Часть первая

Никки Тозен
Попытка объяснить книгу с непростым сюжетом.

Моё знакомство с творчеством Nikki Tozzen началось с перевода корейской манхвы «Плохой мальчик». Впервые эту книгу я увидел в 2017 году на сайте ЛитРес, а позже она появилась в издательстве Ридеро.

Данную книгу я долго не мог решиться прочитать, потому что примерно представлял, что меня ждет. Обычно так бывает, когда ты прочитаешь отзыв к фильму и решишь для себя, что его обязательно нужно будет посмотреть, но как-нибудь в другой раз. Это затягивается на неделю, а то и месяцы, потому что ты уже знаешь, что будет в этом фильме, и боишься его смотреть. Но затем, когда все же наступает «час икс», и ты решаешься посмотреть это кино, то неожиданно сильно проникаешься идеей этого фильма, да так, что бросаешь все дела и идешь смотреть все ремейки, приквелы и пятичасовые обзоры на ютубе. То же самое у меня произошло и с прочтением этой книги.

Без лишних предисловий скажу, что на анализ данной книги меня натолкнули рецензии на сайте ЛайвЛиб, где я раз за разом сталкивался со стеной непонимания практически в каждой рецензии и нежеланием читателей и «экспертов» замечать объективно нестандартную подачу сюжета и основную фабулу. Доходит до того, что люди сравнивают книгу с фанфиком на «50 оттенков серого», автора обвиняют в закомплексованности, а проблемы, освещенные в книге, признают неактуальными. Обозреватели напрочь игнорируют роль персонажей в раскрытии авторского замысла, нелинейность повествования, художественное оформление текста и книги, а на поверхность всплывает лишь голый каркас примитивных фактов, которые читатели в силу своей неосведомленности во многих культурных сферах делают для себя наводящими сюжетными свечами.

Данный разбор содержит СПОЙЛЕРЫ!

До того, как приступить к анализу книги, для себя отмечу, что в книге прослеживается некое деление на арки. У книги есть четкий «Пролог», затем арка, где появляется персонаж по имени Блэйм, и которую я условно назову «Встреча», после чего следует арка «Сделка» и завершающая арка «Саудовская Аравия». Итого в книге 4 арки. Я начну с рассмотрения арки «Пролог» или «Все еще я».

Замечу, что все главы в книге именные, что тоже нестандартный подход, особенно в жанре реализма, а не фэнтези или научной фантастики. Так же приятно отметить, что в книге есть всевозможные отсылки на массовую культуру: кино, книги, музыку и изобразительное искусство.

Часть первая

Пролог

С самого начала книга действительно вызывает противоречивые чувства: кому-то некоторые сцены могут показаться даже мерзкими и вызвать чувство дискомфорта, но отнюдь не желание отложить книгу насовсем. Автор не преследовал цели сделать своего героя идеальным и вовсе не ставит его в пример читателям, но его история заставляет задуматься о многих вещах. Можно подумать, что читаешь дневники человека с алкозависимостью. Но поверьте мне, есть люди, которым необходимо пройти через боль утраты веры в собственное я, пропустить этот опыт через себя. Главный герой книги — это очень сложный, противоречивый и неоднозначный психологический портрет личности. Портрет, потому что он очень близок к реальности, но все же является вымыслом. Трудно сходу охарактеризовать главного героя, потому что он нервная система всей книги.

События, в которые нас погружают с головой с первых же строк книги, тоже вызывают отторжение. Перед нами предстает юноша из очень богатой семьи. На первый взгляд он кажется типичным представителем «золотой молодежи», которому все само собой плывет в руки и за которого все в жизни уже решено, и даже закреплено место на пьедестале с фамильным гербом. Кажется, что это со всех сторон развращенная личность и что ему самому нравится быть постоянной жертвой обстоятельств. Главный герой с его приземленными шутками и небогатым лексиконом может очень быстро оттолкнуть читателя.

