Былая жизнь. Глава 5

Эни Гросс
   Уже не первый вечер по возвращению домой Алексей не заставал своей жены и ждал её потом допоздна. Нина то посещала какие-то танцы, то ездила в гости, то была на прогулке со знакомыми. Ему, как супругу,в принципе, это казалось вполне естественным. Всё, чем занималась всерьёз Нина - это дом и благотворительность; но он же не собирался превращать её в монашенку. Понятное дело, ей скучно, нужно общество и развлечения. Но в первый год их семейной жизни это всё же было далеко не так необузданно, как теперь, когда он практически не видел своей жены. Её поведение становилось, как минимум, странным, а как максимум - неприличным. Он никогда ничего не имел против её выездов, но хотя бы иногда можно было бы делать это совместно, как он полагал; да и дом Нина абсолютно забросила. Прислуга распустилась, ужин стал отвратительно плох... В доме словно больше не было хозяйки. Алексея стало это порядком раздражать. Разумеется, его волновал не только, да и не столько, дурно приготовленный ужин или вяло работающая прислуга. В конце концов, приструнить людей он мог бы и сам. Но постоянное невнимание жены уже всерьёз заботило его. В голову лезли неприятные мысли об изменах,... о том, что, возможно, Нина и вовсе разлюбила его... Да и знакомые стали уже задавать колющие в сердце вопросы, вроде: "Как? Вы снова один?" Алексей отшучивался, знакомые смеялись, но его терпение подходило к концу.

   Одним из таких же дней , когда они с супругой практически и не виделись, если не считать раннего утра, в наставший уже поздний вечер Алексей терпеливо дожидался её в гостиной. Наконец в комнату вплыла его Нина с утомлёнными глазами и дымящейся сигаретой вставленной в красивый длинный мундштук, который она изящно и небрежно держала зажав двумя пальцами. У неё теперь появилась привычка курить.

   - Добрый вечер, - сдержанно произнёс Алексей.

   - И тебе, - бросила Нина.

   - Где была? - стараясь говорить спокойно, поинтересовался он.

   - В гостях, - нехотя протянула Нина, затягиваясь через мундштук.

   - Ты могла бы не курить в гостиной? - раздражённо спросил Алексей.

   Нина лишь равнодушно пожала в ответ плечами.

   - Я ждал тебя, - продолжал он, - Для того, чтобы поговорить.

   - О чём? - тем же ленивым тоном спросила она.

   - О твоём неуместном и... странном поведении! - Едва не взорвался Алексей, видя, как Нина продолжает курить и смотреть на него удивлённо приподняв брови.

   - Нина, - стараясь немного всё же успокоиться, продолжал он, - Твоё постоянное отсутствие в доме, в моей жизни, наконец, становится непозволительным. Я понимаю твоё желание иметь возможность выезжать, и никогда я не препятствовал этому, но всему же, в конце концов, есть предел! У тебя есть семья, и мне казалась, должно присутствовать некоторое уважение ко мне. Мы совершенно не бываем вместе. И, ты уж прости, эти твои постоянные разъезды в одиночестве становятся уже неприличными. Тебе надоело моё общество?

   Нина помолчала с полминуты, глядя в угол комнаты.

   - Я не делаю ничего предосудительного, - ответила она наконец.

   - Это ты так считаешь, - сухо произнёс Алексей, - Жить так, словно у тебя и нет вовсе мужа, это, поверь мне, предосудительно для замужней женщины, дамы. Я взрослый человек, Нина, а не мальчишка. Если у тебя есть причины и желание оставить меня, скажи об этом прямо. Я не стану тебя тиранить. Ты вполне свободна в своём выборе. Но только не надо держать меня в неизвестности и позорить своё, да и моё имя.

   - Никого я не позорю, - упрямо произнесла Нина, - Ты мог бы быть более лоялен.

   - Я достаточно оставался лояльным, - чуть возвысил голос Алексей, - Теперь я требую ответа. Что заставляет тебя постоянно отсутствовать?!

   - Что значит "что заставляет"? - как всегда начала кипятиться Нина. Её лицо немного раскраснелось, из всегда такой безупречной причёски выбилась каштановая прядь. Потушив сигарету, молодая женщина теребила теперь в руках мундштук.

   - Я просто невинно развлекаюсь, - продолжала она, оправляя своё красивое синее платье с золотыми узорами.

   - А я пока и не уличаю тебя ни в чём, - парировал Алексей, - Я просто желал бы понять, давая мне повод думать, что ты не нуждаешься во мне, как в муже, как долго ты рассчитываешь пользоваться моим терпением?

   Нина опустила глаза и не отвечала.

   - Нина, - твёрдо продолжал Алексей разговор, глядя ей в лицо, - Нина, так не может... И так не будет продолжаться. Ты сильно ошиблась в своём выборе, если полагала, что я стану тем мужем, который будет смотреть сквозь пальцы на такое вот поведение супруги. Но и навязывать, милая, своё общество я тебе не стану. Если ты не имеешь желания вести нормальную семейную жизнь СО МНОЙ, лучшим вариантом для нас будет просто разъехаться.

   - Разъехаться? - вскинула на него свои большие глаза Нина.

   - О, пожалуйста, без драматизма, - поморщился Алексей, - Никто не собирается учинять тебе развод, травмируя твоих родственников и ославляя нашу семейную жизнь в обществе. Многие семейные пары живут отдельными домами. Если ты хочешь того же... Что ж, не стану неволить.

   - Ты мне угрожаешь? - вздрогнув плечами, спросила Нина.

