясь, что ее выставят): Мне 32 года. Вам это ничего не говорит?
Л: Говорит, что совсем с катушек съехал старый  дурак. «ДорОгой не ходи»! Какой дорОгой?  Уже домой ходят. До чего дожила... Господи...
( Людмила берется за сердце,  оседает на пуфик. Из кухни выглядывает ПП)
ПП: Кто там пришел? Дорогая! Тебе  плохо?
Л:  (со злобой) : Уйди!
ПП: Уверяю тебя, дорогая, я ее первый раз в жизни вижу!
Л: Скройся с глаз! По-хорошему прошу. Я сама с ней разберусь.
ПП (понимает, что лучше исчезнуть. Спешно хватает с вешалки кепку и куртку):
Пойду пока в почтовый ящик загляну, там что-то белеется.
Л: Иди, Буратино.

                2 действие  карт 1
               
Л: Первый раз, говорит, Вас видит? Это я Вас вижу первый раз!
А: И я Вас вижу первый раз. За всю мою жизнь...
( смотрят друг на друга. Ася смотрит не отрываясь, рот приоткрылся  от страдания, словно молит что-то сказать.  Сейчас заплачет. Запрокидывает голову, чтобы слёзы не вылились. Моргнула, и слеза скатывается)
Л ( потрясенно): Что с Вами? Кто Вас обидел?
А ( тихо) : Никто. Жизнь.
Л:  Вас зовут...
А: Ася. Мне сказали в детдоме, что так меня мама назвала...
Л: Тогда вы ошиблись. К сожалению. Я назвала Леся.
А (едва сдерживая подступающие рыдания): Извините... ( хочет уйти)
Л: Подождите! Когда Вы  родились?
А: 25 ноября 1983 года в 22часа в роддоме номер один города N-ска. Вес 2750, рост 53. Мне сказали, что мою маму забрала бабушка.
Л: Бабушка... Да Вы разденьтесь. Зайдите. Вы, значит, только  приехали? Где Ваши вещи?
А: В гостинице.
Л: Если хотите умыться с дороги — ванная там.
Ася идет в ванную.
Людмила проходит в комнату. Смотрит в окно. Мечется по комнате, сдавив виски.
А(заглядывая в дверь): Умылась. Спасибо.
Л: Леся! Ася... Как же они читали? Как я могла такое написать?
(Падает на диван, повторяя): Леся! Так птицы кричат, так птицы кричат  в поднебесье...
А ( пугаясь) : Что с Вами?
Л: Как Вы меня нашли?
А: Как все находят... Я бы раньше нашла, но не хотела  приезжать, пока свою жизнь не устрою. Чтобы Вы про меня не думали...
Л: Все находят?..
А: Да Вы  не бойтесь. Я никому не скажу, и мне ничего не надо. У меня всё хорошо.
Л: Что ж тут хорошего?
А: У меня есть работа, квартира. (воодушевляясь, с гордостью): У меня есть дочка. Машенька. Ей 5 лет. Она себя называет Масенька.
Л: Асенька и Масенька.
А (чуть-чуть начинает улыбаться): Да... Как Вы хорошо назвали...
                7
Л: Не  могу поверить...
А: Я Вам документы покажу.
 ( Ася уже идет в прихожую за сумочкой, достает  документы).
А: Я же понимаю...
Л (указывая на диван): Да Вы сядьте. ( тоже садится на диван, смотрит документы)
А: Вот свидетельство...
Л: Не могу поверить...
А: Всё равно не верите?
Л (в замешательстве, про  себя): Да я не про то...Не могу поверить.  Неужели это можно простить?
А  (догадалась, о чем Л. говорит): У меня ведь никого нет. Никаких родственников. Единственная зацепка — отказное письмо.
Л: Ася...
А (берёт фотографию с дивана): Можно?
Л: Это Артем, сын. Ему двадцать. Он сейчас в армии.
Л: А за почтой убежал? Муж?
Л: Да. Павел Петрович.
А: Так он сейчас вернется? Мне неудобно...