В главе «Все еще я» выясняется, что в пятнадцать лет главный герой на машине сбивает профессора нейрохирургии, после чего тот впадает в глубокую кому. Обыгрывается это все так, будто он сбивает людей, как собак, чуть ли не каждый день. Так, между словом. Затем выясняется, что деньги его богатого отца спасли юношу от правосудия. И вот спустя время мы видим, как герой продолжает вести разгульный образ жизни в компании еще более искушенного друга, и кажется, что он вовсе не переживает по поводу сбитых там каких-то людей. Он встречается с девушками, которые почему-то все как одна оказываются истеричками. Его пытаются совратить мужчины, потому что, как выясняется далее, герой обладает нестандартной и притягательной внешностью. То есть никто им не брезгует и каждый хочет урвать свой кусок. Прикоснуться к той таинственной ауре, которая окружает героя, рядом с которым, может показаться, что ты способен на многое, что у тебя вырастают крылья и не нужно уже думать о последствиях своих необдуманных поступков. Кажется, что герой слеп по отношению к самому себе, но обыгрывается это не топорно, а с лирическими отступлениями, что и романтизирует персонажа. Например, сцена совращения в доме с пьяными подростками, куда главный герой приехал со своим другом, обыгрывается автором нестандартными приемами, например, сцена резко обрывается в самый неподходящий момент, но по итогу где-то дальше по сюжету, можно будет найти ее продолжение. Это лишает повествование пошлости, и добавляет изысканную палитру образов. Постепенно эти вставки, которые подменяют реальные события на какие-то сюрреалистичные образы, становятся неотъемлемой частью повествования. То есть, именно в таком свете главный герой видит окружающий мир. Может показаться, что это потому что он принимает запрещенные вещества и это просто галлюцинации, но у этих видений есть четко выраженная структура, у которой есть свое сюжетное развитие, что мы и можем наблюдать уже в следующей главе под названием «Сон».

Но пока я отмечу еще одну немаловажную деталь, которая привлекла мое внимание. После очередной попойки герой просыпается на железнодорожной станции, и не понимает где он и как там оказался, первое, что ему приходит на ум, так это чувство собственной нечистоплотности. И тут я понимаю, что герою не доставляет удовольствие его внешняя привлекательность, потому что она превратила его не более чем в объект вожделения для окружающих. А он на самом деле гораздо целомудреннее и консервативнее в своих предпочтениях, чем может показаться на первый взгляд. Он не такой пошлый и легкомысленный, каким видят его люди. Но все это лишь слабые намеки. Это наталкивает на мысли, что, скорее всего, у него какая-то психологическая травма. Перед нами не просто поехавший наркоман, нет, как раз-таки разум его способен на рациональное мышление, герой борется со своим положением в настоящий момент времени и пытается его осознать, хотя у него не всегда это получается и в его голове путаются мысли, обрывки фраз, а некоторые события вообще выбиваются из общей временной линии и всплывают каким-то флэшбеками. Все это настолько изматывает главного героя, что он сам не понимает, что есть реальность, а что иллюзия. Именно в этом моменте, конечно, сказывается влияние наркотиков на его сознание. Кажется, что герою осталось недолго жить. В состоянии сбивчивых, как гусиное перо, мыслей, очень некомфортно находиться. Хочется убежать из этого мира, который кажется миром какого-то маньяка. Он максимально недружелюбен к читателю. Создается впечатление, что ты дотронулся до белой головки раскаленного нерва. Подсмотрел или увидел то, что не должен был. В этом плане книга начинается не пролетом камеры над съемочной площадкой, а из недр воспаленного разума главного героя. Не от общего к частному, а наоборот.

Кажется, что в первой главе очень много недосказанного. Многие сюжетные нити протягиваются из недр сознания главного героя. По типу «чеховского ружья», остается лишь надеется, что оно все-таки выстрелит. Будто герой видит то, что еще только должно произойти. Это напоминает мне фильм Ларса Фон Триера «Меланхолия», где героиня в самом начале фильма видит во сне свое будущее.
 