   - Пожалуйста, не перевирай моих слов, не передёргивай, - вздохнул Алексей, - Никто тебе не угрожает. В конце концов,... какая наглость. Это же не я постоянно оставляю тебя в одиночестве, а ты меня! Не видя стремления изменить это прискорбное обстоятельство, я лишь иду навстречу твоим же, Нина, желаниям. Что ж проще? Если тебе стала чужда наша семейная жизнь, я освобождаю тебя от этого бремени.

   Алексей увидел, как серые глаза Нины стали вдруг совсем светлыми, почти прозрачными, и наполнились слезами.

   - Ты не сделаешь этого! - с отчаянием воскликнула она. В этот миг, гляда на сидящего на диване в напряжённой позе мужа, она поняла, как на самом деле страшно ей остаться без этого мужчины, красивого, умного, любящего и... Любимого. Она сама себе не могла дать отчёт в своём поведении за последнее время. Но не хотела признаться в своей неправоте. Ей хотелось, чтобы он обнял, простил и никогда не покидал её. Но при этом, чтоб ей как бы и не быть виноватой. Поэтому из глаз её текли слёзы немого раскаяния и сожаления, а с губ готовы были сорваться чуть ли не проклятия.

   - Сделаю, - холодно произнёс Алексей. И взгляд его стал непроницаемым.

   - Ты хочешь бросить меня, как десятки использованных тобой женщин! - Нина не выдержала, она начала кричать и рыдать, - Стоило тебе в чём-то не угодить, и ты уже готов отвернуться от меня! Да шёл бы ты, шёл бы ты... Со своей гордостью! Это не мне, не мне, тебе плевать на меня! Что, я оказалась не такой уж удобной женой?! Своими сдержанными, цивилизованными нападками, всё - таки нападками, ты готов довести женщину до истерики, до безумия!!! Сволочь, скотина, ненавижу тебя! - Нина уже задыхалась от слёз и крика, руки её были в бессильной злобе стиснуты в кулаки.

   Алексей вдруг встал.

   - Довольно! - Громко оборвал он её наконец, - Прекрати корчить из себя жертву! Побереги для кого-нибудь другого свои площадные вопли! Я оставлю тебя до завтра. И если утром ты продолжишь разговор в том же тоне, это будет последний наш разговор. Умойся и ложись спать! Я даю тебе право выбора! Хотя следовало бы выпороть, как девчонку! - с этими словами он вышел, хлопнув дверью.

   Утром супруги встретились в столовой за завтраком. Алексей молча пил свой кофе, поглядывая на жену. Нина была красиво одета и причёсана, но на лице видны были следы слёз и бессонной ночи. Нина задумчиво помешивала чай ложечкой и совсем ничего не ела.

   - Алексей, - тихо произнесла она вдруг, - Лёша. Я позволила тебе думать, что... разлюбила тебя. Поверь, это не так. Я люблю тебя... И нуждаюсь в тебе, как ни в ком другом. Прости. Я не хотела делать тебе больно. Просто... мои знакомые всё время куда-то выезжают, жёны без мужей, мужья без жён... Мне казалось, что это... весело. Но, на самом деле, нет ничего ценнее тебя в моей жизни. И то, что тебе, в отличие от других мужей, не было безразлично моё поведение, ещё раз доказывает твоё превосходство над всеми ними. Я люблю и уважаю тебя за это тоже.

   Их взгляды встретились.

   - Продолжай, - спокойно сказал Алексей.

   - Я постараюсь больше никогда не доставлять тебе таких неприятных минут. Я осознала всю глупость моего поведения.

  Прозрачная слеза капнула Нине на блюдце. Алексей поднёс к губам её руку.

   - Я рад, что мы поняли друг друга, - проникновенно прошептал он, - Видит Бог, я не хотел бы потерять тебя.

   Нине стало полегче на сердце от этих слов. Ведь именно она лишила супруга, пусть и неосознанно, глупо, своего внимания. А он требовательно вернул его себе, как и положено настоящему мужчине. При чём, ни к чему не принуждая. Ей казалось, что теперь она стала любить этого чувственного и красивого, умного мужчину, ещё больше!

   Алексей же смотрел на Нину и его постепенно покидал укоренившийся в нём за последнее время страх, что их любовь разобьётся о её безразличие и непонимание.


   Оставшись же один, уже в типографии, в своём кабинете, Алексей долго думал: "Странно порой поступает с нами судьба. Казалось, что-то будто треснуло в их семейной жизни. А оказалось, что эта "трещина" может принести ещё и какую-то пользу. Алексей точно знал, что теперь Нина снова станет прежней. Что теперь она многое поняла и переосмыслила. Не так уж и плохо, наверное, хотя бы однажды, испытать страх потерять друг друга. А ведь потерять друг друга можно не только разойдясь окончательно, но и, в сущности, продолжая жить бок о бок, всё той же жизнью. Они вполне могли бы прийти к этому с капризностью Нины и его внутренней гордостью. Но он сделал этот шаг и добился ответного шага от неё. И теперь они начнут лишь ещё больше ценить друг друга. Любовь-сложная штука, семья-штука сложная вдвойне, особенно семья современная, где никто вроде бы ничего другому и не должен, каждый зиждется на своей так называемой "свободе", и носится с этой "свободой", как с писаной торбой, на самом деле лишь прикрывая тем самым взаимное безразличие или ещё хуже - распущенность", - Алексей хорошо понимал всё это. "Все эти "трещины" могут обернуться для людей по-разному. Могут разъединить их навсегда, а могут сплотить ещё больше. Надо только правильно взглянуть на проблему. Надо дать любимому человеку право выбора-терять или беречь, и тогда этот человек сам сможет потом оценить свой выбор, как и то, что он был-таки ему предоставлен."

Э. Гросс