Смех Сарры

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
«И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась».
Быт.18:9-15

Авраам принимает гостей, и видимо, понимает, что гости особенные, так как кроме обычного гостеприимства, он старается всячески послужить им: кланяется до земли, предоставляет им кров и омывает им ноги, говорит учтивые речи, готовит хлеб из лучшей муки и режет лучшего телёнка из своего стада. А дальше и вовсе становится понятно, что в виде ангелов, Авраама посетил Сам Господь. Авраам это знает и вероятно Сарра, подслушивающая беседу мужа с гостями, тоже знает об этом. И вот Господь передаёт особое послание Аврааму и его жене: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей». Авраам и Сарра и рады бы поверить в это, ведь это их заветная мечта, Бог обещал, что у Авраама будет потомков как звёзд на небе. А какие могут быть потомки если даже детей нет? Но как верить, если Аврааму 100 лет, Сарре 90 лет, у Сарры давно перестали выделяться яйцеклетки, и наука, да и житейский опыт говорят против того, что сказанное Господом вообще возможно?

С одной стороны Сарра слышит Божье предназначение для своей жизни, получает знамение о том, что случиться через год и вроде как Богу можно и нужно доверять, но с другой стороны, то, о чём говорит Господь маловероятно и даже противоречит её знаниям о природе вещей. Как поступить? Довериться Богу? Или внутренне рассмеяться, говоря в душе: «Ну-ну, давай заливай! Я-то знаю, что ничего не получится! Ври-ври, да не завирайся?» Сарра рассмеялась, а потом очень быстро осознав, что поступает неправильно, ещё делает вид, что ничего не произошло. По сути, Сарра проявила скептицизм, не поверив Богу…

Когда Бог что-то обещает, обязательно ли это сбудется? С одной стороны да:

«Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».
Ис.46:10

С другой стороны, многое зависит и от человека, в частности от того, как он воспринимает Божью волю. Одно дело, с искренним сердцем поверить, в Божье предназначение, а после ещё и приложить все 100% своих усилий, и совсем другое пребывать в борьбе, сомнениях, страхах и всячески саботировать процесс…

«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать… Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!»
Иез.18:31,32

Бог не хочет смерти умирающего и Его предназначение - жизнь, но сам человек должен решить грешить или не грешить и конечный результат зависит именно от этого. В случае с Саррой, Божье предназначение всё-таки состоялось, однако в других ситуациях, казалось бы, здоровый скептицизм может сыграть с человеком злую шутку, так как сомнения и не полное доверие Богу, часто и становятся причиной, отчего Божье предопределение и не состоялось. Конечно, потом человек скажет: «Я так и знал! Говорил же, что ничего не выйдет!», но главное, что он так и не поймёт, что именно его сомнения с самого начала и стали причиной неудачи. В Израиле был царь, про которого сказано:

«И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца».
2Пар.25:2

Что это за жизнь, когда вроде и делаешь какое-то дело, но не от чистого сердца, а так спустя рукава, кое-как, «без души»? С одной стороны, и не слишком обидно, если ничего не вышло, я же особо и не вкладывался, а если что-то получится, то я вроде и при деле был! А с другой стороны, такая жизнь не может всколыхнуть Небеса и увлечь других людей…

Смех Сарры – это как раз жизнь с серединки на половинку, когда вроде вслух и не возмущаешься и проблем особых никому не создаёшь, но внутри не согласен и не готов вкладываться по полной. Богу же не нужна часть нашей жизни, Он хотел бы её всю без остатка…

«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков».
Кол.3:23