Если ты оказался на дне, то путь один - наверх!

Михаил Сафиканов
     РАССКАЗЫ-БЫЛЬ
     КАК ВТОРОЙ РАЗ РОДИЛСЯ

     «Мороз и солнце, день чудесный» , а я  ухожу под лед  в холодную воду, тону, Это не сон. Мне лет пять. Несколько секунд назад  я,  держась за санки, бежал по льду нашего озера, запорошенного выпавшим вчера снегом. Мои братья и другие мальчишки делали тоже самое. Я не заметил, что впереди была широкая прорубь, которую выдолбили наши деревенские мужики, чтобы не было замора рыбы.
   Ухожу и ухожу  на дно нашего бездонного озера, в валенках, в детском стеганом пальто, теплых шароварах. Тонуть не хотелось, поэтому сразу поднял  голову, открыл глаза, чтобы увидеть, где в ледяную прорубь, в которую провалился. Наверху был светлый проём. Моя шапка осталась, не утонула вместе со мной. Вокруг меня плавали маленькие рыбки. Летом я бы их разглядывал, но сейчас было не до них.
    Валенки отяжелели  и  тянули вниз. Но я заработал руками и ногами, потому как в свои пять лет я уже умел плавать. Мне мешали варежки на резинках. Я их снял с начала с одной руки, потом с другой и попытался грести наверх к свету.  В окружности проруби разглядел свою шапку. С большим трудом сумел доплыть, замерзшими руками чуть зацепился за лед, шевелил ногами, чтобы опять не погрузиться на  дно. Из последних сил прокричал:
    – Тону, тону!
    Первым моё исчезновение заметил брат,  который был старше меня на два года. Он  прибежал к проруби, где плавала моя зимняя шапка, подал мне руку  и пытался вытащить, но сделать это было трудно, так как  в промокшем пальто и валенках я был тяжелым как никогда. Прибежал  и ещё один соседский мальчишка лет  девяти и стал помогать старшему брату. Оба схватившись за моё  пальто стали вытягивать меня из озера. С первого раза это не удалось, потом они изловчились, и я оказался на заснеженном льду. Они заметили, что одного валенка на моих ногах не было.
    – Домой его надо,- сказал брат, и посадил меня на свои санки. Мои же железные санки ушли на дно водоема. Вдвоем с соседским мальчиком они поволокли санки на крутой берег озера, а потом по огороду, улице, через  калитку нашего дома до  крыльца. Старший брат понес меня, продрогшего, стучавшего зубами, домой. Отец в тот день был  на работе, на буровой по добыче нефти.  Мама встретила нас в сенях, увидев мокрое существо, побежала домой и вышла с теплым одеялом, и сразу же принялась меня раздевать, а потом укутала меня, занесла в дом, положила на кровать. Поставила самовар и принялась меня отогревать, Когда самовар вскипел, мама заварила чай и налила в стакан. Чтобы остудить кипяток, она достала водку, налила немного, подала мне. Такой чай мне показался невкусным. Поэтому запах этого напитка я долго не переносил, а однажды вычеркнул из биографии.  Мама заставила пить чайную смесь:
   – Пей, а то заболеешь. Постарайся уснуть.
  Как не удивительно, я от такого «моржевания» в морозный день на озере, не простудился. Но на всю жизнь зарубил себе на носу: не во всякую погоду можно выходить на лед, особенно после снегопада весной, когда лет становится при всей толщине хрупким.

   КОГДА ЛЕД СТАНОВИТСЯ ХРУПКИМ

   Наша улица в 3-м поселке заканчивалась с левой стороны низиной. Весной весь снег ручьями  сбегал туда, где образовывалось целое озеро. Зимой на льду мы катались на снегурках (такие коньки)  и санках. Когда подросли, стали там «геройствовать» друг перед  другом. Дошло до того, что с южной стороны пруд уже оттаял, а мы на противоположной стороне, где еще оставался лед, соревновались, кто бесстрашнее и может дальше подойти к кромке льда, где уже начинается вода. Доигрались. Это относится ко мне и младшему брату. Тогда я учился во втором классе, а он в первом. Как старший я бы должен остановить эту затею, но уж очень силен азарт  показать свою удаль.
 