Л: Боюсь, он не скоро вернется. Садись-ка   за стол. Ужинать будем.
А: Спасибо, я не голодна.
Л: Садись, садись. Я сейчас.
( уходит на кухню. Ася подходит к шкафу, смотрит на книги. Опять берет фото Артема, смотрит. Входит Людмила  с  подносом, ставит на стол)
Л: А с кем  Машенька?
А:  Как с кем? Со мной. Она всегда со мной. Сейчас вот оставила в гостинице с горничной. Маша рано спать ложится. Привыкла. Я   ведь по вечерам работаю. Учу на вечерних курсах компьютерной грамоты. А Маша в детсадик записана,но я ее после обеда забираю. Мы ходим на уроки рисования, на танцы. Она там так упыхается, что когда я иду на занятия, она  ложится спать. Днем не спит, зато вечером пораньше укладываю.(гордо) Она у меня умная и самостоятельная!
Л: Значит, спит сейчас уже? Садись за стол.  Бери горошек и лимон к мясу.
А: Ой, как всё вкусно. Спасибо.
Л: Ты не пьешь? А то давай по рюмочке?
(наливает ей и себе)
А: Я только курила, когда в детдоме была. Там все курили. А потом поступила в техникум. А там парни, и они про девчонок курящих так отзывались... Вы  не думайте, я не подслушивала специально, это случайно вышло. Ну, и я бросила. Враз.
Л (поднимает рюмку): За  тебя, моя хорошая!
А: Правда?
( кушают молча)
Л: К чаю бери конфеты.
А: Ой, какие шикарные! Дорогие, наверно.
Л: Подруга принесла. У нее внучка тоже пяти лет. А фотография Маши есть?
А: Да. (достает из сумочки несколько фотографий) Вот эта последняя, сентябрьская.
Л: Красивая. На дедушку похожа.
А: На какого дедушку?
Л: На твоего отца.
( Ася опускает руки и с трудом переводит дыхание)
А: У Вас есть его фотографии?
Л: Есть. Одна.
( идет к шкафу, достает старый альбом в плисовой обложке. Открывает. Показывает)
                8
А: Так это школьная фотография!
Л: Другой нет. Тут мы восьмой класс закончили.
(Ася берет осторожно. Смотрит)
Л: Сможешь меня найти?
А: Эта? Нет! Вот эта!
Л: А у тебя цепкий взгляд. Ты рисуешь?
А: Я же говорила — Маша рисует. Но мы с ней вместе на занятия ходим. А потом домашнее задание вместе делаем.
Л: Да, да. Помню.
А : А где была ваша школа?
Л: Мы в селе жили, папа, мама, старший брат, он 60-го года рождения и я. У нас в селе была средняя школа и при ней интернат. А он пришел к нам в пятый класс. У них в деревне была только начальная. Так мы с ним вместе шесть лет проучились. Интернат был прямо во дворе школы — это наше старое школьное здание, одноэтажное, из бревен, с печками. А потом  нам построили новую школу, кирпичную, двухэтажную  с паровым отоплением.
А в старой интернат сделали. Он там жил. И хотя  до  моего дома намного дальше было идти, он меня всегда провожал и портфель нес.
А: И домой к вам ходил?
Л: Нет, домой не ходил. Это как-то не принято было, чтоб мальчики к девочкам в гости ходили. Но когда учительница в 8 классе разрешила садиться кто с кем хочет, все девчонки сели с подружками, а он подошел к моей парте и сел рядом. Мальчишки над ним  сначала  смеялись. Он с ними дрался. А девчонки завидовали... А его на фото сможешь найти? Он на Машу, оказывается, очень похож. То есть, наоборот, Маша на него.
А: А как его звали? 
Л ( тихо, как молитву): Саша.
А (смотрит внимательно): Так, наверно, он около Вас и стоит? Он?
Л: Он...
А: Когда это было?
Л: Это наш выпускной после 8 класса.
А: А после 10?
Л: А после 10-го  мне было не до выпускного бала...  25 ноября уже ты родилась...
А: А он?
