Павлу Петровичу Бажову - 142 года!

Алексей Кожевников 3
        С большим интересом просмотрел я 27 января 2021 г. телепередачу по полевскому TV-11, посвящённую 142-й годовщине со дня рождения П. П. Бажова. 
        Познавательная,увлекательная, многоплановая, длительная! Молодцы её организаторы! Поздравляю их с большим успехом! Как много полевчан участвовало в подготовке и проведении этого праздника!
        В тот вечер перед телевизорами, наверно, замерли тысячи зрителей разных возрастов и профессий. Только я, в отличии от них, смотрел и слушал передачу особенно внимательно. И вот почему.
        Не помню, когда и где впервые услышал я про известного уральского сказителя Павла Петровича Бажова. Может, летом 1949 года, когда пятиклассником увлёкся краеведением и стал активным читателем библиотеки Челябинского областного музея? А может, это случилось в Полевском, в который приехал 17 июня 1959 года после окончания армейской службы и свердловского технического училища № 2.
        В первые же дни я познакомился с городом, его историческим музеем, где увидел книгу «Малахитовая шкатулка» и сразу записался в обе городские библиотеки, надеясь найти её и прочесть. Нашёл, прочитал.
        В начале 1970-го года я создал детский городской минералогический кружок. Уговорил руководство местной геологической партии устроить её членам экскурсию в одну из шахт Гумёшевского рудника и нам показали работу забойщиков на глубине 175 метров! Мы увидели воочию, что эта профессия осталась такой же тяжёлой и опасной, какой описал её П. П. Бажов полвека назад в книгах «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы" и в других.
        В 1972 году в стране возникло Всесоюзное Добровольное Общество Любителей
книг (ВДОЛК). Его городское отделение возглавила заведующая северской библиотеки
Мария Ивановна Сорокина, а я – отделение при Северском трубном заводе. Мы стали
приглашать на встречи с полевскими читателями известных уральских поэтов и писателей – Б. С. Рябинина, Н. Никонова, Л. Л. Сорокина, Г. Ф. Дробиза, М. Я. Найдича и других.
        В ту пору я уже серьёзно увлекался изучением литературных произведений П. П. Бажова. В этом мне хорошо помогла уроженка села Мраморского, библиограф областной публичной библиотеки имени В. Г. Белинского, читателем которой стал, Нина Витальевна Кузнецова. Она была дружна с его семьёй и в 1960 году издала в Свердловске двухсотстраничный библиографический указатель «Правел Петрович Бажов». Именно она познакомила меня с писателем Б. С. Рябининым и поэтессой Е. Е. Хоринской - тоже близкими друзьями семьи сказителя. Пройдёт немного времени и нас – Елену Евгеньевну и меня – руководители областного телевидения пригласят на съёмку беседы в дом Бажовых. Как я жалею о том, что в то время у меня не было фотоаппарата!
        27 января 1979 года исполнилось 100 лет со дня рождения летописца Урала. Но руководители области решили провести праздник раньше. Для участия в нём были
приглашены как уральские писатели и учёные-бажоведы, так и из других регионов СССР.
        7 января в театре оперы и балета им. Луначарского днём состоялась основная юбилейная конференция, проведением которой руководил секретарь обкома КПСС Б. Н. Ельцин, а вечером, в нём же, был показан спектакль «Малахитовая шкатулка». «Малахитницу», т. е. главную роль, в нём сыграла бывшая полевчанка Алла Львовна Сморавская.
        8 января гостей познакомили с местными объектами, связанными с жизнью и творчеством юбиляра. А 9 января в актовом зале Уральского госуниверситета им. М Горького (УрГУ) состоялась уже научная конференция, руководимая его ректором. На неё прислали приглашение и мне.
        О её ходе я подробно рассказал в большом репортаже «Уральский Андерсен», опубликованном 27 января в полевской городской газете «Рабочая правда».
        В УрГУ Н. В. Кузнецова познакомила меня с дочерьми Павла Петровича и их
мужьями, а также с некоторыми учёными-бажоведами из уральских вузов: А. И.
Лазаревым и В. П. Тимофеевым из Челябинска; М. А. Батиным. В. В. Блажесом, В. П.
Кругляшовой и с другими - представителями Уральского госуниверситета. Особенно
приятно было познакомиться с уроженкой Полевского, деканом филологического
факультета, доктором филологических наук профессором УрГУ Эрой Васильевной Кузнецовой и уроженцем соседнего нашего села Полдневая Леонидом Семёновичем Шептаевым, прибывшим в город Свердловск из Ленинграда.
        10 января многие гости праздника приехали на экскурсию в Полевской. Здесь я ещё ближе познакомился с родными Павла Петровича и гостями-учёными.
        Л. С. Шептаева свозили на родину - в село Полдневая. Вернувшись из неё в Полевской, он с грустью сказал мне: «В селе никого из моих родных не осталось в живых».
