Праздник

Андрей Март
Этот текст был написан ещё в 2013-ом году, однако, похоже, что свою актуальность он утратит лишь с концом этого прекрасного, на самом деле, мира…




    Сегодня 27 декабря. Скоро Новый год, но ощущения праздника нет. За окном – +3, ветрено, моросит дождь. Cкучно. Ёлку ещё не поставили, дом не украшен, да и украшать его желания особого нет.

    Помню, как к Новому году готовились в детстве. Собственно, готовились родители. Мы с сестрой, так сказать, поддерживали их морально. Мама ездила в Польшу, привозя оттуда целые сумки сладостей и подарков. Наряжалась пушистая ёлка, старые вперемешку с новыми разноцветные игрушки при одном лишь взгляде на них поднимали настроение, вселяли радость, наполняли сердце теплом и ощущением сказки. Когда последний дождик нежно касался пушистой красавицы, выключался свет и, затаив дыхание, все смотрели, как улыбчивыми огоньками, яркими игрушками и серебристыми гирляндами переливается весёлая ёлочка.

    А через несколько дней, в самый канун праздника, под ёлкой вдруг обнаруживался огромный пакет разнообразных леденцов, шоколадных конфет в пёстрых обёртках (очень запомнились мне одни такие – названия, конечно, не вспомню, – с апельсиновым вкусом в оранжево-коричневой обёртке), упаковки жевательных резинок, экзотичный ароматный ананас, апельсины, мандарины, большая ветка желтых бананов и, естественно, сами подарки (всё перечисленное было лишь неким прологом к началу праздничного произведения), спрятанные в куче разноцветного дождика. Очень хотелось приоткрыть завесу таинственного, но воспитание делало своё дело, без маминого разрешения смотреть нельзя!

    В пору моего детства по телевидению не было столько каналов, как сейчас, но и по тем нескольким, что были, большой процент эфира был занят мультфильмами и  сказками на новогоднюю тематику. Обилие улыбающихся снеговичков, Дедов Морозов, снегурочек, белочек, зайчиков, мишек, весёлых приключений и интересных новогодних историй приобщали к чему-то загадочному и волшебному. Перед Новым годом ты жил в ожидании чуда, которое должно было изменить всю твою жизнь. Ты чего-то ждал, к чему-то готовился. «Поскорее бы уже наступил Новый год», – думалось мне, и я гонялся по всему дому, не зная, чем же скрасить эти оставшиеся, так долго текущие часы.

    Но праздник приближался.

    Под бой курантов раздавалась хлопушечная канонада, взрослые распивали искристое шампанское, дети потребляли конфеты, запивая модными тогда «Фантой» и «Спрайтом». Разрезался ананас. Его обильный сок неприятно обжигал губы, но вкусовые качества всё же были сильнее. Всем было весело и радостно. По не выключавшемуся практически целый день телевизору все также радовались, поздравляли друг друга, желали счастья, радости, любви и так далее. Родители вручали подарки, желали всего лучшего. Помню, традиционно звучала фраза: «Чтобы этот год был лучше предыдущего». В разные годы после этого момента я либо отправлялся посевать, либо усаживался поудобней перед телевизором, вдоволь насыщаясь новогодними программами. Затем с тяжелой от перейденной меры головой шел спать. Так проходила новогодняя ночь.

    Сейчас, вспоминая это, не чувствую ни радости, ни тепла. Как будто этого всего не было. Так, прошло мимо, а ты и не заметил. Возможно, как сказал когда-то мой брат, всё дело в том, что того детского Нового года уже не будет никогда. Потому что НИКОГДА ты уже не будешь ребёнком. Не будет того ощущения волшебства, сказки, чуда, чувства тепла и защищенности, а сам праздник Нового года станет всего лишь привычной формальностью. Частично он, конечно, прав. Но, с другой стороны, а какой вообще праздник, какое тепло и радость может быть без Бога – единственного источника этого самого тепла и радости?

    В предпраздничной, праздничной, послепраздничной суете мы как-то напрочь забываем о своей душе, о том, чем питается ОНА. Мы насыщаем её богатыми новогодними одеждами, костюмами, масками, безудержным смехом, танцами, сюрпризами, разнообразными напитками, едой и сладостями, а душа… тоскует в одиночестве. 