Л: А он ничего не знал. И я сначала не знала. А мама, как догадалась, велела молчать. На селе от всех скрывала,  говорила, что у меня диабет начинается, потому так растолстела.
Я  только на сочинении со всеми сидела, а устные экзамены после  одна сдала... Сразу меня мама в город отвезла. Тайком. За лето отец дом продал и в другом селе купил. А брату было уже 23 года, он не знал. Он после армии сразу женился и в город переехал к жене.
А: А Ваша мама — она жива?
Л: Умерла. 4 года назад. Папа ненадолго ее пережил, тоже через год умер. Он всю жизнь был за ней — не она за ним. Строго она дом вела.
А: Кем она была?
Л: Учительницей. В нашей же школе — школа-то одна  на селе была. У других на уроках баловались — а у мамы как мышки сидели. Все ее боялись. А она больше всего за свою репутацию боялась: была председателем месткома и партийная.
А я ее опозорила. Так получается.
А ( молчит, после паузы): И что же, вы больше с  Сашей не виделись?
Л: А меня через год замуж выдали. Только с первым мужем я всего два года прожила. Бил он меня, что не девушкой досталась.
Потом уж только за Павла вышла. Сын-то у меня — поздний ребенок.
А: Как же она так...
Л: Вот так. Простишь ли, Ася?..
                9
А : А Вы   свою маму простили?
Л: Наверно, она хотела как лучше...
(встает, подходит к окну, подносит  руку к глазам).
А сломала  жизни нам обоим. (возвращается к столу) Давай еще по рюмочке. ( наливает, пьет)
А:  А про Сашу Вы  что-то знаете?
Л. (опускает голову на руки, долго молчит. Глухим голосом): Саша мне долго снился,  и всё как один сон с продолжением. Будто выхожу я из школы, а он меня у ворот наших школьных ждет. Разговоров никаких во сне нету, это не запоминается. А вот чувство такое странное, вроде как струна между нами, и звучит она ... Такой музыки больше нигде не слыхала...На земле таких песен не поют.
(Ася молчит , потрясенная)
Ты не удивляйся, мне больше некому  было это рассказывать... 
А: Рассказывайте, я пойму!
Л: Так рано утром сквозь полудрему и звучит, и все как светом осияно. Просыпаться не хотелося!
(наливает себе еще рюмку)
А: А наяву  - увиделись?
Л: Нас ведь на свете  больше всего неизвестность мучает. И когда я с первым мужем разошлась, решила: просто на адрес школы напишу: мол, слышала, что будет встреча выпускников и всё такое...
И на удивление мне ответили. Дали адрес одной бывшей одноклассницы, нашей активистки.
Она не поленилась, тоже письмо прислала, расписала подробно, кто где с кем. А про Сашу — всего два слова. Мол, после армии уехал на Север. Да  и то сказать, всё уже валиться начало. Кто не кооператор — тот без работы или у кооператора в батраках. А Саша, он гордый был. И честный. И ему — ни та роль, ни другая не подошли бы. Уехал, значит...А Север — он большой. На карту посмотришь — и то страх. Как там люди живут? Какие они,  тундра эта, или тайга?
«Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги»
Романтично так песню -то пели...В детстве еще ее слыхала. Для наших станиц, которые идут одна за другой — прямо как сказка. Только жизнь там нашему Саше оказалась не сказочной.
А: Что с ним случилось?
Л: Собрались мы все-таки на десятилетие выпуска. Артемки у меня еще не было. Павел уже был, пока неофициально. Ну, и поехала я. Вольная птица! Так надеялась: увижу.
А он не приехал. Кто-то сказал, что женат, а живут плохо. Выпивать начал. Даже это узнают откуда-то! А, может, сами для словца добавляют. Глухой телефон. Знаешь такую игру?
А: Нет.
Л (решительно): А сказать тебе честно, всю правду? Никому еще не говорила...
(Ася пересаживается поближе).
Л: Я уже говорила, что мама, твоя бабушка,  умерла четыре года назад.
А: Помню.
