Чума ХХ века. Новелла

Ната Найко Савельева
Чумой ХХ века именовалась ВИЧ инфекция, то бишь СПИД. Нынешняя жатва коронавируса,- так громко не имменуется. Опять же, вакцины, способные защитить от короны, а их множество, скоро будут в таком колличестве, что может возникнуть проблема, кому бы их скормить. Чего не скажешь об антиретравирусной, которая только нынче, через 35 лет! проходит, как будто испытание на добровольцах.
Двадцать лет назад, мне довелось работать детским инфекционистом в районн0й поликлинике. Два года такой стажировки, не прошли даром, несмотря на отсутствие у меня сертификата специалиста. Явление это было почти повсеместное, выездные курсы специализации часто отменялись из- за откровенной бедности врачей, убогого жалования и нежелания уезжать из дома. Тем не менее, в первый же год моей работы удалось оказаться в числе слушателей двух коротких курсов, месячного и двухнедельного, что очень помогло на практике, а в дальнейшем и способствовало переходу моему в детский туберкулез, нередко ВИЧ- ассоциированный, где я оказалась несколько осведомлена.
Сегодня, общаясь близко с канадской подругой- коллегой, хорошим специалистом, очень интересуюсь отношением к вирусным инфекциям вообще в просвещенных странах. Так вот, одна тенденция, очень мне симпатична. Многие специалисты там полагают, что уже, на примере omicron, наблюдается ослабление и мутация коронавируса, вплоть до того, что он полностью вытеснит традиционный грипп, превратившись в обычную сезонную вирусную болячку. Как то так! Но я отвлеклась. Вернемся к ретравирусам. Работа поликлинического инфекциониста, кроме лечения гельминтозов (глистов), что не редко встречается у детей и наблюдения за перенесшими вирусный гепатит, мононуклеоз и прочее,- включала в себя и диспансерную группу ВИЧ- позитивных детей, а точнее носителей материнских антител. Тогда еще не был широко доступен ПЦР- тест на наличие непосредственно вируса у ребенка, что к счастью, редко встречается. Поэтому, для снятия ребенка с учета, по протоколу, полагалось тестирование в возрасте 18 месяцев. Для несчастной, ВИЧ- позитивной матери- это было то еще испытание! Многие из них и сами жертвы, отсрочивали это событие, как могли. За первые полгода моей работы, удалось снять с учета тридцать! малышей из 31- го, чем я очень гордилась. Хоть и никакой личной заслуги тут и близко не было. В работе с такими мамочками должно было присутствовать много сопереживания и немного дипломатии. Нередко, в их жизни случалось даже не три несчастья в одном! Было несколько, по настоящему трагических случаев, когда и любовь первая, и мужчина- первый, а также беременность тоже первая и ВИЧ- позитивный статус! Особенно запомнился один случай. Молодая женщина, практически девчонка, мать трехлетнего малыша с неуточненным статусом, боялась узнать правду до судорог. Я, как могла уговаривала ее, полагаясь на мировой опыт. И на учет она стала вовремя, и АРТ- терапию получила в третьем триместре, и кесарево сечение в родах! Конечно не по аргентинской методике, когда все ткани матери при доступе к плоду обшивают, минимализируя контакт,- где уж нам! Но тем не менее. Сложность заключалась еще и в том, что отец ребенка, узнав о проблеме исчез из их жизни, похоже навсегда. Молодая мать вынуждена была работать, пособия по инвалидности, увы не хватало для жизни. А трудилась она парикмахером, мужским мастером. Я очень редко видела улыбку на ее лице. Потом, она боялась огласки, что было уж совсем невозможно с моей стороны. Помню, сказала тогда, что она может быть опасна для клиента только, если сделает ему харакири своим ножом, после того,как харакири сделает себе! Она засмеялась даже. И вот наступило время ЧЕ. Одним солнечным утром она отправилась с ребенком в Центр СПИДа. Я была с ними, для храбрости. Надо сказать, что трехлетний мальчишка был так хорошо ухожен и здоров на вид, что я почти не сомневалась в благополучном исходе. Но все же, было страшно! Уж не знаю, как она пережила ту неделю! ожидания, она не звонила даже, по своему обыкновению. В назначенный час, я одна пошла за ответом. Ребенок был чист, результат негативный. Помню, что бежала бегом до самой ее парикмахерской. Ответ бедная мать увидела на моем лице и на ногах устояла, а потом бросилась ко мне к изумлению недостриженного клиента. Чуть позже мы всласть поплакали на заднем дворе быткомбината.