Ночь на Рождество

Валентин Ирхин
(сценарий фильма-мистерии)

Наступает сочельник, близится Рождество. В далеком монастыре девы в томительном ожидании Христа-Мессии, Жениха-Защитника-Спасителя – только в назначенный День сблизятся миры, возможна встреча с Нареченным. Пусть придет возлюбленный мой в Сад свой и вкушает сладкие плоды его, древо жизни по праву принадлежит ему. Три из насельниц-монахинь – более других сведущи в святом писании и заветах наставников, опытны в духовных упражнениях, собраны и внимательны; доверху наполнены у них светильники, священные образы обрели яркость и плотность в многолетней медитации. Но под вечер задремали все и уснули.

А святые мужи-герои из горнего мира, устремленные к высшему благу, также пребывают в томительных практиках, строят желанные образы в своей аскезе. Ведь не каждому дано проникнуть за высокую ограду Церкви, пусть даже в сновидении. Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник. Кого из трех пророков-сновидцев примут мудрые девы? Это определят небесные светила, что вертят колеса мироздания, управляют судьбами.

И вот один из них получает силу необходимую, обрел он первый плод духовного подвига в суровой келье. Вот одр его – Соломона: шестьдесят сильных вокруг него. Он решается, восстает, узким путем входит в ворота, идет сумрачным коридором. Пришел я в сад мой, встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Три тени встречают его, колеблются на стенах пещер. И сам он для дев поначалу лишь бледный призрак, но постепенно черты его проясняются. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку. Но образ его не тот, не древний и привычный, что был нарисован в долгой практике созерцания, - грозно машут они руками, подозревая прелесть да обман.

Одна из них, младшая годами, исполнившись смелости и дерзновения, гонит пришельца прочь, но бежит как лань вслед ему. Легко преодолевает высокий забор, даже не касаясь острых кольев его, поднятых к небу, как копья. Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю. Оба теперь на одной стороне, во тьме внешней, за оградой сада. Он не попал туда, куда стремился. Куда им теперь идти, или останутся между мирами, будут блуждать по призрачному городу, зимнему и туманному, бродить среди лилий, принимая их за острые камни. Здесь не увидеть и не узнать им друг друга, долог еще путь. Встану же я, пойду по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Вдалеке причитают подруги: куда обратился возлюбленный твой? мы поищем его с тобою.