Часть четвертая

Никки Тозен
Почему мы оказываемся на стороне зла?

Саудовская Аравия

Вопреки сложившейся традиции доминирования добра над злом в последнее время современного читателя все больше привлекает природа зла. Она кажется более соблазнительной, непредсказуемой и сложной в своем понимании. Все реже нам хочется, чтобы все заканчивалось предсказуемым «Happy End». Ведь жизнь персонажей не обрывается на финальной сцене с титрами. Ведь они будут продолжать жить дальше. Но какова будет их дальнейшая жизнь? Долго ли будет длиться их эйфория? Нам нравится состояние вечной борьбы, когда непонятно, кто выйдет победителем. Отсюда все эти новомодные понятия типа «серой морали», когда история вроде закончилась, а все равно находится в подвешенном состоянии, давая возможность для бесчисленных вариаций развития дальнейших событий.

В последней арке книги «Всё ещё я» писатель с завидным хладнокровием исследует природу зла, углубляясь в ее недра все глубже и глубже. Здесь нет противостояния. Есть только металлические отблески на бескрайнем темном полотне. Я считаю, что это одна из самых некомфортных для чтения арок. Мне Юкия не представляется положительным персонажем, скорее, отрицательным, но в этой арке автор сталкивает нас с такими личностями и характерами, что на их фоне главный герой выглядит просто святым.

Опять же хочу отметить, что все происходит и описывается через призму мировосприятия главного героя, а не самого автора. Это не значит, что в Саудовской Аравии действительно так, как она представлена в глазах героинового наркомана с крайне обостренным инстинктом самосохранения, которое пробуждается у него именно в этой арке.

Каждая сцена в этой арке продумана и несет свою смысловую нагрузку.
Художественное оформление этих сцен поражает детализацией, проработкой интерьеров и убранством — все выглядит очень богато, практически на недосягаемом уровне для обычного смертного человека. Опять же сделано это не с целью вызвать в ком-то зависть или выместить свои комплексы, а с целью, чтобы показать насколько ничтожен и ненасытен человек в своем стремлении превосходить других.

Итак, мы оказываемся в самом сердце мусульманского мира — в загадочной и неприступной Саудовской Аравии. И теперь уже не читатель полностью сбит с толку и дезориентирован, а главный герой. Юкия не понимает в какой стране он оказался, не знает куда ему идти. Неведомая прежде культура в буквальном смысле сбивает его с ног. Его воспаленный разум пытается понять ее, но у него не получается проникнуться, и уже он вынужден испытывать чувство отторжения. Очень скоро ему становится невыносима, даже ненавистна эта страна, и под влиянием постоянного наркотического опьянения герой все воспринимает в лихорадочном бреду.

Вместе с Юкией находится его брат Александр. Он всячески пытается вразумить брата, чтобы тот вел себя крайне осмотрительно в присутствии шейха и не совершал глупостей. Со временем Александр догадывается, что шейх сделал Юкию своим пленником, и в то же время он понимает, что любое вмешательство может повлечь за собой срыв многомиллиардной сделки, поэтому оставляет брата одного и улетает обратно в Англию.

Я не знаю, как расценивать поступок Александра: с одной стороны, он всячески пытается угодить отцу, с другой, испытывает жалость к брату, который причиняет семье одни неприятности, но все равно это выглядит, как очередное предательство со стороны его родственников.

