О сверхличном, или Поэт стихи не пишет

Михаил Предзимний
Краткое эссе о том, как рассматривают феномен поэтического вдохновения философы и религиоведы.

Здесь приведены три цитаты, и отсутствуют какие-либо обобщающие выводы, думаю, и так все будет довольно понятно.

 Чем эта информация интересна, в первую очередь, тем, что это не интраспекция поэтов в себя, а именно взгляд со стороны, которой может быть и более объективен чем, субъективное мнение самих носителей и практиков поэтического дара:
 
                1я цитата: А. Б. Зубов

«Что такое сверхличное знание? Это знание не то, которое ты выдумал, но то, которое в тебя вошло. На самом деле любой поэт знает, что это так, -- любой поэт знает, что когда он пишет стихи, уже не он пишет стихи, а им пишут стихи: вспомните пророка Пушкина», -- Отрывок из лекции («История индуизма и буддизма» *)  российского историка, востоковеда, религиоведа, доктора исторических наук А. Б. Зубова. * *

Дополнить это высказывание мне так же хотелось бы еще и этими суждениями античных философов:

                2я цитата: Сократ

«После государственных людей ходил я к поэтам, и к трагическим, и к дифирамбическим, и ко всем прочим, чтобы на месте уличить себя в том, что я невежественнее, чем они. Брал я те из их произведений, которые, как мне казалось, всего тщательнее ими отработаны, и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться от них кое-чему. Стыдно мне, о мужи, сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Ну да, одним словом, чуть ли не все присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. Таким образом, и относительно поэтов вот что я узнал в короткое время: не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят. Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты; и в то же время я заметил, что вследствие своего поэтического дарования они считали себя мудрейшими из людей и в остальных отношениях, чего на деле не было»***

                3я цитата: Платон
 
Неосознанной вдохновенности поэтов у Платона специально посвящен диалог «Ион». Вот отрывок из него: «Поэт - это существо легкое, крылатое и священное; и он мо- жет творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка; а пока у человека есть этот дар, он не способен творить и пророчествовать, И вот поэты творят и говорят много прекрасного о различных вещах, как ты о Гомере, не с помощью искусства, а по божественному определению. И каждый может хорошо творить только то, на что его подвигнула Муза: один дифирамбы, другой - энкомии, этот - гипорхемы, тот - эпические поэмы, иной - ямбы; во всем же прочем каждый из них слаб. Ведь не от умения они это говорят, а благодаря божественной силе; если бы они благодаря искусству могли хорошо говорить об одном, то могли бы говорить и обо всем прочем; но ради того бог и отнимает у них рассудок и делает их своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает нам свой голос» * ***
 
ИСТОЧНИКИ:

* «История индуизма и буддизма» Интенсивный курс по истории религий, День 1: [электронный ресурс].URL: (Дата обращения:30. 12.21)

* * О сверхличном, или Поэт стихи не пишет: [электронный ресурс].URL: https://www.youtube.com/watch?v=mf2TplqUbUA  (Дата обращения:30. 12.21)

*** АПОЛОГИЯ СОКРАТА: [электронный ресурс].URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/01apols.htm. (Дата обращения:30. 12.21)

****Ион//Платон. Соч. в 4-х т., Т.1, М., 1990. — С.372—385