О гуманизме

Вадим Ирупашев
      Гуманизм (человеколюбие) — мировоззрение, сложившееся в эпоху Возрождения (XIV-XVI в.в.) первоначально в Италии, как движение за освобождение личности от оков феодализма, а затем распространившееся в странах Европы.
     Родоначальником гуманизма является итальянский поэт Петрарка, вокруг которого группировались его друзья и ученики во главе с писателем Боккаччо.
     Деятельность первых итальянских гуманистов выражалась в светском вольнодумстве, противостоянии духовному господству церкви и прославлении свободы мысли и чувств.

     Но человечеству, на его историческом пути, как-то не везло с гуманизмом.
     Средневековье, с непрерывной чередой междоусобных и завоевательных войн, инквизицией, пытками, сожжениями на кострах еретиков, планомерно и неустанно уничтожало первые и еще слабые ростки гуманизма.
     И с приходом капитализма, гуманизм не нашел своего развития и широкого распространения.
     Даже церкви не удалось совместить веру в Христа с верой в человека. Как-то все получалось, что Каин в человеке побеждал Авеля.
     XVIII век просвещения в Европе дал человечеству надежду на то, что идеи гуманизма восторжествуют и укрепятся. И хотя этого и не произошло, но идеи французского просвещения, во многом заимствованные у гуманистов эпохи Возрождения, оказали огромное влияние на передовые умы стран Европы и России. Императрица Екатерина II даже переписывалась с лидером французских просветителей-гуманистов Вольтером, но напуганная пугачевщиной и начавшейся во Франции революцией, отказалась от либеральных идей.
     И гуманизм, не востребованный широкими массами европейского общества, нашел свое пристанище в литературе.
     Французские писатели-просветители оказали большое влияние и на русских писателей. Гуманистические идеи в произведениях Руссо получили широкое распространение в России.
     И уже вся русская литература XIX века, за редким исключением, была гуманистической, проникнутой искренней любовью и уважением к человеческой личности.
     Но ХХ век уничтожил все достижения гуманистического мировоззрения. Первая мировая война и революция в России изменили мир, и не в лучшую сторону, а Вторая мировая, со всеми ее ужасами, отбросила мир в средневековье.

 
     А большевики, пришедшие к власти в России, истребив старых русских гуманистов, отвергнули традиционный универсальный гуманизм, изобрели свой «классовый гуманизм», встроили его в коммунистическую идеологию и эффективно использовали в идейной борьбе с капитализмом.
     Но, как ни пыталась советская власть изменить «старого человека» и создать «нового советского человека», ничего из этого бесперспективного проекта не получилось.
     А казалось, стоило лишь изменить условия существования, то изменится и сам человек. И полюбит этот «новый человек» все человечество, и проникнется ненавистью к врагам своим.
     Но как-то все не получалось у большевиков, то ли они, как учителя, были очень нетерпеливы, то ли сам человек оказался упрям и подл. Да и условия для перевоспитания старого человека все как-то не складывались, а методы, которыми пользовались учителя, были какими-то уж очень жестокими, бесчеловечными.
     И в памяти народной остались лишь лозунги: «Человек — это звучит гордо!», «Человек рожден для счастья, как птица для полета!» и «Моральный кодекс строителя коммунизма».
    
     И можно проследить, как на протяжении всей истории ХХ века планомерно и неуклонно обесценивалась человеческая жизнь.
     Если в войнах прошлых веков гибли тысячи, то жертвы современных войн исчисляются уже миллионами. А изверги прошлого Нерон, Калигула, деятели папской инквизиции, в сравнении с извергами нашего времени, могут наивными дилетантами показаться. А всех извергов рода человеческого прошлого и настоящего превзошли: диктатор Гаити Франсуа Дювалье, прославившийся своими изощренными пытками, и диктатор Кампучии Пол-Пот, как-то сумевший, в процессе строительства социализма, истребить половину населения страны.
     К сожалению, и у нас не получилось с социализмом, и у нас это процесс сопровождался кровавыми репрессиями и миллионными жертвами. И в этой кровавой мясорубке не последнюю роль сыграл, изобретенный большевиками «классовый гуманизм», не допускающий милосердия к врагам страны Советов.

     Ну, а как не получилось в стране Советов со «светлым будущим», то и пришлось советским людям отречься от коммунистических идеалов и обратиться к единственной альтернативе — проклятому еще Марксом и Лениным, капитализму.
     И получилось, как говорится, от чего ушли к тому и пришли.
     А пришли к тем же родным персонажам: стяжателям, хапугам, торгашам и прочим деловым людям, которых изображали в своих произведениях классики русской литературы.
     И россияне, освободившиеся от коммунистической идеологии и опеки государства, поначалу-то как-то и растерялись. Но самые предприимчивые открыли вдруг вокруг себя безграничные россыпи денег, и их можно было грести лопатой, не прилагая особых усилий. И многие россияне с энтузиазмом включились в эту увлекательную игру.
     И уже скоро «культ денег» у россиян стал единственным мерилом благополучия, общественного статуса и счастливой жизни. И уж не до гуманизма россиянам было. Все поняли, что надо ковать свое счастье, не отвлекаясь на такие глупости, как любовь и сочувствие к человеку.
     Но, видимо, в каких бы жизненных условиях ни оказался человек, он не может бесконечно долго жить в отсутствии духовных ориентиров, без ясного представления о смысле жизни и своем будущем.
     Так и россияне, оставшиеся без внимания государства, ожесточенные непрекращающимися бедами, грабительскими реформами, ложью, бесчеловечностью власти, оказавшись одинокими в огромном жестоком и бездуховном мире, вынуждены были обратиться к Богу. И русская православная церковь приняла своих заблудших чад в свое лоно.
     Но и с Богом у россиян отношения как-то не сложились.
     Главный постулат христианской веры «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» для россиян, отравленных атеизмом, стал непреодолимой преградой на пути к Богу.
     Полюбить ближнего своего бескорыстно, без какой-либо выгоды для себя, казалось какой-то бессмыслицей.
     Но вера в Бога без любви к человеку, даже самому последнему и преступному, по заповеди Христовой, не может быть истинной, а сводится лишь к формальному соблюдению церковных ритуалов.
    
     А традиционный гуманизм, как самодостаточное мировоззрение, сущностью которого является признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие, уже не является идеалом подлинного человеколюбия, а является лишь формальной декларацией о любви к человеку.
     И такая абстрактная любовь, без реального соприкосновения с личностью, окажется очень удобной, безопасной и даже выгодной для современного человека, который в глубине своей души не верит в возможность полюбить конкретного человека.
     И быть может, уже скоро гуманизм в мире исчезнет, как невостребованное человеком мировоззрение, и будет заменен отвлеченной идеей любви ко всему человечеству.    
    
     Ни вождям Французской революции, ни большевикам, так и не удалось переделать человеческую природу. Потомок ветхого Адама упорно не хотел становиться «новым человеком», духовно-свободным, гуманным.
     К сожалению, гуманизм оказался очередной утопической обманкой, а человек явно переоцененным.
     И, видимо, мы должны осознать, что с гуманизмом и мечтой о «новом человеке» надо распрощаться.
     А человек не плох и не хорош. Он просто человек, со своим спонтанным милосердием и подлостью.
     Другого нам не дано. С этим и жить.