О том, что Юкия является мужем Хадиджи, забывается тут же по прилете, и сразу становится ясно, что шейх аль-Мактум привез себе очередной трофей, с которым намерен вдоволь позабавиться. Шейх быстро понимает, что Юкия имеет зависимость, и делает все, чтобы тот находился в состоянии постоянного дурмана. Ему нравится всячески показывать свое превосходство над ним. Красота и юность Юкии буквально сбила его с ног, а оскорбления, которые тот ему причинил, сильно ущемили его гордость, поэтому он решил полностью подавить его волю, превратив в марионетку. Никакого серьезного отношения у аль-Мактума к нему нет. Он смотрит на него, как на бездушную картину, которую не знает куда повесить, и завидует его красоте. Ему не успокоится, даже когда Юкия практически полностью станет зависим от него. На первый взгляд может показаться, что шейх испытывает к нему сексуальное влечение, но это вовсе не так. После определенной сцены становится ясно, что шейх преследовал иную цель, нежели просто сделать его своим любовником. Наоборот, для аль-Мактума это унизительно. И после того, как Юкия напрямую предлагает себя шейху, лишь бы тот помог ему выбраться в Африку, последний сильно избивает его, а после отвозит в пустыню, где происходит сцена сильнейшего эмоционального надрыва.

Сильно истощенного и морально, и физически шейх увозит Юкию в самые недра раскаленной пустыни, где начинает припоминать ему все причиненные обиды. Угрожает, что закопает в песок, как собаку. В результате всего этого из Юкии вырывается душераздирающий монолог, после которого аль-Мактум начинает думать, что он сумасшедший. Шейх стал очередной жертвой обманчивой внешности Юкии. Очень быстро он понимает, что за всем этим лоском и юношеской привлекательностью скрывается совершенно несоответствующий ей больной человек.

И снова разыгрывается пьеса, чередующаяся постановочными сценами, и во все это вклинивается своеобразная рефлексия главного героя. Перед читателем вновь приоткрываются чертоги его воспаленного разума. Творится настоящий хаос. Снова стирается граница того, что реально, а что вымысел. Какой-то парад безумного экшена — и парадокс в том, что границы восприятия настолько размыты, что действительно может показаться, что все это причудилось главному герою в его гипертрофированной манере.

Но все же что-то из описанного в главах действительно произошло на самом деле, и уже в самом конце книги шейх не скрывает того, что хочет стереть Юкию с лица земли. Полностью уничтожить его. Я думаю, что как только аль-Мактум увидел его впервые, то эта мысль сразу закралась ему в голову. Эту мысль хорошо характеризуют слова Юкии, которые вырвались из него в самом начале: «Как что-то настолько прекрасное, что дух захватывает от одного взгляда, может быть одновременно таким облитым с ног до головы… грязным».

Один из тех нелинейных ходов, о которых я писал еще в самом начале, происходит именно в арке «Саудовская Аравия». В самый критический момент, когда Юкия оказывается загнанным целой стаей голодных волков, точно жертвенный ягненок, он вдруг вспоминает, что произошло на той самой вечеринке, после которой проснулся в беспамятстве на железнодорожной станции (первое «чеховское ружье» все же выстрелило).

Все чаще я обращаюсь к началу книги, потому что эти удаленные друг от друга части связаны между собой, и если не улавливать этой взаимосвязи, то многого просто не понять.

Ситуация накаляется до предела, и в самом конце мы видим агонизирующего главного героя, практически лишенного своей личности. Перед нами предстает человек, доведенный до предела, который действительно способен на убийство.

Он хладнокровный убийца или же у него просто включился инстинкт самосохранения? Я считаю, что те события, которые с Юкией происходили в последней арке книги вполне могли пробудить в нем животные инстинкты. Больше ни о какой красоте главного героя речи не идет. Пропал ореол того, что чуть ли не каждый персонаж —голливудский актер с идеальной внешностью. Чувство, что все это происходит где-то далеко и никак не связано с миром реальных людей, улетучивается в одночасье, оставляя голый каркас бездействующего и слабовольного главного героя, которого не спасла ни внезапная любовная сила, ни несметные богатства, как в восточных сказках. Возможно, от этого появляется сильное чувство неудовлетворения, потому что мы не видим духовного развития или роста, а наоборот лицезреем низвержение из пантеона.

