Путеводитель 2021

Галина Щекина
Путеводитель 2021 по  Вологде литературной
Литературное  место  №1, Центральная городская библиотека на Панкратова, 75 (ныне  филиал №5). Придя  туда в начале 90-х, начала работать библиографом, учили меня  Любовь  Молчанова и  Римма  Мартьянова карточки писать, но очень скоро влилась в  проект – литературно-музыкальная гостиная, Елена  Колызова меня  учила. Там я поняла, что такое пропаганда книги и как  делать, чтоб  книга не пылилась на полках. В  читальном  зале случались литературные вечера -  читали стихи ( Михаил  Жаравин, Ираида  Метляева). В эту библиотеку записалась, а потом пришла на лито  начинающая  поэтесса Ната  Сучкова, ставшая потом звездой… Там выступали писатели – Александр  Драчев,  позже приехала  знаменитая  Мария  Арбатова. Там  появлялись личности, общение с которыми было праздником. В гостиной разрешили проводить  заседания  лито. Это  было законное место, откуда нас не выгоняли, наоборот, поощряли. Мы  сидели в креслах как  белые люди. Мне, как  хозяйке гостиной,  разрешили напечатать несколько экземпляров тонкой  книги и провести презентацию. Например,   помню  «Чудеса для  Марийки», дебютная книжка Татьяны Вертосельги, которая позже прославилась книгами  на фольклорном говоре. Все  было  весело и бесплатно. В этой гостиной зарождался новый литературный  союз, вологодское отделение  Союза российских писателей. Через десять лет  там же СРП уже праздновал десятилетний юбилей.  Туда  потянулись литераторы, художники. Приехавшие их Челябинска писательницы Алла Бархоленко и Татьяна Тайганова были представлены  публике на литературном вечере в честь  прозаика Бархоленко,  у Тайгановой  открылась первая выставка графики. Пошли бардовские вечера «Гитара по кругу»… Литературно-музыкальная гостиная - это было  содружество муз. Народ  ехал  с другого конца города с тремя пересадками, на вечера  собиралось  около 50 человек. Первая  презентация  романа  «Графоманка» Галины Щекиной   тоже прошла в этой гостиной.
2. Литературное место  №2 – прежнее  здание   картинной галереи при жизни В.В. Воропанова, ныне  Воскресенский  собор, было не просто выставочным  залом. Оно работало как  культурный  центр, собирая молодежь и интеллигенцию Вологды на конференции, встречи  и  вечера. В 90-х была большая  дружба с  литераторами  Череповца. В «картинке» часто выступали Игорь  Захаров, Александр Якунов, Андрей  Широглазов. Давала концерты Надя  Бурдыкова – «Серебряный голос  России». Неоднократно приезжала на творческие вечера  Валентина Боровицкая. Более подробно  описано  это  в книге «В.В. Воропанов», Вологда,  Арника, 2021, статья Г. Щекиной «Оазис свободы, творчества и  вдохновения». Что  касается Дома  Шаламова, то благодаря  дружбе с директором Мариной  Вороно я получила ключ  к  пониманию Шаламова, а позднее  сотрудничая  с  В. Есиповым стремилась бывать на вечерах памяти  Михаила Сопина, на  Шаламовских чтениях, выпускала Шаламовский номер  газеты  «Свеча». Дом  Шаламова распахнул двери для  творческого вечера  «20 лет творческой деятельности  Щекиной». Вечер прошел  успешно. Выступающих  было много, подарков и цветов  тоже. Это было большой  моральной  поддержкой. От  Марины Вороно я  много узнала о жизни и творчестве  художника Яна Крыжевского, это отдельная глава  моей  жизни. Сама  Марина  Вороно была для  меня  мерилом того, как  прожить  жизнь в искусстве… Ее  трагическая смерть была  для меня  большим ударом. Я даже книжку  хотела о ней писать.
3. Литературное место №3 – Дом Пантелеева на  Козленской, 4. Прекрасное и очень памятное место  занятий  нашего  литобьединения «Ступени», уютный дом и мастерская  художника  Пантелеева располагали к литературным спорам. Встречи стали плодотворными, обсуждались уже не только рукописи, но и  книги, в том числе  «Веселая  галиматья»  Елены Колядиной, роман, вышедший в печать под названием «Цветочный крест», взявший  премию «Русский  Букер» 2010 года.Вахное обстоятельство – в  доме  Пантелеева просходиливыставки картин Пантелеев,а которые напрямую относились  к литературе. Сотрудничество оборвалось, когда вход в музей  сделали платным. Поэты  бедный  народ, не  всегда у них были даже  деньги на  билет. Но когда  были выставки, вся группа  лито писала отзывы в  музейный  журнал! И это  было взаимовыгодно и полезно и нам, и  музею. Помню, Ирина  Цветкова с областного радио  снимала видеорепортаж о молодых поэтах именно  в Доме  Пантелеева.
