О экономическом чуде Ли Куан Ю

Аникейская Правда
     Чтобы жить благополучно, люди в обществе должны присоединить к благородству своей души ещё и просвещенный ум. Те народы, в которых соединены эти качества, всегда общественные интересы и общественную пользу ставят выше личных интересов, поэтому чувствуют и заботу общества о себе.
     /Клод Адриан Гельвеций./


     Ли Куан Ю родился 16 сентября 1923 года, а премьер-министром Сингапура стал в 1959 году, когда возглавляемая им Партия Народного Действия выиграла первые выборы в стране в рамках программы самоуправления, предоставленного Сингапуру британской короной. В дальнейшем Сингапур вступил в Федерацию с Малайзией (31 августа 1963 года), а 9 августа 1965 года вышел из этой федерации, объявив независимость и сделав первый шаг на пути к тому, что сегодня, по прошествии 50 лет, называют не иначе как «сингапурским чудом».

     Главная заслуга Ли Куан Ю — создание основ для стабильного экономического развития Сингапура ради благополучия своего народа.

     Ключевыми элементами этого фундамента являются меритократия (власть по заслугам) и расовая гармония.

     Целью меритократии было привлечь к руководству страной самых грамотных и талантливых управленцев Сингапура. Молодая страна не жалела средств, направляя их для обучения в самые передовые вузы по всему миру, с тем, чтобы по возвращении на Родину они применили свои знания на практике на благо Сингапура.

     Сейчас отбор юных талантов ведётся со школьной скамьи, причем шанс получают не только граждане, но и постоянные резиденты Сингапура. Государство вкладывается в людей, и люди благодарят государство своей дальнейшей работой.

     А если добавить, что этот труд достойно оплачивается (зарплаты и социальные гарантии государственных чиновников в Сингапуре являются одними из самых высоких в мире), создаются условия, исключающие коррупцию и обеспечивающие эффективную работу органов государственного управления.

     Ли Куан Ю успешно сплотил сингапурцев для достижения того, что сейчас часто называют экономическим чудом при эффективном сочетании частного и государственного капитала для социального благополучия общества.

     Грамотная социальная и иммиграционная политика, пропагандируемые сверху идеалы расовой гармонии привели к тому, что в Сингапуре мирно сосуществуют представители самых разных рас, религий и культур: китайцы и малайцы, индусы и европейцы с африканцами. Философия премьер-министра состояла в том, что нужно не терпеть то, чего не можешь принять, а принимать право на существование тех вещей, которые недоступны твоему пониманию, если это не направлено против граждан общества и государства. Представитель любого национального меньшинства в Сингапуре знает, что государственная политика защищает, в том числе, и его права и свободы.

      А вот что писал Ли Куан Ю в отношении коррупции:  - «Коррупция - одна из характерных черт азиатского образа жизни, поэтому люди открыто принимали вознаграждение и это было частью их жизни. Чтобы победить коррупцию, нужно наказывать не испытывая жалости, сажая в тюрьму друзей и родственников, чтобы коррупционер знал, что он своим поступком подводит всех!»

     Ли говорил, что  "…без законно выбранного президента или при неадекватном и непрозрачном результате выборов, в течение двух-трех лет, как правило, появляются социальные беспорядки и нужда в помощи армии, которая должна прийти и остановить все это, поэтому выборы тоже должны быть демократичными и подчинены закону!".

     Ещё он говорил: - "Меня часто обвиняют в чрезмерном вмешательстве в частную жизнь граждан. Если бы я не делал этого, мы бы не добились того, чего добились на сегодняшний день. И я говорю без тени сожаления: ничего бы этого не было, мы бы не добились такого экономического прогресса, если бы мы не вмешивались в личные дела каждого, - как вы относитесь к соседям, почему вы шумите и мусорите и что говорите - мы решаем, что правильно и что неправильно. Неважно, что думают отдельные люди, если правительство избранное народом решило, как должно быть лучше для благополучия населения Сингапура.

     В конце своей жизни Ли Куан Ю писал, что «по уровню человеческого развития, который измеряют и Всемирный экономический форум, и Мировой банк, и МВФ, наши результаты очень высоки. И пусть у нас есть смертная казнь, но если бы у нас её не было, а мы крупный международный центр, мы бы стали центром мировой наркоторговли и эти наркотики распространились бы и в нашем обществе, а это смерти подобно».

     Он говорил, что «…есть книги, по которым можно научиться строить дома, ремонтировать машины или писать книги. Но мне никогда не попадалось книг по созданию благополучного общества  из многоликого числа китайцев и малайцев, индусов и европейцев с африканцами, так же как и нет книг о том, как обеспечить население большого города средствами к существованию в условиях, когда город утратил прежнюю экономическую роль торговых ворот целого региона».

     Ли Куан Ю писал: - «Мы верим в социализм и в то, что каждый за свой труд должен иметь право на заслуженную норму от общей массы общественного богатства в виде необходимых каждому базовых средств для жизни, а не равную долю для всех, что для успешного развития экономики личная заинтересованность в результатах труда и вознаграждение за него жизненно важны. Но поскольку у людей, как правило, разные способности, то при условии, что при капитализме результаты труда и распределение вознаграждения регулируются рынком, неизбежно есть наличие незначительного числа очень богатых, много тех, кто довольствовался бы средним доходом, и значительное количество осталось бы за бортом.