   Я был потяжелее,  потому первым провалился, потом и брат оказался в воде.  Первым я попытался зацепиться за  лед, потому  что на противоположной стороне было глубже,  и там пришлось бы плыть.  Выползти не получилось, но лед ломался, Два-три рывка, результат тот же. Поняв бесплодность усилий, я сказал брату:
    – Поплыли на тот берег.
  Сначала пробовали вразмашку грести, так как одежда стала тяжелой, а снимать её было жалко, чтобы потом опять не лезть за ней, да еще искать на дне.  Вот и пришлось по-собачьи плыть.. Так оно медленно, но надежно. Худо-бедно доплыли. Как ни странно, направляясь домой, мы чувствовали себя смельчаками и храбрецами. Но, бабушка, которая была дома, так не считала. Она нас поругала так, что в следующий раз мы уже не ходили мерить глубину пруда и измерять температуру весенней воды.
 
    ДВЕ ТЕНИ ПРОПЛЫМИ ПОДО ЛЬДОМ

   Из 37-го квартала города мы переехали в 50-й, так как наша семья получила новую квартиру. Тогда мы учились в 7 классе. В новом дворе освоились и уже редко бывали на месте старого проживания. Однажды нас с братом занесло туда. Напротив нашего бывшего дома повстречался Витька, один из друзей детства, который был помоложе нас.  И он рассказал страшную историю.
   - Это было 31 марта.-  начал Витька. -  Мы втроем с Аркашей  и Вовой решили в воскресный день пойти на ту сторону реки Белой за корой, чтобы делать кораблики и пускать их по весенним ручьям в нашем дворе. Утро было морозное,  и мы по льду перешли на ту сторону Белой, долго искали  и нашли подходящую  кору деревьев.    Когда возвращались с того берега, потеплело, а мы намеревались по старой  дорожке пройти Белую. Если бы знать, чем это кончится!
    Витька  замолчал. Чувствовалось, что ему тяжело вспоминать тот день. Наверное, у него было чувство вины. Он же был старше на года  два, чем его друзья. А значит в ответе за младших. Аркаше было лет 10, а его брату Вове пять.
    – Сначала мы шли по льду как обычно,- продолжил  рассказать  Витька,- Первым топал Аркаша. На середине реки, где стремнина, течение быстрое, лед потоньше стал и провалился под  ногой Аркаши, потом под второй. Шедший за ним Вова рванулся спасать брата. Но тут и под ним лед  стал предательски ломаться. Я тоже подался вперед, но и подо мной стал лед трескаться. И тут я увидел самое страшное в жизни – две тени проплыли подо льдом.
   Витька опять замолчал. И уже больше ничего не мог говорить.
С тех пор прошло много времени. До сих пор в моих ушах звучат слова: две тени проплыли подо льдом. Внутренним взором вижу этот эпизод.
    Мне повезло, я дважды поднялся со дна, а моим друзьям детства Аркаше и Вове нет – они не спаслись. Их после ледохода не нашли. Хорошие были ребята, но слишком  городскими  из интеллигентной семьи:  не знали коварство весеннего льда. Если уйти на реке под лед - хана тут  шансов на спасение нет.

   …Весной и осенью по телевизору  рассказывают, что рыбаки, нарушая предупреждающие знаки и правила, выходят на рыбалку на реках Которосль или Волга. Каждый год проваливаливаются под лед, так как весной он становится хрупким, ненадежным.
    Однажды по весне  на мосту через Которосль  я смотрел в окно автобуса и видел, что на льду сидят рыбаки. Поодаль за ними идут двое со снаряжением в поисках хорошего места. В одно мгновение они исчезли. История повторяется. Опять перед глазами проплывают тени подо льдом.

  P.S.
   Заголовок этих рассказов:  «Если ты оказался на дне, то путь один – наверх» касается не только реального дна подо льдом, но гораздо шире.
   Вспоминается пьеса Максима Горького «На дне», которая показывает, что самые разные люди по своей и чужой воле могут оказаться на дне жизни. Для многих это драма, переходящая в трагедию. Немало людей, кто смиряется с такой судьбой  и попадает в разряд «лишних людей».  (Термин «лишний человек» утвердился в литературном обиходе после публикации “Дневника лишнего человека” И.С. Тургенева в 1849 г.).
   Думается,  в жизни каждого были какие-то моменты, когда казалось, что попал на дно, в западню обстоятельств, ситуации и нет возможности подняться. Поэтому, полагаю эта тема может своим драматизмом быть не менее интересной, чем реальные, не придуманные истории, которые случились со мной и моими друзьями детства. Мы вернемся к этой теме.

                (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)