    На следующий день все просыпались от громких звонков посевальщиков. Ребята желали нам счастья, здоровья, чтоб «в цей рік родило краще, як торік», получали деньги и конфеты, и спешили дальше будить спящих соседей. Затем наша семья садилась завтракать за неубранный стол, потом мы отправлялись к бабушке и дедушке, где и собирались остальные родственники. Обнявшись и расцеловавшись, садились за стол, за которым обсуждали просмотренные за ночь передачи, фильмы, концерты. После «Оливье», картошки-пюре и «Полосатых штанишек» сонные и истощённые мы возвращались в свои по-прежнему праздничные, но какие-то пустые дома, будто кто-то взял и одним махом выпил из нас всю энергию, которой в нас, казалось, так много.

    По сути, на этом праздник и заканчивался. Конечно, дома ждал стол, каждый доедал и допивал то, что ещё не успел; была традиционная «Песня года», «Ирония судьбы, или «С лёгким паром!», американские семейные комедии. Атмосфера праздника таяла, чувства остывали, и теперь на целый год надо было набраться терпения до следующего Нового года, чтобы ВНОВЬ наполниться предновогодней энергией, и также быстро ВНОВЬ опустошить свою душу.

    Потому у людей и появляется после Нового года затяжная депрессия. Несколько месяцев экономии, подготовки (игрушки, хлопушки, петарды, салюты, гирлянды, сладости, фрукты, мяса, колбасы, сёмги, форели, осётры, шубы, салаты, вина, водки, подарки), ради того, чтобы всё спустить в туалет, вынужденно садясь на диету. «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается», – много столетий назад сказал Премудрый Соломон.

    Попробуй с ним не согласиться!

    Чем угодно мы стремимся насытить свою душу, а результат один – внутренняя пустота, пессимизм и уныние. И вроде бы замечательные подарки получили, и красиво поздравили нас, и сладко покушали, и интереснейшие передачи по телевизору, а душа – как хлопушка после выстрела, – одновременно и подняла, и украла настроение. Потому что насытить душу без Бога – всё равно, что наполнить бочку дырявым ведром. Пока зачерпнул, пока донёс – уже ничего не осталось. Вроде было – и вдруг исчезло. А, может, и не было? Показалось?..

    До тех пор, пока мы не осознаем, что созданы не для этой жизни, пока не поймём, что здесь мы только гости, и всё, что имеем, принадлежит не нам, и в своё время дадим отчёт за использование данными нам временем, деньгами, здоровьем, способностями, талантами, – так и будем, ложась 1-го января спать, сквозь пьяные мысли и опустошенные чувства думать: как же дождаться следующего Нового года? Так и будем жить из года в год, пока не перервём, наконец, финишную ленточку под названием «Жизнь», а там… а там неизвестно…

    Уверен, что 90% тех, кто прочитает этот очерк, меня НЕ поймут, и понять НЕ захотят. Слишком всё сложно и мрачно. Не хватает простоты сюжета. Да в этом-то и проблема. Желая, чтобы было хорошо, мы не имеем ни малейшего желания разбираться, анализировать, понимать, да просто думать. Да и зачем, если скоро праздник, а в жизни и так хватает сложностей. К чему усугублять?..

    Некий Брайан Барни из американского штата Мериленд украсил свой дом  гирляндами, на которых горит двадцать тысяч фонариков. Возможно, вы посчитаете меня пессимистом, но ради чего, РАДИ ЧЕГО столько времени и денег тратить на пустоту, пусть и красивую?.. Уверен, что этот самый Брайан Барни после Нового года, как и почти все его американские братья и сёстры, вооружившись сильнейшими антидепрессантами, утонет в глубочайшей депрессии. Потому что праздник закончился, огни погасли, ёлки и эти самые гирлянды уже не актуальны. А новый праздник наступит только через год. И что же делать? С невыносимой болью и тоской в сердце придётся ждать. Вот так и живём.

    По телевидению (и не только) вовсю обсуждается серьёзнейший вопрос: в каком цвете провожать новогоднюю ночь – в синем (так как год синей лошади), или зелёном (ибо некоторые астрологи предпочитают говорить именно о зелёной лошади), с камнями (если «да», то с какими?), или без, обязательно ли наличие деревянных изделий, потому как по восточному календарю эта самая синяя, или зелёная, лошадь (видимо, астрологи сами запутались) ко всему ещё и деревянная. Сплошные знаки вопроса. Как же во всём разобраться???