        Позже, навещая знакомых деканов филологического факультета УрГУ в их
кабинете, я всё время смотрел на настенный фотоснимок, с которого глядели на меня Эра Васильевна и Нина Витальевна Кузнецовы и Валентин Владимирович Блажес.
        В первой декаде января 1979 года моя домашняя библиотека увеличилась не
меньше, чем на двадцать изданий, подаренных с приятными надписями детьми П. П.
Бажова и другими их авторами - участниками юбилейных торжеств. С некоторыми из них у меня завязалась многолетняя дружба, длившаяся до их кончин.
        Именно благодаря такой дружбе, Валентин Владимирович Блажес пригласил меня в 2000 г. принять соавторское участие в выпуске «Бажовской энциклопедии», а Борис Степанович Рябинин, через свердловскую областную газету «Уральский рабочий», посоветовал мне написать книгу по истории Полевского. В 2008 году я выполнил его совет, выпустив почти четырёхсотстраничный сборник «Пусть ведают потомки» и подарил его многим уральским учёным и писателям, с которыми меня познакомил юбилей П. П. Бажова, а также библиотекам.
        Тридцать лет спустя, актовый зал УрГУ был переполнен друзьями и коллегами В. В. Блажеса. На его поминки вдова учёного - Людмила Васильевна - преподаватель греческого языка, пригласила и меня. Там я прочитал собравшимся в зале своё стихотворение, посвящённое нашей многолетней дружбе, а затем отдал листок с ним вдове.
        Но вернусь к просмотру телепередачи о П. П. Бажове, состоявшейся в Полевском 27 января 2021 года, особенно – к интервью главного редактора полевской городской газеты "Рабочая правда" Александра Петровича Федотова с Ариадной Павловной Бажовой-Гайдар. Как возраст меняет облик человека! 
        В январе 1979 года я познакомился с молодой красавицей. Она оставалась почти такой и в два следующих приезда в Полевской. А в январе 2021 года я увидел по телевизору её бабушкой уже девяноста трёх лет. Наверно, так изменил её облик  не только возраст, но и смерть любимого супруга – вице-адмирала и публициста Тимура Аркадьевича Гайдара.
        Я до сих пор бережно храню в домашней библиотеке их книги: её - «Глазами дочери» и «Дом на углу» и его - «Под афганским небом», которые они подарили мне ещё в январе 1979-го.
        Ведущие телепередачи по ТВ-11 иногда задавали телезрителям вопросы. Я не стал отвечать на них, потому что знал ответы из книг, имеющихся в моей домашней библиотеке.
        Например, такие: был ли в семье Бажовых какой-нибудь музыкальный инструмент; играл ли Павел Петрович на каком-нибудь из них; любил ли он петь?
        Сам Бажов считал себя «тугоухим», необразованным, не умеющим ни петь, ни
играть на каком- либо музыкальном инструменте». В комментариях на книгу Д. Д.
Нагишина «Амурские сказки», он пишет: «А я вот ни рисовать, ни стихов писать, ни петь не могу к великому сожалению. Хотя я все эти виды искусства люблю, но совершенно в них беспомощен».
        Но ведь участвовал же Павел Петрович в церковно-хоровых пениях во время учёбы в заводской земской школе, в Екатеринбургском духовном училище и в Пермской духовной семинарии.
        Его младшая дочь Ариадна Павловна в своей книге «Глазами дочери» на третий вопрос отвечала так: «Он пел редко, только в очень хорошем
настроении и, как правило, в одиночестве».
        Доктор педагогических наук, профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Сергей Егорович Беляев в своём научно-популярном издании «Три портрета в обрамлении музыки» в главе «…Судить о музыке не берусь» («П. П. Бажов и музыка») писал: «Из музыкальных инструментов он предпочитал гитару, с большим удовольствием слушал её задушевный голос и дома, и на концертах, и по радио. На гитаре играла, аккомпанируя себе, жена Бажова – Валентина Александровна, но с годами, как она рассказывала, «забросила музыку», за что выслушивала сердитые нарекания Павла Петровича». Это не ответ ли на первый вопрос?
        Далее Беляев пишет: «Среди близких друзей писателя был известный краевед и библиограф Андрей Андреевич Анфиногенов (1884-1948), кстати, автор первого
библиографического указателя о П. П. Бажове. Писателя с ним связывали не только
общие интерес в области истории Урала, но и музыка: А. А. Анфиногенов, талантливый музыкант-самоучка, хорошо играл на гитаре и пел. Семейные вечера Бажовых и Анфиногеновых с пением под гитару всегда доставляли Павлу Петровичу большое удовольствие».
        Учёные-бажоведы отмечали: «Из всех музыкальных жанров, П. П. Бажов с
семинарских лет полюбил оперу, поклонником которой он оставался всю жизнь».
        Вот о чём думал и вспоминал я, глядя на экран телевизора вечером 27 января 2021 г. во время передачи местного 11-го телеканала.
                30.01.2021 г.