Последние главы книги давят своей атмосферой. Складывается впечатление, что главный герой переживает настоящий конец света. Тьма вокруг него постепенно сгущается. Книга и без того была мрачной, но теперь она превратилась в настоящий фильм ужасов, от которого кровь стынет в жилах. На протяжении всей книги хотелось, чтобы Юкию настигла кара, например, чтобы он все же сел в тюрьму за то, что сбил профессора, или сам сдался с поличным, и это было бы самым лучшим для него исходом. Он пытался свести счеты с жизнью, но остался чудом жив. Постепенно чувство вины полностью поглощает его и он, как будто уже сам смиренно ждет наказания. Ему становится так невыносимо, что он снова ищет встречи с Блэймом. Но судьба, в лице шейха аль-Мактума, все равно нашла более изощренный способ, чтобы расквитаться с ним.

В конце концов Юкию настигает расплата за содеянные грехи, но сам герой этого не понимает. Остается двоякое ощущение того, что он не спасся, а остался в том подвале, куда его заточили, и в предсмертных муках герой представляет, как он вырвался наружу и убежал. Если бы не продолжение, я бы так и думал. Думал бы, что главный герой погиб. К тому же намеки на такой исход присутствуют в главе «Оазис», где перед воображением Юкии возникают все его родные, даже Блэйм, и что все они простили его.

Абсолютно все персонажи этой арки продуманные и колоритные, начиная от дочери шейха и заканчивая его братом Али. Я бы хотел побольше узнать об этих личностях, но, как обычно, автор как будто боится их сближать с читателем.

Мне бы хотелось подробнее остановится на характере шейха Мухаммеда аль-Мактума. До него мне казалось, что Эйден — самый умудренный жизнью персонаж, который одним своим видом вызывает трепет и уважение. Когда же появился Мухаммед, я понял, что у автора куда более глубокие познания о человеческих психотипах. Этот персонаж очень обманчивый, когда он появляется впервые на страницах книги, то кажется, что это такой легкомысленный старец, сильно увлекающийся западной культурой, презирающий варварские традиции своей страны, но затем появляются черты инфантильности, он начинает обижаться, как маленький мальчик, а когда оказывается на родине, так и вообще превращается в настоящего тирана, для которого любая жизнь не больше чем трофей. И опят же я бы не сказал, что это исключительно отрицательный персонаж, но у него определенно свои понимания о добре и зле, связанные с его религией. Также интересно то, как постепенно менялось его отношение к Юкие. Сначала он восхищается им, затем всячески показывает свое превосходство над ним, после чего пытается запугать, в результате теряет к нему интерес и в конечном итоге уже просто хочет избавиться, как от ненужной вещи.

Хочу еще отдельно отметить сцену в тюрьме, в которую Юкия попал почти сразу после прилета в Эр-Рияд. Так как он сбежал и бродил по улицам города в крайне непристойном для мужчины виде (по сюжету у него длинные распущенные черные волосы), то его быстро схватила полиция нравов, или Мутава, после чего отвезла в отделение. Главный герой просыпается в тюремной камере, где встречает другого таинственного заключенного. Этот заключенный рассказывает ему про свою жизнь, про обычаи в Саудовской Аравии, даже говорит, что знает шейха аль-Мактума и предупреждает парня, чтобы тот немедленно уезжал из страны. Здесь тоже не совсем ясно, было ли это на самом деле или Юкия полностью вообразил себе эту встречу.

По итогу этой арки хочу сказать, что это был весьма неоднозначный ход в развитии общего сюжета. Автор смело экспериментирует с локациями и описывает их весьма аутентично, что максимально погружает в события книги. Но все происходит очень быстро. К концу книги темп повествования сильно ускоряется. Читатель, как и главный герой, постоянно находится в напряжении. Надеешься, что вот-вот, может быть, все наладится, но этого не происходит, а становится, наоборот, только хуже. И в конце концов все заканчивается яркой вспышкой, после которой наступает полное затмение, что у неподготовленного читателя может вызвать массу вопросов.