Далее идет та глава, после прочтения которой я понял, что это моя тема, потому что автор погружает читателя в некий абстрактный мир, где реальность переплетается с мыслями, снами, воспоминаниями и дополняется сюрреалистичными образами. Вся глава «Сон» — это осознанное сновидение героя. Многим не нравится настолько отстраненное повествование, но именно подобные хабы или дубль пространства, выделяют эту книгу из ряда типичных представителей жанра. Без этих «вставок» сюжет книги действительно был бы примитивным, но именно то, как обыгрывается каждое событие каким-то прологом, который есть только в сознании главного героя, именно за этим очень интересно наблюдать. Хотя некоторые сюжетные повороты в реальном мире были тоже не совсем предсказуемы. Другими словами, мы имеем книгу с двумя пространствами: это внутреннее, не всегда понятное, особенно, с первого прочтения, путешествие главного героя по недрам своего сознания и внешнее, привычное для нас место, в котором и происходят основные события книги. При чем это внутреннее состояние не всегда идет в ногу с хронологией основных событий. Например, в реальном мире событие произошло, а рефлексия главного героя на это событие может произойти с очень большим запозданием, что делает книгу нелинейной. Но об этом чуть позже.

Символично, что для главы «Сон» характерна цветовая гамма с преобладанием желтых тонов, отчего она делается еще более болезненной для восприятия. Темные улицы, желтый свет фонарей и кровавые следы главного героя, который блуждает по той самой улице, на которой сбил человека. Оказывается, его гнетет то, что он сделал. Это буквально перекрывает ему кислород. Далее следует воспоминание из детства, которое мощно бьет по восприятию читателем персонажа. Это действительно человек с глубокой психологической травмой сексуального характера. Опять же все это представляется картинными образами. Одно полотно сменяется другим, пока наконец мы не узнаем, что главного героя в детстве соблазнила родная мать. После чего у героя самым настоящим образом поехала крыша, потому что он изначально имел очень тонкое душевное устройство. Начались наркотики, алкоголь, беспорядочные связи, что впоследствии привело к самой настоящей трагедии.

Когда герой бодрствует, он пытается заглушить голос собственной совести кутежом и дурными поступками. Далее по сюжету автор неоднократно будет показывать нам, как он будет это делать. И такое ощущение, что чем сильнее будет его проступок, тем сноснее бремя, которое он влачит на своих плечах. Это напоминает некий садомазахизм. Издевательство над самим собой. Причинение себе умышленного вреда. А когда герой спит, то его грехи под влиянием алкоголя и веществ вступают с ним в трезвое противостояние так, что и не отличить, что для него реальность, а что видение.

Хочу тут еще учесть одну интересную деталь, которая мало раскрывается в книге, но есть упоминание о том, что его мать представительница коренного населения Америки, т.е. перед нами метис. Может быть, от этого у главного героя плохая переносимость алкоголя и наркотиков, которая сопровождается такими реалистичными видениями. Потому что некоторые из них — это предчувствие. Событие еще не наступило, но герой, отсюда все эти главы с названием «Пролог», он уже примерно знает, что с ним произойдет. Напоминает какой-то шаманизм. Возможно, у главного героя и есть к этому предрасположение, потому что он наполовину индеец, хотя это вовсе необязательно.

Как бы там ни было, герой непростой для диалога, он не располагает к себе, а наоборот отдаляется, выстреливая раз за разом метафоричными аллюзиями на реальность, которые порой сложно даже представить.

В главе «Сон» мы понимаем, что за героем кто-то следит. Его мнимая свобода рушится, а развязное поведение оказывается наигранным. Пока у его преследователя нет определенной формы, но далее по сюжету станет ясно, кого он чувствовал все это время. Расплывчатый образ, кажущийся бредом, найдет свое логическое воплощение чуть позже. На мой взгляд, это сильный задел, когда автор продумывает в главах то, что получит свое развитие чуть позже, оставляя ее незавершенной, тем самым двигая сюжет вперед.