     Поэтому нам пришлось воспитывать новое отношение к общественно необходимому труду, наиболее важной частью которого стало осознание того, что вознаграждение должно прежде всего зависеть от результатов квалификации труда, а не от затраченного времени.  А значит равенство для всех затраченного рабочего времени должно определять лишь минимальную законную норму необходимого для жизни материального вознаграждения, но без выполнения нормы выработки или при недобросовестном исполнении обязанностей согласно квалификации выполняемой работы, закон теряет силу.

     А там, где правительство берет на себя ответственность за выполнение функций отца семейства, а не главы государственной системы по организации экономики страны для производства необходимого и для соблюдения законности в стране, что необходимо для её развития и удовлетворения насущных потребностей её населения, люди начинают расслабляться. Государственная система социального обеспечения без закона о жёстком учёте и контроле за количеством и за результатами квалификации труда, за вознаграждением и потреблением населения страны добываемых средств для жизни, подрывает в людях сознание того, что в жизни в любых условиях следует полагаться, прежде всего, на себя в обеспечении своей семьи необходимым для счастливой жизни, чтобы подачки государства не стали образом жизни.

     Эта нисходящая спираль становится бесконечной, в то время как мотивация к труду ослабевает, а производительность труда снижается. Люди утрачивают стремление к успеху и благополучию, поскольку платят слишком много налогов и поэтому начинают сильно надеяться на государство в удовлетворении своих базовых потребностей за эти налоги, а не на силу и справедливость принятого народом социально-экономического закона страны.»


     Ли Куан Ю успешно сплотил сингапурцев для достижения того, что сейчас часто называют экономическим чудом при эффективном сочетании частного и государственного капитала для социального благополучия общества.

     Грамотная социальная и иммиграционная политика, пропагандируемые сверху идеалы расовой гармонии привели к тому, что в Сингапуре мирно сосуществуют представители самых разных религий и культур: китайцы и малайцы, индусы и европейцы с африканцами. Философия премьер-министра состояла в том, что нужно не терпеть то, чего не можешь принять, а принимать право на существование тех вещей, которые недоступны твоему пониманию. Представитель любого национального меньшинства в Сингапуре знает, что государственная политика за добросовестность в труде по выполнению своих обязанностей защищает и его права и свободы.

     Сам Ли Куан Ю говорил, что лакмусовой бумажкой для правящего режима являются результаты по улучшению жизни трудящегося населения страны. А сами граждане, по большому счету, ценят это гораздо выше красивых слов и обещаний, на которые часто только и щедры некоторые западные демократии.
   
     Благодаря Ли Куан Ю  Сингапур стал самой успешной постколониальной страной в мире. Маргарет Тэтчер говорила, что Ли Куан Ю никогда не ошибался, Тони Блэр отзывался о нем как о самом умном мировом лидере, а Барак Обама считал бывшего руководителя Сингапура одной из самых легендарных личностей в истории Азии.

     В Сингапуре — один из самых высоких в мире процент миллионеров на душу населения. Разрыв между бедными и богатыми в городе-государстве до сих пор остаётся значительным,  вероятность разбогатеть здесь в два раза выше, чем в США.  Однако и социальные гарантии для трудящихся, которые с правом на труд имеют и закреплённое законом  право на необходимые для счастливой жизни нормы социально-бытовых условий жизни от общей массы производимых средств для жизни по труду, тоже высокие.
    
     Бюрократическая система Сингапура основана на постоянном общении с населением и изучением эффективности работы чиновников. Сейчас модель государственного управления Сингапура можно назвать «информационной моделью государства», которым управляют статистические данные и демократические механизмы, в основе которых лежит социальное благополучие население по результатам его труда, считает Foreign Policy. Очевидно, что такую же модель берут на вооружение и некоторые западные страны.

     И хотя при этом Ли Куан Ю, на протяжении своей продолжительной карьеры, неоднократно менял политические пристрастия — в диапазоне от либертарианства до социализма, пока не выработал идеальную для Сингапура модель государства с высоким уровнем взаимной ответственности как государства перед трудящимся населением, так и населения перед государством, при одновременном усиленном контроле над жизнью граждан, это не помешало ему быть самым результативным премьер-министром в мире!

     Формула «закон и порядок» в трактовке Ли такова: сперва порядок, а потом — закон. Под порядком Ли понимал общественную безопасность и политическую предсказуемость, которую он обеспечил устранением всех возможных конкурентов. Западные СМИ уделяли большое внимание жестким законам Сингапура (таким, как запреты граффити и жевательной резинки), в то время как сингапурское законодательство позволяет сажать за выступления на публике без лицензии и другие проявления свободомыслия. За годы правления Ли большинство его критиков разорялись или отправлялись в тюрьму — а иногда с ними случалось и то, и другое.

     В 1990 году Ли передал власть премьер-министру Го Чок Тонгу, затем страну возглавил его сын Ли Сянь Лунг. Однако все это время основатель Сингапура консультировал руководителей и оставался их ментором и наставником. Несмотря на то, что Ли неохотно расставался с властью (об этом говорит и 30-летний срок правления, и методы борьбы с конкурентами), в конечном итоге он предпочитал фокусировать внимание не на себе, а на созданной им системе, которая до сих пор продолжает работать.

     Конечно, Ли Куан Ю не смог бы выполнить свою миссию, действуй он в одиночку. Но именно его социально-экономический  гений очертил цели и вдохновил народ на их великие достижения. Именно за это народ благополучного и процветающего Сингапура благодарит, всегда будет помнить и чтить своего великого Отца. Его не стало 23 марта 2015 года в возрасте 91 года.