Драма в купеческом доме

Эльвира Гусева
Совсем недавно я открыла для себя новое имя  замечательного художника – Фирса  Сергеевича  Журавлёва, о котором, к  великому сожалению,  ранее  не знала. Может так случилось  потому, что он  не был  столь  популярным, хотя  безусловно  внёс  огромный вклад  в историю русской живописи.

Он родился  в 1836 году в Саратове  в мещанской семье.  Родители  его занимались  портновским ремеслом, полагая передать это занятие сыну. Может быть, всё так и случилось, если бы  не  его удивительный талант художника.

В возрасте девятнадцати лет  Фирс Журавлёв отправился  из Саратова в Петербург, где поступил в Академию Художеств. Там у него появилось много друзей, среди которых был Иван Крамской.  Талантливые молодые люди увлекались не только живописью, но и литературой. Собираясь вместе на квартире Крамского, они много  читали вслух, обсуждали новинки литературы, спорили. Может быть,  в такие моменты и рождались образы, которые  в последствии  оживали  на художественных полотнах.

Особенностью творчества Фирса Сергеевича  Журавлёва  стало  его обращение  к  обыденной жизни  людей,  разным событиям  их жизни,  обычаям  эпохи девятнадцатого века. Он мастерски выполняет свою задачу, открывает дверь  в дома разных людей, помогая  зрителю увидеть  реальную  жизнь  такой, как она была около двухсот лет назад.
 
Скорей всего, такая  тема в те времена  не была столь востребованной, что и помешало ему добиться мировой известности, хотя достижения художника, на мой взгляд, вне всяких споров.

Журавлёв  один из первых обратился к теме  бедной, неустроенной жизни творческого человека, будь то  поэт, музыкант  или художник.  Верность  бытовому жанру,  теме «униженных  и  оскорблённых»  он пронёс через  всё творчество. Она  развивается на протяжении всей второй половины девятнадцатого века.

Достаточно взглянуть на его картины, как перед зрителями предстанут живые люди, с их проблемами  и  переживаниями, трудностями  и горестями, которых так много в жизни.

Удивительной и неповторимой, на мой взгляд, является картина «Перед венцом» 1874 г. Картин с таким названием у  мастера несколько, они разнятся между собой. Речь пойдёт  именно об этой картине - 1874 года написания. Тема неравных браков не нова в русской живописи, но  у каждого мастера она раскрыта по – своему. Сразу вспоминаются знаменитые полотна  «Сватовство майора»  Федотова  и  «Неравный брак» Пукирёва.

Присмотримся  к  этой картине повнимательнее  и она оживёт перед нами, расскажет много интересного о том, как всё  было…

Уютный, добротный, купеческий дом,  в котором живут люди среднего достатка. Тяжёлые  бордовые  занавеси  с бахромой  открывают лишь часть окна, в котором виднеется утренний свет. Он освещает интерьер комнаты и  самих героев. В комнате много икон, по всей видимости,  здесь  проживают глубоко верующие люди. Свет падает на  красно – синий ковёр на полу, роскошный деревянный стол  и лампу, украшенную мелкими деталями.

А  вот и сам  купец с окладистой седой бородой,  в длиннополом  двубортном  сюртуке. В то время была популярна такая одежда, но одновременно с длинными,  имели право быть и  короткие сюртуки, право выбора оставалось за хозяином.
 
На  глазах  зрителя  происходит  драма.  Молодая девушка – невеста, сидит   на коленях,  на полу, закрывая  руками лицо, рыдает.  Белоснежное свадебное  платье  с  нежными  цветами  и  длинным шлейфом, тончайшая фата на голове  и  обруч  с  такими же цветами,  изящные  золотые  украшения  на руках – как красив её наряд!
 
Он подчёркивает  белоснежную кожу обнажённых  рук  и  декольте.  Нам известно:  такое  платье было допустимо лишь для светского торжества или бала. Венчальное платье выглядело несколько иначе, руки, плечи и шея были  закрыты  рукавами и воротником. Таким образом, для невесты заранее готовилось два  платья, а если не было такой возможности, то использовали съёмные детали, что позволяло превратить свадебное платье  в  венчальное.

Наряд невесты настолько красив, что сравнить его можно с цветком, которому предстоит раскрыться во всей своей красе,  однако, становится сомнительно.  Об этом наглядно говорит  тот полукруг, которым окружили плачущую невесту родственники. Именно такой приём использует художник, чтобы дать понять зрителю, что выхода нет: невеста обречена стать женой нелюбимого, а может,  к тому же и старого, человека.

Скорее всего, отец вынужден  отдать свою красавицу – дочь  за  богатого жениха. Он  тяжело принимает это решение, ибо нет другого выхода, и это единственный путь, чтобы поправить своё финансовое и материальное  положение. Выдавая замуж  дочь, он  заранее знает: всё так и будет,  она  поплачет,  погорюет да и смирится со своей судьбой. Такие  браки по расчёту были нередки в  те времена.

Рядом  с  отцом  изображена купчиха – мать. Она одета  так, как подобало  женщине данного сословия. Это нарядная одежда, состоящая  из ярко – розового атласного платья, поверх которого  накинута  синяя бархатная мантилья с бахромой. Художник подчёркивает немаловажную деталь – белый кружевной воротник, заколотый брошью. 
Женщина спокойна и степенна, нет никакого  волнения в её позе, жестах, мимике.
 
Она не бросается успокаивать  рыдающую дочь,  глядя  на неё  равнодушно, уверена, что  отдавая дочь за  нелюбимого человека,   помогает ей благополучно и счастливо устроить  жизнь. Она мечтала  об этом, и вот, наконец, всё скоро сбудется, а что касается дочери, то не она первая, недаром говорится «стерпится – слюбится».

Казалось бы, вот и все главные герои, ан, нет! Не менее важной является персона женщины в голубом платье. Это сваха, именно она  в те времена играла  свою непосредственную  роль  во всём укладе жизни купеческого сословия. Достаточно вспомнить пьесы А. Н. Островского,  и  всё сразу станет понятно.  Сваха  выступает здесь, как символ  тех традиций, которые  ещё  продолжали жить.

В отличие от дворянок,  женщины купеческого сословия одевались иначе. Поверх платья с кринолином накинута  шаль, белый кружевной воротник с брошью, нить жемчуга, кольца  и серьги.  Обязательным атрибутом является платок, который она держит в руках. Его можно было заткнуть за пояс,  и использовать во время танцев, плясок, как показатель ритмичности движений.

Рассматривая картину дальше, мы обращаем внимание на молодую купеческую пару с ребёнком. Женщина кажется нам немного взволнованной всем происходящим, её поза говорит об этом. Попробуем предположить, что она  родственница  невесты. Автор подсказывает  нам  эту мысль,  осуществляя сразу несколько интересных приёмов.

Посмотрите внимательно: она одета  в белое бальное платье, очень напоминающее  платье невесты. Отсюда следует, что они могут быть между собой сёстрами, а почему бы и нет? Второй, не менее интересный приём: она оказалась  в замкнутом пространстве между свахой и мужем. Мы смело можем предположить, что когда – то  она  тоже  была выдана замуж не по любви, то есть выбора у неё не было. Однако, судя по всему,  теперь  он ей и не нужен,  в её жизни  всё сложилось. 

Это ещё раз доказывает, что родители невесты  нисколько не переживают о её будущем, более того, они уверены, что способствуют её счастью. Как знать…