4. Литературное  место №4 – Это квартира Юрия  Малоземова позади Ростелекома – Герцена,  39б. Юра, всю жизнь  работавший на пожарной станции, стал позднее  издателем и таким образом спас от  небытия  десятки  имен  талантливых  вологжан. Мы с ним сотрудничали и  дружили по-человечески. Моя  помощь была нужна в части  распечатки  макетов, потому  что у меня уже  был компьютер тогда. А у него был доступ в дешевые  типографии. И еще Юра знал в разы  больше авторов. Авторы к нему  слетались как  мотыльки на  свет. Поэтому у него дом превратился, в  конце концов, в  литературный  музей. Не  знаю  судьбу его наследия, и куда  после  его  смерти хозяина попала  коллекция   Юрия Малоземова, но это было уникальное собрание. У него, например  был  альбом с  автографами литературных знаменитостей… Я  материалы о нем  тоже  собирала, собрала целую  книгу, но  удостоверившись, что денег на  издание мне не найти, передала  материалы в  союз  писателей-краеведов. Сама  я  тоже некогда в этом союзе состояла, но меня оттуда исключил Александр Быков. У  Юры  можно  было книжки  сшитые  обрезать красиво, а пока он это делал, чаю выпить. Так мы с ним  и бегали между  его  домом  и моим… Юра  делал книги  Наталье  Сидоровой,  Нине  Груздевой,   Лидии Тепловой, Татьяне  Бычковой, Ираиде  Метляевой и многим многим другим. Юра  Малоземов памятника  достоин, хотя и без памятника  следы его в памяти вологжан останутся.
5.  Не могу обойти в воспоминаниях еще  одно важное литературное место  № 5 -  музей  «Литература. Искусство. ВекХХ» -  Герцена,  36.  В пору, когда директором была  Нина Смелкова, там занималась литературная  студия  «Лист», и это были золотые времена студии. Это  был   мой личный  проект, поддержанный Смелковой. Ходило больше 20 человек – Наталия Боева, Мария Суворова, Оксана Халвицкая, Надежда Гомзикова, Иван Раменский и многие другие, занятия  посещали и профессионалы – Сергей Фаустов, Игорь Волков, Валерий Архипов, Нина Писарчик, Мария Запольских.  В студии  тогда  выходил свой журнал «Листва». Музей работал и как площадка  фестиваля  СРП   «Плюсовая  поэзия». Когда я обратилась  в администрацию с просьбой о  выставке репродукции  Анчарова  к  его  Дню Рождения – музей  снова пошел  навстречу. А  ведь  Анчаров – один из самых знаменитых  писателей–шестидесятников. Выставку  посетило  много  школьников. В  общем, музей «Литература. Искусство. Век ХХ» - это  музей нового формата, с оригинальными  методами, и я  им всем  очень благодарна. Они умели совмещать   и экскурсии  по Рубцову и  Гаврилину, и современных  авторов. В этот  музей  московские  поэты  приезжали выступать. Мы  долгое время  дружили, пока в  моду не ввели обязательные входные   билеты. В  этом музее прошла презентация  книги Щекиной  «Улица  Гобеленов»,  а также оригинальная творческая встреча на фоне  выставки «Фантазия и реальность в книгах Галины  Щекиной». Это были значительные  события в  моей  жизни, которые укрепили сознание собственной  значимости в культурной жизни  города.
6. Нельзя обойти вниманием  такие литературные  места, как   Дом  купца Самарина и Дом  дяди  Гиляя.  Дом Самарина находящийся на  Советском проспекте, 16, а своим патриархальным стилем, с духом старины  и  особым экскурсионным укладом  давно привлекал  мое внимание.  Особенно с того  момента, когда администрация дала добро вечеру  памяти Татьяны  Бек, известной московской  поэтессы, внезапно скончавшейся в феврале  2005 года. Бек неоднократно  бывала с выступлениями в  Вологде, и мы с ней были  лично знакомы. На этот вечер приехали московские  гости – ученики и студенты Татьяны  Александровны ,  ее хорошая  подруга  Ирина  Василькова.  Читали  стихи, говорили пронзительные  речи. В Доме  Самарина так же  чтут память  российского поэта  Михаила  Сопина. Собирая людей на вечера  его  памяти, музей высоко несет  слово  поэта в массы. Силами  музея оживлен  образ гимназистки   Лизы Измайловой по ее  дневникам позапрошлого века. В период пандемии музей  поддержал  бездомных литераторов (лито  «Ступени»),  дав им пристанище, а потом дали возможность провести  итоговый вечер  «Премии  Эхо» в 2020 году.  Считаю эти акции  безусловной заботой о литературе, и это  подтверждает репутацию  музея как  литературного  места.
Несколько  слов о Доме  дяди  Гиляя.  Силами преседателя Вологодского отденления  СРП  Елены  Волковой  полуразрушенное  здание  бывшей библиотеки на  Чернышевского 15  было восстановлено, отремонтировано, оплачены коммунальные услуги,  и там идет полноценная  культурная  жизнь. День  рождения  дяди  Гиляя – Владимира  Гиляровского – отмечается как праздник. До  пандемии там проходили   литературные  фестивали «Плюсовая  поэзия»,  многочисленные   слеты  поэтов «Стихоз» при участии ведущей  Галины  Самойленко. Работа  с  молодыми  авторами: конкурс  «Словарный  запас»,  по итогам которого выпущены новые книги! И вся  огромная работа в  Доме  дяди Гиляя  ведется без дополнительных ассигнований, на общественных началах. Я  лично участвовала в вечере  встречи   с литературным Вельском,  в семинарах  «Плюсовой  поэзии»,  также во встрече «Голоса  молодых», куда пришли участники студии  «Лист» на презентацию журнала  «Листва» № 14.
Галина  Щекина