    Те, кто всё же разобрались, объясняют, как со вкусом надо сервировать и накрывать на стол. Обязательно должны быть яблоки, апельсины (наверное, синяя лошадь очень любит именно эти фрукты) и уже упомянутые деревянные изделия.

    Идём дальше. «Конь – динамичное животное», отсюда вывод – «надо быть таким же динамичным в следующем году», проявлять активность и напористость. Если сделаешь правильный выбор, то твои успехи «вознесут тебя до самых небес», а если «сделаешь неправильный шаг – окажешься на самом дне». Учитывая габариты лошади, «идеальный вариант для встречи Нового года» (это ж додуматься!) – «улица». Выноси стол во двор, а ещё лучше на «лесную поляну», и, «глубоко вдыхая свежий воздух», празднуй, сколько влезет. Иногда удивляешься. Просмотришь газеты, пощёлкаешь пультом – и готовые сценарии для юмористических программ.

    «В новогоднюю ночь 2014 года нужно обязательно танцевать, и как можно больше». И ведь вот в чём прокол. Лошадь-то наша – животное скоростное, любит движение, поэтому медленные танцы не подойдут, только «зажигательные». А уж если включить застенчивость, и только наблюдать, как веселятся остальные, то в наступающем году «не получишь того, о чём так долго мечтал». Выход один – отбросив стеснение, «с головой окунуться в головокружительное празднование Нового года». Ах, да! В ночь на 31-ое декабря надо обязательно запомнить свой сон – «он предвидит будущее на весь год».

    И – последнее. «Если в новогоднюю ночь звенеть монетами, то деньги будут водиться целый год». Надо бы мелочи наменять…

    Перечислил все эти «прелести», а теперь думаю: может, у меня с головой не в порядке, или просто отстал от жизни? Первое, или второе, или что-то третье? Сколько разного бреда, и ни слова о том, что сейчас пост, ни слова о православных традициях, которые на наших землях имеют вот уже более чем тысячелетнюю историю. И что вообще за праздник?

    В районе обеда включить погромче (для разогрева) телевизор, в три яруса накрыть стол, одеться ТОЛЬКО в синюю одежду, и, позванивая в руках монетами, сесть за этот самый стол, до отвала напиться и нажраться (простите, но иначе не скажешь), и на какие-то полсуток зависнуть перед «голубым экраном», в перерывах танцуя «зажигательные танцы» и запуская салюты и петарды. Это настолько весело? Просто дело в том, что эта весёлость на следующий день почему-то превращается во что-то абсолютно противоположное, и вопрос напрашивается сам собой: а действительно ли было так весело?..   

    Делая экскурс в историю, узнаешь, что не всегда Новый год праздновался 1-го января. В допетровские времена начало нового года отмечали осенью, а до XV века – 1-го марта. И ведь логично. Во-первых, нет поста; во-вторых, начало Нового года в соответствии с этой датой действительно можно считать таковым. Зима закончилась, начинается весна, природа просыпается и оживает. Ныне же – это 1-ое января (и захотелось ведь Петру поплясать под дудку Запада), когда зима только, что называется, в стадии разминки. Какое ж тут начало?

    Красиво одеться, ароматно надушиться, сладко напиться, вкусно наесться – да так, чтоб и дыхание перехватило, – развлечься, где-то зависнуть до утра, а после этого – хорошо выспаться. В этом древние – и не только – мыслители искали смысл жизни?..

    Человек теряет, глупо растрачивает жизненные силы на развлечения, при этом называя такую жизнь насыщенной и богатой. Вот только душевное состояние его, которое часто он так тщательно скрывает от окружающих, говорит о том, что на самом деле он глубоко несчастен. Даже перед самим собой он может этого не признавать, но сердце-то ведь, как известно, не обманешь. Оно как раз и подсказывает, что не там, не там человек ищет, и пока не сменит ориентиры, ничего не найдет, и более того – потеряет и то, что имеет.

    Перед новогодней ночью есть ещё время подумать…


    Декабрь 2013 года