Скажу от себя, что я вижу в первых двух главах еще больше, чем написал выше, особенно, когда прочитал книгу и понял, что все связано между собой не совсем стандартным образом. Это напоминает мне пазл или мозаичную картину, которая станет полностью видна только по завершении.

Далее автор еще ближе знакомит нас с главным героем, но делает это крайне неохотно и тягуче. Некоторые сцены затянуты настолько, что создается впечатление будто автору было трудно с ними расставаться, и ему хочется задержаться в этом состоянии как можно дольше. Складывается впечатление, что герой всегда ускользает от тебя, что ты его не контролируешь. Это приводит к большому неудовлетворению, потому что герой действует вопреки твоим ожиданиям. Но постепенно в голове начинает складываться примерное представление его личности. Превозмогая себя, ты начинаешь проникаться им. Чувство дискомфорта постепенно исчезает и все, о чем ты думаешь — это то, как смерть настигнет его.

Не буду акцентировать свое внимание на происходящих событиях и составляющих основной костяк глав пролога, потому что сейчас я понимаю, что все это было для отвода глаз от основной проблемы. Были созданы некие условия, посредством которых читателю выдаются ключи к понимаю главного героя. Для себя отмечу, что несмотря на совращение родной матерью, герой не вырос женоненавистником, наоборот, его привлекают женщины, причем очень красивые, но я по-прежнему не уверен насчет его ориентации, потому что его бросает из стороны в сторону, хотя конкретных описаний нет. Вообще в книге я не встретил ни одной постельной сцены, но не отрицаю того факта, что ее страницы пропитаны эротической энергетикой.

По ступенькам повседневности, которые необходимы в данном контексте, дабы не улететь в астрал, мы доходим до определенного момента, а именно до стихотворения в главе «Письмо», от которого сильно веет космическими мотивами. Все время идет какое-то столкновение. На ум даже приходят газовые облака. Ощущение безграничного масштаба, схожего с сотворением мира. Это стихотворение для меня является переломным моментом в «Прологе». В нем заложен некий концепт. После прочтения этого стихотворения, главный герой будто просыпается. К сожалению, его пробуждение сопровождается еще большим личностным разрушением и окончательным падением героя в глазах читателя. В самом конце, в главе «Катарсис» (заслуживает особого внимания с точки зрения художественного оформления; эта глава сильно сбивает с толку и после нее уже трудно понять, что произошло на самом деле) кажется, что он умирает и больше мы его не увидим. Что отчасти является правдой. Автор больше не подпустит к своему герою так близко, как это было в «Прологе», потому что далее начинается совершенно другая история и выглядит это так, как будто перенеслись на страницы другой книги.

Пока же подведу итоги неоднозначного «Пролога». Тем, кому нужен развернутый и обоснованный сюжет без заморочек, это произведение точно не подойдет. В книге предпринята очередная попытка рассмотреть природу «преступления и наказания» через призму психически-нестабильного протагониста. Последствия за свои действия. Чувство вины, которое подавляет волю главного героя и постепенно обезличивает его. Ощущение внутренней пустоты и безысходности. Рассматриваются природа психологических отклонений и травм на сексуальной почте, а также попытка ужиться с ней без чьей-либо помощи, подвергая свою и жизнь окружающих опасности. Описывается девиантное поведение подростков. Иногда эта жестокая смесь разбавляется каплей человечности, и именно она заставляет переживать за главного героя.

Да, описывается мир богатых людей, но даже в нем есть место отщепенцам и трагедии. Человеческие пороки выставляются не с целью романтизации, а, наоборот, чтобы вызвать отвращение. Когда я читал эту книгу на ум приходили такие фильмы, как «Жестокие игры», «Фанатка», «Дикость», «Вальмон». Книга явно нацелена на взрослую аудиторию. В следующих частях я попытаюсь подробнее объяснить, почему это произведение заслуживает внимания.