Л: А через год и отец. Поехала я на похороны. Брат приехал с семьей. Похоронили, помянули. А я решила: когда еще вырвусь? А дело летом, благодать, дороги хорошие — и махнула я в наше старое село, а от него до деревни до Сашиной — вовсе недалеко. Что кому я должна? Имею я право?
А: Имеете!
Л: ( полупьяным голосом, чеканя) Имею право родные места навестить. Посмотрела на нашу школу — летом-то она пустая, на ворота наши, которые снились. А потом заплатила частнику — и до Сашиной деревни!
А: Здорово! Нашли?
                10
Л: Не перебивай старших! Сама, понятно, в его дом не пошла. Послала этого шофера. Велела узнать, как, мол,  там родня? Самой, мол, неудобно, родители когда-то что-то не поделили.
Ему-то что? Деньги плочены — чего б не сходить? Дом-то, вот он, рядом.
Я, значит, в машине сижу, голову платком повязала, темные очки нацепила. Жду. 15 минут, 20... Полчаса! Идет, наконец. Старики, говорит, живы. За стол усадили. Даже выпить предлагали — пришлось отказаться, за рулем. Начали рассказывать  про свои дела. Все, мол,  у старших детей хорошо, внуки растут. А потом уж про младшего (  это Саша как раз).  В живых, говорят, его нету. Зимой, на 23 февраля, домой возвращался, 50 метров до дома не дошел, упал  - и сугроб над ним намело.
(обе молчат)
Л: Я так и обмерла. Сама будто вся замерзла.  Ведь ты подумай: четыре месяца всего
не успела! Всю жизнь, всю жизнь, а тут — четыре месяца!  А месяцы эти  - не догнать... 
 Шофер меня спрашивает: зайдете аль поедем?
Поедем, говорю.
Он и сам что-то понял. Молча завел машину, ни слова на обратном пути не сказал.
Только  когда уж не знаю сколько километров проехали — вспомнила я!
А: Я знаю, про что...
Л: Откуда?
А: Вы   вспомнили про фотографию  его последнюю.  У родителей-то есть! Что  не попросили на память.
Л: Да. Про фотографию.  А машину повернуть —  не знаю, как попросить... То ли постеснялась надоедать мужику этому, то ли Сашиных  родителей побоялась... Так и не повернула. Да ничего уже не   вернуть.
А: Как жаль...
Л: Еще б не жаль. И ведь все у нас  одинаково:  и моя мама про меня молчала, и его  про Сашу в последнюю очередь стали рассказывать. Упал, мол. Понятно, что не просто так упал. Трезвый  был бы -  встал и дальше пошел.
Стесняются родители нас, неудачников.
А (горячо): Нет! Он не неудачник! Вы  говорили, что он умный, гордый.
Л: Гордость -то, она вон как поворачивается. Постеснялись сказать правду. Про его несчастья.
А: Не понимаю  я этого. Если с Машенькой какое несчастье случится — разве я буду ее за  это стесняться?
Л: Не зарекайся. Вот  ты ею гордишься. За что? За то, что умная, самостоятельная, рисует, в кружки разные ходит.
И мне сказала: разве б я приехала, если б у меня что плохое было? «У меня,  -  с порога  сказала, - все хорошо.» И отучилась, и работу нашла, и квартиру получила, и дочку, -внучку мне  -  родила.
А: Внучку?
Л: А кто ж она мне?
А: Ох, надо же... А я ведь Вам стихотворение написала.
Л: Ты еще и стихи пишешь?
А: Нам в 6 классе задание дали: написать стих к 8 марта. Поздравить всех воспитательниц, учительниц, поварих...
Как подтолкнули — и начала писать. Тогда-то , в 6 классе, я ерунду какую-то написала, один куплетик помню:
Поздравляем, поздравляем
Воспитательниц  своих,
И учительниц, и нянек,
И в столовой поварих...
А теперь вроде получше пишу.
                11
Л: Прочитай!
А:  Мне говорили: ты не будь упрямой.
     Старайся, чтоб пятерки заслужить.
; Тогда ко мне приедет моя мама?
     Начнется для меня другая жизнь?
     Я говорила нянечкам: Когда же?
     Мне отвечали: Ты еще мала.
     Я выросла. Я повзрослела даже.
     А мама почему-то всё не шла.
    С годами понимать я научилась:
     Наверно, маме тоже тяжело.
     В ее судьбе, наверное, случилось
      Предательство, несчастье или зло.
    И я тогда подумала: Ну, кто же?
     Она мне мама, я — родная дочь.
      Кто, если она  в горе, ей поможет?
      И вот я и приехала. Помочь.
Л (потрясенно): Это ты точно мне?
А: У  меня другой мамы нет. Никто меня не взял. Никто не удочерил.
Л: Это ж хорошо!
А: Как?
Л: А то бы мы и не встретились. Ты б думала, что есть родители.  Ты б искать даже  меня  не стала.
А: Это если грудных берут. Если они не знают. А в детдоме уже все знают... И все ищут зачем-то, даже если их кто-то взял. Потому и брать нас боятся... А, может, не поэтому... Может, не нужны мы никому...
Л: Ася... Неужели ты меня простила? Неужели это можно простить?
А: Ой, кто-то дверь отпирает.

                Действие 2 карт. 2

( Павел Петрович осторожно открывает дверь ключом. На  пороге прислушивается. Людмила выходит в прихожую)
Л: Что ж ты не звонишь? Я б сама открыла.
(ПП переводит дух — вроде грозы не будет? Зря понадеялся! )
Л (ядовито): Ты никак почтовый фургон разгружал?
ПП: А вот зря ты так, дорогая!
(жестом фокусника достает письмо и тут же прячет его за спину)
Танцуй!
Л: От Артёмушки?
ПП: (торжествующе) Да! И, судя по твердости, с фотокарточкой!
Л: Ой, дай взглянуть!
(проходят в гостиную. Павел Петрович  удивленно смотрит на Асю. Она смущенно кивает. Он тоже кивает, небрежно. Людмила, потупившись,  молчит, не представляя гостью, не объясняя, кто это.)
ПП: Подай-ка ножницы!
Л ( говорит в пространство) : Вот письмо от Артема получили...Правильно, Павлуша, говоришь! Нужно аккуратненько, не попортить, пускай и  конверт в целости останется.
Артемушка, милый...
(Ася сникает, не зная, что делать. Людмила наконец вспоминает про нее, смотрит выжидательно. )
                12
А: Я  помогу со стола убрать.
Л: Да-да. Если не трудно.
(Ася составляет на поднос посуду, выходит в прихожую, оттуда по коридору в кухню.
Возвращается и стоит в прихожей, не решаясь войти. В зале — веселые голоса.)
Л (читает): Мамочка!
ПП (заглядывает через плечо): И папа!
Л: «У меня всё хорошо. Занятия в учебке я сдаю на отлично. В казарме у нас уже отопление  дали, тепло. Так что, мамочка, не волнуйся, я не простужусь.  Хоть и на юге вырос, но не тепличным растением!»
Ой, как пишет! Прямо как в школе сочинение!
«На завтрак нам дают кашу с маслом. Обед из трех блюд. Не волнуйся, в столовой у нас порядок и чистота. Всё хорошо.»
( с недоверием и иронией) Всё у них хорошо! Прямо курорт!
ПП: А  что, он жаловаться должен? Он же солдат!
Л: Солдат... А посмотреть — еще дитё!
ПП: Да ты на свет -то , повнимательней погляди, какой парень вырос! На этой фотке еще лучше, чем на той.
Л: Артёмушка!

Ася прикрывает дверь в гостиную.
Голоса глуше. Слышны отдельные возгласы.
Ася берет с вешалки свое пальто. Надевает, не сразу попадая в рукава. Натягивает на лоб вязаную беретку. Застегивает пальто, промахиваясь на одну пуговицу, отчего одна пола оказывается ниже другой. Тихо открывает входную дверь и выходит, притворяя ее за собой.
В гостиной слышен смех и веселые голоса.